ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Древний и современный Тараз Исследования

В городе Таразе 8 октября в рамках празднования 550-летия с момента основания Казахского ханства был открыт историко-культурный центр (ИКЦ) “Древний Тараз”.
У него есть своя история. Несколько лет назад в центре города, на месте главного рынка, были обнаружены интересные артефакты, связанные с жизнью древнего Тараза. Археологи подтвердили историческую ценность находок. Далее было принято решение перенести рынок, начать полномасштабные раскопки и создать на этой основе историко-культурный центр с археологическим музеем под открытым небом. Комплекс должен стать туристическим брендом Жамбылской области и визитной карточкой современного Тараза

В Средневековье на территории современной Жамбылской области, на Великом шелковом пути, располагались такие города, как Тараз, Джувикат, Нижний Барсхан, Хамукат, Оххум, Акыртас, Орнек, Кулан, Мерки, Аспара и другие. Но они возникли не на пустом месте, об этом свидетельствуют древние стоянки эпохи бронзы, царские курганы саков и усуней, тюрские стоянки и некрополи, резиденции западно-тюркских каганов, галереи петроглифов... Особое место среди древних памятников на этом пути занимал средневековый Тараз. В письменных источниках он известен как Талас, или Янги-Талас. В VII веке он стал крупным городом, игравшим важную роль на трассе Великого шелкового пути.
Учеными-археологами было выявлено, что городищем древнего Тараза является территория бывшего центрального рынка. Именно в этом месте расположился историко-культурный центр “Древний Тараз”.
Сегодня мы говорим с авторами проекта Эскандером Байтеновым (Э.Б.), доктором архитектуры, профессором КазГАСА, и Галымом Исабаевым (Г.И.), кандидатом архитектуры, профессором КазГАСА. Они расскажут о концепции комплекса и его историко-культурной значимости.

alt

Входная группа с трехлепестковой аркадой встречает гостей центра “Древний Тараз”

Э.Б.: В целом архитектурно-градостроительная концепция центра “Древний Тараз” основана на идее Великого шелкового пути, когда посетители ИКЦ во время пешей прогулки знакомятся с основными компонентами комплекса. Это старинный некрополь (мавзолеи Карахана, Даутбека), торгово-ремесленные ряды, “Дом дружбы” на площади, перед которым возвышается стела “Тараз сазы” (“Мелодия Тараза”). Рядом находится сквер “Мынбулак” со Смотровой башней. Далее к музею “Древний Тараз” посетитель проходит по аллее “Великий шелковый путь”. Музей и место, где ведутся археологические раскопки, завершает пеший маршрут.
Это общая концепция историко-культурного центра. Сегодня завершен только первый этап строительства. Сейчас идет работа над “Домом дружбы”. В будущем, вероятно, появятся и торгово-ремесленные ряды. И тогда идею организации комплекса можно считать полностью состоявшейся.
- Давайте остановимся подробнее на объектах комплекса.
Э.Б.: Начну с Входной группы. Она находится на главной смысловой оси, соединяющей памятник Жамбыла и здание Дома дружбы. Через трехлепестковую аркаду мы попадаем на площадь с декоративным мощением в виде домбры, в резонаторе которой расположен небольшой амфитеатр со сценой, на которой находится стела “Тараз сазы”. Этот восьмиметровый арт-объект из гранита (исполнитель А. Лобачев) фиксирует центр площади и подчеркивает главную ось комплекса.
Мы подходим к скверу “Мынбулак”. Вообще так называется живописное плато на юге Жамбылской области. Согласно данным исторических источников, там располагалась летняя резиденция Западно-тюркских каганов. В частности, это известно по воспоминаниям китайского монаха Сюань Цзана (VII век), который писал об этих благодатных местах, великолепных шатрах и многочисленной свите Тун-джабгу кагана - одного из самых блестящих представителей древнетюркской элиты.
Планировка сквера “Мынбулак” раскрывает смысл этого покрытого цветочным ковром плато с многочисленными родниками. Их воплощением является центральная спиралевидная композиция, из центра которой по желобам вода стекает в круглые бассейны с цветочными клумбами в центре. Вокруг этой центральной композиции, окруженной пешеходной дорожкой, располагается пояс из круглых площадок с цветниками и “трилистниками” скамеек, в центре которых расположены тенистые деревья. Здесь же должны быть мини-аулы, состоящие из трех юрт каждый. В них усталым путникам будет предложен отдых, а жажду они утолят прохладным кумысом или шубатом. В этом же сквере находится 34-метровая Смотровая башня. С нее открывается захватывающая панорама на весь комплекс “Древний Тараз”. В этой башне посетители видят образ степного тюльпана.

alt

Смотровая башня

Аллея “Великий шелковый путь” - это парк, который должен воплощать традиции садово-паркового искусства стран, объединенных Великим шелковым путем. Это сады испанской Альгамбры и Византии, средневекового ландшафтного наследия Центральной Азии и Китая. В центральной части садово-парковой композиции находится система садов “чор-баг” (“четыре сада”), специфическая планировка, характерная для стран Среднего Востока, Индии, Афганистана. Это композиция в виде квадрата, разделенного на четыре части с фонтаном в центре. Каждая из частей развивает стилистику садов, характерных для Ирана, Индии, Средней Азии и Южного Казахстана. Тем более что источники упоминают сады древнего Тараза. Так, географ Х века Макдиси писал: “Тараз - большой укрепленный город, с множеством садов...”.

alt

Сквер “Мынбулак”

Г.И.: Хотел бы рассказать об инновационной идее в музее “Древний Тараз”. Сводчатый потолок образует идеальное пространство для сбора отработанного теплого воздуха и его использования для нагрева внутреннего пространства. Благодаря рекуперации создается расчетная экономия тепловой энергии до 60 процентов.
Архитектор, разрабатывая проект здания, особенно такого, как музей, обязательно представляет, каким должно быть его внутреннее пространство. И это не просто интерьер, ограниченный строительными конструкциями, а дух и характер самой экспозиции. Эта “начинка” и есть основное содержание музея. Такой концепции придерживались и мы - в музее экспозиция располагается на трех уровнях, освещенных верхним естественным светом. К сожалению, наше, авторское, видение не было учтено - пока оформители пошли по упрощенному варианту и поставили массивные типовые витрины. Зачем же мы тогда делали такое богатое внутреннее пространство, когда эти витрины могли быть вполне уместны в простой прямоугольной “коробке”? Все-таки здание необычное. Уникальное терракотовое панно, расположенное над входом, в соавторстве с нами выполнено известными скульпторами Эдуардом Казаряном и Каиржаном Токишевым. Кровля свода, которую видят посетители с уровня земли, облицована цветной мозаикой в виде ковра. Хочется верить, что и экспозиция обретет содержательную и пространственную концепцию.
Э.Б.: Музейная экспозиция - это “живой”, постоянно обновляемый процесс. Здесь не место подробно рассказывать о нашей концепции, хотим лишь отметить - мы планировали использовать и свод основного зала. Во-первых, это полупрозрачный полог, который должен препятствовать проникновению прямых лучей верхнего света, вредных для артефактов. На него будет нанесена карта мира знаменитого арабского географа XII века ал-Идриси с указанием месторасположения Тараза. Ее предоставили археологи К. Байпаков и Д. Воякин. Во-вторых, на своде выставочного зала длиной 50 метров мы расположим маршрут Великого шелкового пути от Сианя (Китай) до Венеции. И здесь не обошлось без высоких технологий - этот путь будет нанесен на спутниковые снимки поверхности Земли. Они детально отражают степи, пустыни и горы, то есть те препятствия, которые преодолевали торговые караваны. Руководство области поддержало наше предложение. В случае реализации эта идея выделит музей “Древний Тараз” из массы историко-краеведческих музеев.
К тому же хотелось бы увидеть и технологию производства шелка как основного продукта торговли, давшего название самому Великому шелковому пути. Все ли мы знаем, что древние тюрки пользовались наряду с шелком (“цзен”) еще и грубой шелковой тканью (“сюй”), парчой (“цзин”) и пестрым шелком (“цай”)? Именно пестрая шелковая ткань, которой был украшен шатер Истеми-кагана (младший брат Бумына, основателя Первого тюркского каганата), запомнилась византийским послам. Конечно же, посетителям было бы интересно познакомиться и с производством бумаги. Технология ее производства стала известна на Западе благодаря китайцам, плененным во время Атлахской битвы между арабами и китайцами в 751 году в долине реки Талас недалеко от древнего Тараза.
Позже возникли различные центры производства бумаги. В Средней Азии выделялся самаркандский. По сообщению Алмаса Ордабаева, который занимался реставрацией мавзолея ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, найденные там рукописи были на бумаге, произведенной в Самарканде.
К тому же экспозиция должна быть построена с учетом посещения людьми с ограниченными возможностями, и не только опорно-двигательного аппарата, что, кстати, мы учли, но и, например, посетителями с ослабленными зрением и слухом. В этом случае в музеях мирового уровня используется не только азбука Брайля с аудиосопровождением, но и экспонаты для тактильных и обонятельных ощущений. Что является средством социокультурной адаптации этого контингента посетителей. Разве можем мы игнорировать все это (особенно в преддверии ЭКСПО-2017), когда Тараз будет принимать гостей со всего мира?

