|
Алан Байтенов
Три месяца осталось до внедрения в Казахстане стандарта Евро-2. В свете этого вопрос применения биотоплива встает особенно остро. Так как именно оно, помимо переоборудования НПЗ под новые стандарты, может дать ту необходимую чистоту, заданную техническим регламентом по выбросам вредных веществ
Использование биоэтанола в качестве присадки для обыкновенного отечественного топлива позволяет снизить выбросы вредных веществ в несколько раз. Тем самым более-менее безболезненно уложиться в новые стандарты. Напомним, что технический регламент подразумевает переход на Евро-2 с 1 января 2009 года.
Как известно, в мире в последнее время обострилась проблема нехватки продовольствия. Наше государство тоже задумывается над этим, однако это не помешало участвовать в 100-миллионном (в долларах США) проекте по производству биоэтанола. Завод в Северо-Казахстанской области работает, биоэтанол “гонится” и уже полгода используется по своему прямому назначению, то есть добавляется в топливо. Как правило, это высокооктановые бензины, самые популярные в наших условиях. В Алматы уже полгода функционируют специальные заправки, которые и предлагают новинку.
|
Начнется ли дуэль на заправочных пистолетах с введением Евро-2? |
Что представляет собой отечественный биобензин? Согласно отчетам специалистов, доля биоэтанола в новом бензине составляет примерно 5-10 процентов, что уже позволяет существенно снизить уровень выброса вредных веществ. Но также, по их мнению, использование биоэтанола в качестве присадки уменьшает полезную отдачу обычного высокооктанового. Пусть биоэтанол сам по себе гораздо эффективнее нефтяного топлива (он имеет октановое число 108), но чтобы раскрыть весь его потенциал, необходимо буквально переделать топливную систему автомобиля. Однако такие превращения пока нам не доступны, а новые автомобили, созданные специально для работы на растительном топливе, еще пока атрибут завтрашнего дня.
Так вот, использование биоэтанола в нашем обыкновенном бензине повышает октановое число, снижает выбросы, но в то же время заставляет двигатель работать с меньшей энергоотдачей. Следовательно, нам придется выбирать между пользой всему обществу и пользой конкретному кошельку. Хотя бензин, приправленный биоэтанолом, стоит немного дешевле обычного топлива. (Кстати, в Европе, где доля биоэтанола в топливе составляет порядка 20-25 процентов, на проблему низкой энергоотдачи топлива не обращают особого внимания.)
И еще. Производство растительной горючки в таких количествах чревато огромными выбросами углекислого газа. Понятно, что его тоже можно продавать (цена за тонну колеблется в пределах 150-180 долларов в зависимости от сезона), но в Казахстане мало производств, способных “переварить” углекислый газ и при этом заплатить за него. Экспорт же, по всей видимости, пока не представляется возможным. Поэтому, куда девается газ, неизвестно, благо объемы производства биотоплива пока еще не высоки.
Совершенно непонятная история и, казалось бы, с самым легким для производства топливом из растительных источников - биодизелем. Его просто у нас нет. При этом заправки, на которых торгуют бензином, приправленным биоэтанолом, биодизель также не предлагают. Возможно, его производство сегодня считается убыточным? Однако именно на него, наверное, необходимо было бы сделать упор. Так как дизель - именно то топливо, потребление которого выросло в последнее время в 4 раза. И связано это прежде всего с увеличением количества дизельных машин, привезенных из-за рубежа.
Наверное, говорить о серьезном использовании биотоплива в Казахстане еще рано. Либо объемы производства действительно не велики, либо рынки не близки. Вот где вспоминается подписанный технический регламент, согласно которому близится переход на более “чистые” транспортные средства. Но даже устаревший Евро-2 сегодня для нас более чем серьезная проблема. Согласитесь, что парк автомобилей за три оставшиеся месяца перевести на новый стандарт просто нереально.
Смог бы биоэтанол решить эту проблему? Хотя бы со своими 5-10 процентами? Складывается впечатление, что его использование в бензине - больше имиджевая акция, а его настоящий рынок сбыта находится далеко за пределами государства, где он был произведен. Поэтому пока почувствовать блеск или нищету отечественного биотоплива в полной мере нам с вами не удается. |