|
Ирина Гайкалова
Что такое закон и как сделать его справедливым? Верховенство законности и демократия - знаем ли мы точно, что означают эти понятия? Профессор Гордон Смит из университета Южной Каролины посвятил этой теме свою открытую лекцию в Каспийском общественном университете в Алматы
Приезд американского ученого в Каспийский общественный университет не случаен. Он проходит в рамках нового проекта сотрудничества между двумя вузами - КОУ и университетом Южной Каролины по обмену опытом работы, студентами, преподавателями. “Это будет расширенное сотрудничество, которое, как нам кажется, не только даст новые импульсы нашей работе в целом, но и будет интересно американским коллегам и студентам, - отметил перед началом лекции профессор Сейтжан Заурбеков, проректор КОУ. - Приезд нашего коллеги из Америки - это один из первых шагов в этом проекте”.
На лекцию американского ученого были приглашены студенты, журналисты, преподаватели. Тему, с которой ученый выступил перед казахстанской аудиторией, можно сформулировать так: закон и справедливость - как добиться в государстве верховенства этого принципа?
Итак, с чего началась лекция? Конечно же, с определений. Что такое, к примеру, юриспруденция и существует ли разница между юстицией и справедливостью?
Разница между юстицией и справедливостью есть, и существенная. Если юстиция - это то, что мы получаем от государства в виде сводов законов, которые могут быть далеко не справедливы, то справедливость - это более абстрактное понятие.
“Есть три важных принципа правового государства: во-первых, надо писать новые законы, во-вторых, создавать институты юриспруденции (суды, полицию и так далее), но самое важное - это третье - породить доверие граждан к этим институтам и законности их создания. Граждане должны не только пользоваться законами и защищать свои интересы, но также и сами следовать этим законам. Но и государство тоже должно соблюдать законы. Развитие этих принципов можно сравнить с поговоркой: что было раньше - яйцо или курица?”
Тем не менее ясно одно - все эти принципы тесно взаимосвязаны. В переходных обществах все они создаются одновременно, и понятно, что возникают проблемы. Процесс, по словам ученого, выглядит порой не очень красивым, но требуется время, чтобы исправить его погрешности: “Черчилль как-то сказал: лучше не видеть, как делают сосиски и как творятся законы”. Главное, к чему стремятся справедливые общества, - верховенство законности - сопряжено с культурой общества и требует времени для своего развития.
“Со времен средневековья все монархи верили, что законность на них не распространяется, что они выше законов. Власть монархов опиралась на церковное право, экономическое и естественное. Что такое естественное право? Это право, данное Богом. Позже появилось позитивное право, то есть право, созданное людьми. По мере того, как развивалось западноевропейское общество, роль естественного права понижалась и возрастала роль позитивного права. Однако здесь возник другой вопрос: что является источником позитивного права? Конечно же, государство. И бывает так, что право в руках государства становится молотом. К примеру, в советское время закон был использован в интересах государства, поэтому в постсоветское встала проблема: как перейти к новой системе права от старой?”
Каковы современные тенденции в области права? Как отмечает ученый, в последнее десятилетие естественное право переживает ренессанс. ОБСЕ расширяет его принципы - равноправие, откровенность, справедливость - вот на чем зиждется это право. Справедливое государство признает превосходство прав человека. Это и есть естественное право. И оно сейчас имеет большое значение для правовых систем Европы и США.
Невозможно говорить о правах человека и не коснуться такого понятия, как демократия. “Можно иметь право без демократии, но демократия все же является хорошим механизмом для его защиты, - говорит Г.Смит. - Что такое демократия? Это не станция метро, когда человек садится в поезд, засыпает, открывает глаза, а он уже приехал к демократии. Становление демократии - это сложный и даже беспорядочный процесс. Самое важное - не останавливаться, а продолжать его. Конституция Казахстана принята 15 лет назад, это значит, что институты справедливости еще очень молоды, но главное, что они есть и они работают”.
В Казахстане есть проблемы с законностью и справедливостью - этого никто не отрицает. Как выходить их этого состояния? Первый принцип, по словам американского ученого, состоит в активной деятельности юристов по защите прав и интересов граждан. Еще один источник главенства этого принципа - общественный договор.
“Сначала этот принцип начинает торжествовать в экономической сфере, но потом и в обществе - это будут общественные соглашения между гражданами и государством. Дело в том, что в сфере бизнеса люди выстраивают свои отношения так, чтобы выполнять принятые соглашения, потому что это для них жизненно важно. В такой же степени это станет важно и для общества и государства”. |