ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Космическая афера, или Проклятие “Бурана” Исследования

Константин Маскаев
В прошлом номере, рассказывая о судьбе “Бурана”, орбитального самолета многоразового использования, нам удалось проследить историю одной большой страны под названием Советский Союз, которая достигла вершин технологического и интеллектуального развития, оказалась на пороге покорения дальнего космоса и использования самых совершенных инноваций здесь, на Земле.
Мы обнаружили, как внешнее воздействие, опираясь на лицемерие большевиков и слабость политической аргументации, привело к развалу страны и краху многих перспективных идей. Не стало страны, способной реализовать самые смелые наукоемкие проекты.
Совершив лишь один космический полет, советский корабль многоразового использования “Буран” встал на вечный прикол в одном из корпусов на космодроме Байконур. А затем и погиб в мае 2002 года под рухнувшей крышей.
Мы продолжаем рассказ об этой большой мечте, которую реализовали, но не развили

В мире специалистов, как в бывшем Союзе, так и за рубежом, никто не спорит с утверждением, что на тот момент корабль “Буран” оказался самой совершенной машиной, созданной человеком. В этом проекте реализовали около 400 открытий и инновационных решений. “Буран” оказался лучшим по многим параметрам. Грузоподъемность в два раза выше, чем у американских аналогов. Советский орбитальный самолет мог вывести на орбиту до 30 тонн и вернуть на Землю до 20 тонн оборудования, грунта, чего угодно. Габариты грузов, которые “Буран” мог выводить и забирать с орбиты, тоже были больше. “Буран” был способен снять с орбиты все модули орбитальной станции “Мир”. Ее и другие отработавшие объекты можно было бы не топить в Тихом океане, а возвратить, изучить и использовать хоть в качестве тренажера, хоть в качестве музейных экспонатов.
Можно было бы снимать с орбит космический мусор - фрагменты разрушенных спутников и отработавшие корабли.
“Буран” отправился на орбиту и вернулся на Землю полностью в автоматическом режиме. Американцы так и не научили этому “шаттлы”. Их корабли всегда сажали пилоты. Беспилотный космический полет “Бурана” с автоматической посадкой оставался неповторимым 22 года, до момента возвращения на Землю американского экспериментального самолета Boeing X-37B 3 декабря 2010 года. Но с учетом того, что стартовая масса Х-37В около пяти тонн, полет 80-тонного “Бурана” можно считать непревзойденным по сей день.
Ракета-носитель сверхтяжелого класса “Энергия”, которая увела “Буран” на орбиту, стала самой мощной из космических ракет за всю историю исследования космоса. И она же была этапным проектом по созданию следующей, еще более мощной ракеты “Вулкан”, которая уже сегодня могла бы доставить человека на Марс.
Космическая советская программа развалилась вместе со страной. Западный мир приложил достаточно усилий, чтобы внимание главного своего оппонента в лице СССР переключить на решение внутренних проблем и противоречий. Запад добивался, чтобы цвет нации - инженеры, гуманитарии, люди науки - шли на улицы торговать скарбом, одновременно развернул настоящую “охоту за головами”, предлагая выгодные условия для ученых, техников, испытателей. Не все, понятно, откликнулись на зов той дудочки, оставались верны интересам своей разрываемой страны.

Трагическая
закономерность
Странные обстоятельства того времени заставили людей, занятых в космической сфере, говорить о так называемом “проклятии “Бурана”. О нем догадываются, но стараются не распространяться. И сам факт утраты амбициозной программы, и какая-то бестолковая гибель орбитального корабля под обломками рухнувшей крыши МИКа указывают на действие того, что мы привыкли называть злым роком, причины которого сложно понять. Можно лишь констатировать следствие. Как сложно объяснить, не прибегая к конспирологической теории, например, и трагическую историю, которая постигла отряд пилотов “Бурана”.
Их готовили. Готовили заблаговременно. Часть из них предварительно слетала в космос на “Союзах”. Другие испытывали различные военные самолеты или поднимались в воздух на атмосферных собратьях орбитального корабля. Они должны были пилотировать “Буран” уже в четвертом полете в космос. Но многих из них не стало в расцвете летной карьеры. Как говорят у летчиков, одна ошибка - случайность, две - совпадение, а три - закономерность. Не стало шестерых!
Первым ушел Олег Кононенко. Он был одним из первых летчиков-испытателей в программе “Спираль”, тренировался в Центре подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина для полетов на ОК “Буран”. Погиб в Южно-Китайском море 8 сентября 1980 года при испытании палубного самолета ЯК-38А.
Летчик-испытатель 1-го класса Анатолий Левченко летал на Миг-21, с 1977 года тренировался по программе “Спираль”. Летал на аналоге “Бурана” в атмосфере. В декабре 1987 года совершил полет в космос на корабле “СоюзТМ-4” с Владимиром Титовым и Мусой Манаровым. Провел все необходимые тренировки для управления орбитальным кораблем “Буран”. Скоропостижно скончался 6 августа 1988 года от прогрессирующей опухоли мозга. Эта смерть стала неожиданной даже для медперсонала, который следит за здоровьем космонавтов.
Едва проводив в последний путь товарища, 18 августа пилоты узнали о гибели Александра Щукина при испытаниях спортивного самолета Су-26М - еще одного летчика, который успел совершить ряд полетов на аналоге “Бурана” и готовился пилотировать реальный орбитальный корабль.
Римантас Станкявичюс 14 раз поднимал и сажал аналог “Бурана”, включая и первую полностью автоматическую посадку в феврале 1987 года. Он должен был вместе с командиром отряда пилотов “Бурана” Игорем Волком совершить первый пилотируемый полет орбитального корабля. Станкявичус погиб во время показательных полетов на Су-27 в Италии, на военной базе 9 сентября 1990 года. Самолет опытного аса не вышел из горизонтального штопора и упал.
Хоть и много позже, в июне 2001-м, не стало еще одного несостоявшегося пилота “Бурана” Юрия Шеффера. После полета сел заполнять документы и умер. В отряде был с осени 1985 года, в четвертом наборе. Отработал различные этапы автоматической посадки “Бурана” на летающих лабораториях на базе самолетов Ту-154ЛЛ, МиГ-25, Су-7. Причиной смерти врачи назвали остановку сердца.
А примерно через месяц в США после тяжелой болезни скончался Юрий Приходько. С января 1989-го в составе пятого набора прошел полный курс космической подготовки.
Вспоминая погибших товарищей, Герой России, летчик-испытатель из отряда первых пилотов “Бурана” Магомед Толбоев (это он сопровождал “Буран” на самолете МиГ-25 во время взлета и посадки 15 ноября 1988 года) пытается найти объяснение и не находит:
- Все уходили неожиданно. Понятно, что работа связана с высоким риском, но все же. В отряд строгий отбор по здоровью, а некоторых ребят сожгли болезни. Огромные перегрузки накапливаются, и в какой-то момент организм не выдерживает. Не было и нормальных условий для отдыха, лечения летчиков...
Можно не сомневаться, что тонко подстроенные диверсии со стороны спецслужб соперничающих государств тоже происходили. Ими целенаправленно пытались влиять на программу и использовали любые возможности, чтобы приостановить ее развитие, а затем и развалить. Смерть шестерых занятых в программе мужчин в расцвете сил и лет - это ли не повод заподозрить что-то из этой области?

Секреты продаются
Наконец, охота за “Бураном” и его частями активизировалась после закрытия и консервации программы. Оборудование, которое содержало исключительную тайну, понятно, сняли те, кто способен был эту тайну сохранить. Но и сам планер представлял собой сложный любопытный объект. Инженер-механик в области самолетостроения, независимый эксперт космического кластера фонда “Сколково”, автор наиболее полного собрания документов, мнений и других сведений по проекту “Буран”, кандидат технических наук из России Вадим Лукашевич вспоминает, что после обрушения крыши МИКа по крайней мере три экземпляра кислородно-водородного двигателя РД-0120 в составе “Энергии” и оказавшиеся под разрушенной крышей остались практически невредимы. Их извлекли, и какое-то время они стояли под открытым небом недалеко от здания МИКа. А затем двигатели вдруг исчезли. Из достоверных источников Лукашевичу стало известно, что двигатели продали Китаю. Каждый из них аккуратно разрезали по технологическому стыку на две части (сопло и турбонасосный агрегат).
Любителям распродажи родины падение крыши МИКа сыграло на руку, негодует инженер. Оно позволило росчерком списать в утиль все, что находилось под рухнувшей крышей. Однако есть фото, что состояние двигателей осталось вполне пригодным для квалификации этой продажи как оплаченного шпионажа в пользу другого государства.
- В тот период в Китае как раз вели активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию маршевых кислородно-водородных ракетных двигателей тягой 50 тонн-сил, - поясняет эксперт. Экземпляры советских водородных двигателей, выполненных по серийной заводской технологии, могли стать для китайских разработчиков отличным подспорьем, если не образцом для подражания!
Покупатель на все то, что оставалось с МИКе, явно был. И не один! Лукашевич замечает, что продажа российских космических технологий приобрела в те годы дикие масштабы. Например, известно, что 1970-х годах спецКБ “Спецмаш” вело обширные проектные проработки инфраструктуры обитаемой лунной базы. Но мало кто знает, что сравнительно позже весь комплект конструкторской документации по “Лунограду” (это сотни документов, в первую очередь чертежей) после завершения многомесячной процедуры рассекречивания был продан неизвестным лицам в течение нескольких дней!