alt

Стела “Тараз сазы”

Г.И.: Еще один интересный объект - “Дом дружбы”. Это многофункциональный центр, где будут проводиться разного рода симпозиумы, выставки, встречи, праздники. И для это будут созданы все условия. Он пока на стадии строительства. И разговор о нем еще предстоит. Но сегодня мы можем отметить, что здание спроектировано с учетом требований энергоэффективности. Здесь мы используем образ “парящего” купола, в котором использована естественная система вентиляции для уменьшения затрат (до 75 процентов) на кондиционирование и обогрев.
- В чем, по-вашему, значимость подобных комплексов для областных центров?
Э.Б.: Многофункциональный характер нашего историко-культурного центра помимо чисто научного значения предлагает и разнообразное проведение досуга: познавательный туризм, отдых, прогулки, погружение в атмосферу средневекового города. Все это является эффективным средством притяжения различных по интересам групп населения. Вовлечение как можно большего количества посетителей будет способствовать популяризации нашего культурного наследия и станет дополнительным источником для бюджета города. Создание уникального архитектурного комплекса с постройками в яркой региональной стилистике, воплощающей идентичность Тараза, привлекательно для иностранного туризма. Благодаря этому Тараз приобретет особый статус не только среди казахстанских городов, но и в странах Центральной Азии.
- Проект такого масштаба, скорее всего, требует работы в команде...
Г.И.: Да, конечно. Проект выполнялся в Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА), где была создана творческая группа, и руководство обеспечило нам благоприятные условия. Непосредственное участие в разработке проекта принимали наши профессора К.А. Куандыков и Н.М. Койшанбаев, В.А. Хомяков и Н.Ж. Козбагарова, руководившие проектировщиками - выпускниками, магистрантами и студентами нашей академии. Трудно переоценить вклад Р.Ж. Бижигитовой, советника областного акима - именно она предложила туристическую концепцию центра и занималась организационными вопросами. И, конечно же, историко-культурный центр “Древний Тараз” вообще вряд ли был бы осуществлен в таком объеме без инициативы К.Н. Кокрекбаева, акима Жамбылской области. Безусловно, большую работу проделали и руководители строительных работ Р. Демир, Ж. Конысбаев, Д. Глазунов, Т. Манашев и Ж. Абдекеров.
Насколько мне известно, проект был осуществлен при финансовой поддержке акиматов Астаны, Алматы, Западано-Казахстанской области, компании “Тенгизшевройл” и, конечно, акимата Жамбылской области, а также и других спонсоров.

alt

Музей “Древний Тараз”



Беседовал Алан Байтенов
Фото Куата Куандыкова, Эдварда Майтпасова

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение