ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Космическая афера Исследования

Константин Маскаев

Как уничтожали “Буран”

У нас украли мечту. Украли в момент, когда она практически сбылась. Это похищение - лишь часть коварного плана, который вызревал десятки лет.
Гибель “Бурана” - советского корабля многоразового использования, и таинственное его исчезновение - как красноречивое олицетворение истории впечатляющего взлета, стремительного падения и досадного распада самой большой и сильной страны мира. Почему один за другим погибали пилоты, научившиеся летать на “Буране”? Сколько раз “Буран” поднимался в воздух?
Попробуем понять, кто же, покушаясь на “Буран”, перечеркнул и историю

Прежде вспомним, чем был для огромной страны под названием Советский Союз день 15 ноября 1988 года. И чем он мог стать, если бы не десятки и сотни “но”, которые никак не назовешь цепью случайностей. Лицемерие и страх - как драйвер закономерностей в этапах большой игры против нас.
Космос - технологическая витрина мира. Космонавтика - вершина интеллектуального развития страны и общества, ее промышленного, военного потенциала. И исключительные перспективы.
Проиграв американцам лунную гонку и на семь лет отстав от программы полетов на кораблях многоразового использования, полетом “Бурана” Советский Союз взял не просто реванш. Страна в очередной раз показала всему человечеству свое очевидное превосходство и способность к великим свершениям.
Во-первых, советская программа разработки орбитальных кораблей многоразового использования стала адекватным ответом на программу СОИ - стратегической оборонной инициативы, которую развивали США. Программа “Энергия-Буран” многократно превзошла основного конкурента и оппонента на земле и в космосе.
Во-вторых, уникальность космической системы “Энергия-Буран” имела исключительные возможности для последующего применения и развития. Она была той ступенью, которая уже сегодня, 27 лет спустя, позволила бы с Байконура шагнуть на Марс и Венеру! Ракета-носитель “Энергия” стала первой и единственной до сего дня ракетой сверхтяжелого класса. Она положила начало работ над другой ракетой - “Вулкан”, нацеленной на доставку больших грузов в дальний космос. То есть на Луне уже можно было построить свой научно-производственный городок и даже космодром. И отправляться дальше!
Этого не случилось... Как могло не случиться даже первого полета “Энергии” 15 мая 1987 года!

alt

Обреченный на одиночество

Наказ: отказаться
от будущего
Выдающийся конструктор, один из главных создателей ракеты SS-18 и генеральный конструктор “Энергии” Борис Губанов вспоминает приезд на Байконур Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева 11 мая 1987 года. На 15 мая назначен первый старт “Энергии” с космическим аппаратом “Полюс” (модуль занял то место, которое рассчитано под “Буран”). Едва сойдя с трапа, Горбачев сказал: “Политбюро не даст вам разрешение на запуск”.
Это был первый “звоночек”. Как понять позицию руководителя страны, который должен болеть о ее престиже, оборонной мощи и невообразимых перспективах и... запрещает испытать результат многолетнего напряженного труда тысяч ученых и полутора миллионов специалистов различных п/я: НИИ, КБ, секретных заводов?
Можно воспринять это и как диверсию на самом высоком уровне - со стороны первого руководителя страны.
Но нужно вспомнить, как был окрылен Горбачев от того, что стал первым советским руководителем, который наладил диалог с Западом: уже состоялись его ключевые встречи за океаном, уже провозглашен курс на разрядку, времена Хрущева и Брежнева остались в прошлом. Горбачев слеп, и в самолюбовании, возможно, не замечает, что становится агентом влияния. И то, как ловко используют его в самом большом противостоянии.
Мир переживает глубокий экономический кризис, поступления от экспорта нефти уже снизились в СССР на треть. Массированная антиалкогольная кампания сократила поступления в казну на 37 миллиардов рублей. Бюджетный дефицит, скрытая инфляция и товарный голод - следствие экономической политики Горбачева. Сверхзадачей стало ускорение в промышленности. СССР вдруг превратился в крупнейшего дебитора Запада в области тяжелой промышленности. Покупали станки и оборудование, сокращали закупки продовольствия и товаров народного потребления. В стране воцарился дефицит всего и вся, мы это помним.
Даже на Байконуре уровень социально-бытовых условий к тому времени уже невысок. Приехав на космодром, Горбачев в первую очередь сосредоточился именно на этом. Но также он обнаружил, что, несмотря на суровые климатические условия и прочие трудности, люди продолжают самоотверженно трудиться в интересах родины. Знал и о том, что над программой по подготовке “Бурана” почти 20 лет работают более миллиона человек, 70 министерств и ведомств и 1286 предприятий по всему Союзу, расходы превысили 16 миллиардов полновесных рублей.
В Ленинске и на космодроме Горбачев провел многочисленные встречи и беседы с учеными, специалистами, рабочими, инженерно-техническими работниками, жителями города. Генсеку показали космические аппараты связи, телевидения, метеорологии и исследования космоса.
Вместе со свитой ходил он и вокруг готовой к первому старту ракеты “Энергия”. Генсек колебался. Нужно проводить запуск сверхтяжелой ракеты, которая и появилась как ответ в серьезном противостоянии с основным потенциальным противником! Горбачев нашел, как отвести от себя недовольные взгляды заокеанских визави. Он делегировал согласие на запуск “Энергии” Политбюро ЦК: коллегиальное решение, с которым он лишь должен смириться. На запуск, понятно, не остался. “Энергия” отправилась в космос спустя два дня после его отъезда, 15 мая 1987 года.
Уже летом Горбачев проводит Совет обороны, где обсуждают область применения комплекса “Энергия-Буран”. Конструкторы НПО “Энергия” опоздали: новый руководитель государства взял курс на “разрядку”, и космические системы, имеющие военное назначение, оказались не нужны. Горбачев говорит очень милые слуху западных кураторов слова о том, что стремление к военному превосходству не принесет политического выигрыша.
Несмотря на это, в Совете обороны еще сильно лобби сторонников жесткой линии в противостоянии с Западом. НПО “Энергия” предлагает план дальнейших летно-конструкторских испытаний с выведением на орбиту грузов специализированного назначения: минимум четыре полета до конца 1993 года. С 1994 года планировали стыковать орбитальные корабли к станции “Мир”. Реализацию этой части программы оценивали в 5 миллиардов рублей в ценах 1989 года. Совет обороны одобрил планы.

alt

Состояние: к полету готов! 1999 г.

Триумфальный
полет
В этой сложной машине было спрятано около 400 открытий и пионерских решений. Она оказалась лучшей по многим параметрам. Грузоподъемность в два раза выше, чем у американских аналогов. Габариты грузов, которые “Буран” мог выводить и забирать с орбиты, тоже были больше. “Буран” мог на первом же витке после взлета за десятки минут оказаться с грузом на любом побережье в Западном полушарии. А ракета-носитель сверхтяжелого класса “Энергия” стала самой мощной из космических ракет за всю историю исследования космоса. Разве на Западе могли мириться с тем, что Советский Союз обладает таким совершенным инструментом?
Несмотря на встречно-боковой штормовой ветер с порывами до 20 м/с и 10-балльную облачность высотой 550 метров (что существенно превышает предельно-допустимые нормативы для пилотируемой посадки американского шаттла), автоматика привела “Буран” на посадочную полосу в 09.24.42, опередив расчетное время всего на секунду! На скорости 263 км/ч “Буран” настолько аккуратно встал на полосу, что тормозные парашюты сработали лишь на девятой секунде (тормозной парашют выпускает система, которая включается от толчка в амортизаторах шасси). Через 42 секунды, пробежав 1620 метров, корабль замер в точке с отклонением от осевой линии всего 5,8 метра! Архивная съемка отчетливо показывает, как во время пробега система управления корабля продолжала “искать” осевую линию полосы, рыская передней стойкой шасси и выбирая допущенный из-за сноса встречным ветром незначительный боковой промах!
Беспилотный космический полет “Бурана” с автоматической посадкой оставался неповторимым 22 года, до момента возвращения на Землю американского экспериментального самолета Boeing X-37B 3 декабря 2010 года. Но с учетом того, что стартовая масса Х-37В около пяти тонн, полет 80-тонного “Бурана” можно считать непревзойденным до сих пор.
Удачное возвращение корабля позволило людям испытать необычайное по остроте чувство национальной гордости. И радости за державу, за мощный интеллектуальный потенциал народа. Это был настоящий триумф, который воодушевлял и мотивировал!
Западу нужно было что-то срочно с этим делать.