 

alt

Несбывшееся: в машинах и лицах


Тайна пропавших
кораблей
Всего построили пять летных экземпляров корабля “Буран”.
Корабль с индексом 1.01 “Буран” - самый известный, тот, что совершил единственный полет в космос и был разрушен при обрушении крыши МИКа на 112-й площадке космодрома.
Корабль 1.02 “Буря” должен был совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой к орбитальной станции “Мир”. Он был практически готов к использованию. Сейчас стал экспонатом музея космодрома Байконур на площадке № 2.
Корабль 2.01 “Байкал” был готов на 30-50 процентов. До 2004 года находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году его перевезли для реставрации в город Жуковский. Сохранили, собираются показывать его на Московских авиакосмических салонах МАКС.
Корабль 2.02 был готов лишь на 10-20 процентов. После закрытия программы его разобрали на стапелях завода и освободили место.
Корабль 2.03 также находился на заводе. На тот момент задел ограничился лишь кабиной. После закрытия программы его также разобрали в цехах завода.
Но мало кому известно, что до легендарного полета в космос “Бурана” был построен полноразмерный самолет - аналог космического корабля, имевший индекс БТС-002 ОК-ГЛИ (Большой транспортный самолет второй, Орбитальный корабль для горизонтальных летных испытаний), или “Изделие 0.02”, БТС-002. Его использовали для наземных испытаний и отработки в атмосфере схем захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы.
Этот корабль органами аэродинамического управления, массой и другими характеристиками полностью соответствовал орбитальному кораблю “Буран”. Отличался только двигателями и передней стойкой шасси. Его построили в 1984 году, он выполнил 24 полета, самостоятельно поднимался на высоту до 4900 метров, летал по 20-30 минут и совершал посадки. В общей сложности налетал около восьми часов.
После закрытия космической программы в 1993 году дальнейшее целевое использование БТС-002 потеряло смысл. До 1999 года экземпляр хранился на площадке завода в Жуковском. Периодически его демонстрировали на МАКСе.
В октябре 1999 года БТС-002 предоставили в лизинг австралийской компании Buran Space Corporation, созданной специально для этой цели месяцем ранее. Перевозка самолета из Москвы в Сидней обошлась в 700 тысяч долларов США. В Сиднее БТС-002 стал экспонатом на Олимпиаде-2000. Но потом BSC объявила себя банкротом. Вывести самолет обратно в Россию смогли в мае 2002 года.
Этот прототип “Бурана” предлагали авиационному музею в Мичигане, но там отказались. Радиостанция Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM проводила в эфире аукцион, однако стартовая стоимость оказалась слишком большой и покупателя для раритета не нашлось.
5 июня 2002 года НПО “Молния” продало БТС-002 сингапурской компании Space Shuttle World Tour, намеревавшейся экспонировать его на международных выставках в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии, Филиппинах. В том же году БТС транспортировали из Сиднея в Королевство Бахрейн. Там он служил экспонатом на летном фестивале.
Затем сингапурская компания начала арбитражный процесс против НПО “Молния”, пытаясь присвоить себе БТС без уплаты ранее оговоренных 160 тысяч долларов. В феврале 2008 года НПО “Молния” выиграло процесс, отстояв свои права на БТС-002.
После долгих судебных разбирательств полноправным собственником БТС-002 стал самый крупный частный технический музей в немецком городе Зинсхайм. Самолет обошелся хозяину музея Герману Лайру в 10 миллионов евро.
2 апреля 2008 года БТС-002 прибыл в порт Роттердам, откуда его погрузили на баржу и по рекам, по системе каналов доставили до города Шпейер. Там его установили в техническом музее (филиале музея в Зинсхайме). В настоящее время БТС-002 является центром космической экспозиции в специально построенном для него самом крупном павильоне музея.
Вторым по известности после летавшего в космос “Бурана” можно назвать БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01), которое делали и использовали для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. До июня 2014 года корабль стоял на Пушкинской набережной Москвы-реки в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. Использовался как научно-познавательный аттракцион.
Но затем новая управляющая парком компания решила избавиться от “Бурана”. Был высок риск, что его просто пустят на металлолом. Потребовалось вмешательство многих видных общественных и политических деятелей и космонавтов, чтобы рационально решить судьбу этого экземпляра. В июле 2014 года макет занял свое место на территории ВДНХ.
Имелось еще шесть орбитальных кораблей - комплексных стендов, которые внешне сходны с “Бураном”. Их использовали для отработки транспортировки по воздуху, испытаний различных систем, тепловибровакуумных и других испытаний, для отработки предстартовых операций - заправки корабля, примерочно-стыковочных работ.
По меньшей мере, три из них сейчас должны находиться на Байконуре. Часть из них перешла в собственность Казахстана. Остальные установлены на площадках предприятий авиационной и космической промышленности. О состоянии экземпляров мало что можно сказать. Известно лишь, что многие разрушает время.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение