|
Алан Байтенов Костанайская область, похоже, живет по своим законам. Представители миграционной полиции этого региона начали предупреждать граждан о необходимости замены удостоверений личности старого образца на новый. Мол, если этого не сделать в ближайшее время, то с 1 января 2016 года с получением государственных услуг возникнут сложности. Впрочем, у нас есть такая традиция - заводить разговор издалека. И в основном это касается не самых простых тем. Вот и сегодня не исключено, что Костанайская область выступает как полигон, и в ближайшее время настоятельно рекомендуют поменять документы по всей республике. И даже если это незаконно сегодня, то может стать обязательным завтра - достаточно только подписать соответствующий приказ
Подняли эту тему коллеги из “Нашей газеты” (костанайский областной еженедельник). В качестве спикера был привлечен Кайрат Дутпаев, руководитель управления миграционной полиции ДВД Костанайской области. Он-то и пояснил - с 1 января 2016 года планируются изменения: “Оказание всех государственных услуг будет осуществляться исключительно по чипированным удостоверениям. К примеру, выдача адресной справки, а возможно, и начисление пенсий”. Далее господин Дутпаев обращается ко всем: “В связи с этим, чтобы не создавать ажиотаж, мы рекомендуем получить удостоверения с чипом. Непросроченные пластиковые удостоверения с ИИН... будут недействительны при оказании госуслуг”. Вот это действительно “громко”. И так как закон для нас един, получается, что такое упражнение ждет всех казахстанцев. Что в итоге получается - если на самом деле введут подобные ограничения, наши документы будут полностью легитимны при пересечении границы, за рубежом, для предъявления сотрудникам полиции и так далее. То есть для всех, но только не для чиновников, что работают в ЦОНах и миграционной полиции.

В конце концов, это противоречит Постановлению правительства Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 684 и Закону “О документах, удостоверяющих личность”. Ведь там, в постановлении, в пункте, где описаны “приметы” документов нового образца, сказано: “Паспорта граждан Республики Казахстан, удостоверения личности граждан Республики Казахстан, виды на жительство иностранцев Республики Казахстан, удостоверения лиц без гражданства, выданные до введения в действие настоящего постановления, считать действительными до истечения сроков их действия”. И ни о каких ограничениях в использовании, а тем более получении государственных услуг там не говорится. Впрочем, у нас подобные решения принимаются в режиме секретности. Нас то и дело ставят перед фактом. Что может произойти и в этом случае. Стоит только выпустить соответствующий документ, и совершенно законные сегодня документы вдруг превратятся в обычную бумагу. То есть придется собственноручно принести и отдать пусть и небольшие, но все же деньги для того, чтобы получить тот же самый документ, но в несколько ином виде. Автоматически придется заплатить не только компании, которая изготавливает этот “пластик”, но еще и комиссию банку за то, что оплатил государственную услугу. В общем, все вроде как довольны - у гражданина новый документ, да и производитель не внакладе. Если так разобраться - каковы преимущества удостоверения нового образца, того, что с чипом? Там хранится фотография, подпись и информация об адресе гражданина. Это же самое, пусть и в несколько ином виде, но можно считать и с удостоверения, так сказать, старого образца. Да и как вообще обращать внимание на этот чип, когда заглавным кодом для получения государственной услуги и в целом для “активной” жизни необходим лишь ИИН. А он сегодня есть, наверное, у всех граждан - документы без этого кода недействительны еще с 1 января 2013 года. Вся эта ситуация напоминает давно уже минувшие дела с псевдонеобходимыми и вроде как государственными документами - мы еще помним талоны к водительским удостоверениям. И по большому счету, разница небольшая - опять дело касается документов, личных затрат, да и о необходимости приобретения новых документов также говорит государство. И опять страх оказаться вне закона или быть обделенным заставит поверить. |