alt

Носовой обтекатель ракеты. Искореженная мечта

Нет страны -
нет проблемы
Ситуация обострилась в 1990 году. К тому времени в Советском Союзе сворачивали многие социальные, экономические, а следом и военные программы. В 1991-м Советский Союз прекратил существование. Программу “Буран” поддерживали на уровне дискуссий и попыток наладить кооперацию в новых политических условиях. Над программой работало около 1,5 миллиона человек из тысячи НИИ и отраслевых предприятий, немалая часть которых осталась в Грузии, Армении, Узбекистане, Украине, Литве...
В развале программы можно обнаружить модель того, как стараниями политиков новой формации - рыночников и западников - большую страну отправили парадом суверенитетов. Провозглашенная Горбачевым “гласность” трансформировалась в расстрел идеалов и подрыв ценностных ориентиров. С помощью этих крапленых карт козыри в большой игре вновь и надолго оказались в руках соперников. Им очень хотелось, чтобы интеллектуальный цвет страны - инженеры, технари и гуманитарии, - грубо говоря, торговали на стихийных рынках будильниками. Они этого добились.
В декабре 1991 года Госсовет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшее за космонавтику. Систему “Энергия-Буран” перевели из программы вооружений в государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач...
Программу привели к парадоксу. Советский Союз совершил технологический и стратегический прорыв, создав непревзойденный корабль. Программу следовало развивать, но ее заморозили и вскоре свернули: не стало самой страны, для которой “Буран” был актуальным проектом.
Еще через год Российское космическое агентство приняло решение о прекращении работ по “Бурану” и консервации созданного задела. Тогда же космодром Байконур и многоразовый ракетно-космический комплекс “Энергия-Буран” перешли в собственность независимого Казахстана.

alt

Остатки сборки, на которой стоял “Буран”

Как погиб корабль
В журнале “Новости космонавтики” тогда впервые написали, что на космодроме процветает мародерство. С сентября по ноябрь 2000 года на Байконуре задержали четыре преступные группы численностью около пятидесяти человек, промышлявших хищением кабелей и линий электропередачи. Это указывает лишь на то, что прежние порядок и дисциплина режимного объекта в значительной мере ослабли. Местами и вовсе отсутствовали.
“Буран”, “Энергия” и части другой ракеты, из которой планировали собирать еще одну “Энергию”, находились в МИКе, монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома. Десять лет здание ветшало. Месяцами в него никто не заходил. Заняться ремонтом сумели только весной 2002-го. 12 мая 2002 года рухнула крыша. Погибли восемь рабочих-монтажников.
Пролет за пролетом упала вся крыша. Лучшее, что было создано человеком в сфере освоения космоса, искорежено до неузнаваемости, разбито, разворочено.
Сразу две независимые правительственные комиссии - от России и Казахстана - расследовали инцидент. Они до сих пор не сошлись во мнении о том, что привело к обрушению кровли. Но согласны, что ветхая крыша долгое время страдала от дождей. А за месяц до трагедии на Байконуре выпала почти половина годовой нормы осадков.
По-видимому, ошибку заложили еще при строительстве, в 1964-1967 годах, когда вместо легкой минеральной ваты в качестве утеплителя использовали керамзит. Говорят, минвата не накапливает столько воды, как керамзит. Затем произошло естественное старение бетона, что ослабило детали опорных конструкций. Россияне настаивают, что обрушению способствовало неравномерное распределение нагрузки на кровле. Строители снимали старый материал и складировали на крыше. Туда же подняли новый рубероид, примерно 10-12 тонн. Это запредельная нагрузка, которая обрушила первый пролет. Но почему рухнули остальные пролеты? Ответ на этот вопрос предпочли не искать. Замяли.
Но есть еще один вопрос, который также предпочитают не обсуждать.

alt

Двигатели ДР-0120 остались целыми

Кто похитил
“Буран”
Просейте сквозь сито интереса все актуальные публикации в тот период. Узнаете лаконичные сообщения о том, что корабль, ракету и другие части распилили и продали как металлолом. Но попробуйте представить, что это значит - распилить сложную металлоконструкцию, размером превышающую лежащую на боку девятиэтажку? И где тот пункт по приему такого металла? Ответа на этот вопрос не слышно из-за байконурского ветра. Факт лишь в том, что здание очистили и возводят новую крышу. Тайну, куда делся космический корабль, пока хранит суровая пустыня.
Недавно довелось услышать мнение, что искореженный, значительно поврежденный “Буран” и ракета “Энергия” могли быть вывезены по известному только единицам адресу. Кто-то мог проявить к этим экземплярам гораздо больший интерес, чем государство, которому они достались после развала Советского Союза.
На Байконуре слишком много металлолома и без того, чтобы распиливать единственный слетавший в космос и вернувшийся орбитальный корабль. Тот металлолом почему-то лежит, ржавеет, хотя взять его гораздо проще. Часто он даже не охраняется. А вот территорию МИКа охраняли и охраняют. Но почему-то никто ни разу не привел свидетелей, которых, по логике, должно было быть немало, кто мог видеть, как пилят “Буран” и “Энергию”, как грузят и как вывозят. Быть может, потому, что эти части вывезли, например, за один раз в рамках какой-то масштабной и хорошо спланированной операции? Но - кто? Кому было выгодно прежде развалить программу, а затем умыкнуть и ее единственный летавший в космос элемент? Кому под силу вскрыть те тайны, которые привез “Буран” на своих бортах?
Не исключено, конечно, что Россия просто взяла свое. Это тоже версия. Но нам ни разу не показали бумаг, что космические корабли сняты с баланса и списаны в утиль. Никто ни разу не назвал человека, который мог принять такое решение. А раз этого ничего нет, то вопросы остаются.

“В жизни всегда
найдется место
подлости”
Так рассуждает инженер-механик в области самолетостроения, независимый эксперт космического кластера фонда “Сколково”, автор наиболее полного собрания документов, мнений и других сведений по проекту “Буран”, кандидат технических наук из России Вадим Лукашевич.
Люди, готовые погреть руки на костях, нашлись и здесь. Из достоверных источников на Байконуре Вадиму известно, что три экземпляра кислородно-водородного двигателя РД-0120 в составе “Энергии”, оказавшиеся под разрушенной крышей были проданы Китаю. Каждый из двигателей аккуратно разрезали по технологическому стыку на две части (сопло и турбонасосный агрегат).
Любителям распродажи родины падение крыши МИКа сыграло на руку, негодует инженер. Оно позволило росчерком списать в утиль все, что находилось под рухнувшей крышей. Однако есть фото, что состояние двигателей осталось вполне пригодным для квалификации этой продажи как оплаченного шпионажа в пользу другого государства.
- В тот период в Китае как раз вели активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию маршевых кислородно-водородных ракетных двигателей тягой 50 тонн-сил, - поясняет эксперт. Экземпляры советских водородных двигателей, выполненных по серийной заводской технологии, могли стать для китайских разработчиков отличным подспорьем, если не образцом для подражания!
Покупатель на все то, что оставалось в МИКе, явно был. И не один! Лукашевич замечает, что продажа российских космических технологий приобрела в те годы дикие масштабы. Например, известно, что в 1970-х годах спецКБ “Спецмаш” вело обширные проектные проработки инфраструктуры обитаемой лунной базы. Но мало кто знает, что сравнительно позже весь комплект конструкторской документации по “Лунограду” (это сотни документов, в первую очередь чертежей) после завершения многомесячной процедуры рассекречивания был продан неизвестным лицам в течение нескольких дней!
За российскими ракетами шпионили всюду. Особенно у соседей. Украина, например, выдворила чешских дипломатов, атташе по вопросам обороны и военного атташе после того, как те попались на шпионаже в области военной техники и разработок ракетно-космических систем, которые украинская сторона вела для России. Интерес чешских диппредставителей не ограничивался только ракетами. Они активно интересовались спутниковой навигацией для украинских танков “Оплот” и программами по разработке самолета Ан-70 и Ан-178.

В следующем
номере
Мы расскажем о так называемом “проклятии “Бурана”. При каких обстоятельствах погибали те, кто научился летать на “Буране”? А также о том, сколько всего было построено “Буранов” и как распорядилась судьба каждым из них. Вы узнаете, сколько раз легендарный корабль на самом деле поднимался в воздух и сколько совершал посадок.
А также о той шпионской деятельности, которая часто сопровождает самые громкие и амбициозные проекты человечества.

Снимки с CD-проекта “Буран”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение