ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Прозрачная нефть.Норвежский опыт Исследования

Олег Червинский
Первая нефть в Норвегии была обнаружена лишь в 1968 году. Но норвежская национальная компания “СтатойлХидро” сегодня находится в числе лидеров мировой нефтедобычи. “СтатойлХидро” вместе с Казахстаном разрабатывала месторождение Кашаган, а сейчас совместно с “КазМунайГазом” готовится к началу промышленной добычи на морском блоке “Абай”. Что из норвежского опыта может пригодиться Казахстану, начинающему полномасштабное освоение запасов казахстанского сектора Каспийского моря? Об этом в интервью “НП” рассказывает Пер Эйнар Реттедал, генеральный директор по Казахстану компании “СтатойлХидро”. Господин Реттедал является также почетным консулом Норвегии в Казахстане с 1991 года. В конце этого года он собирается уйти на пенсию, так что это его последний год работы в Казахстане

- Как известно, “статойл-Хидро” подписала меморандум с НК “КазМунайГаз”, в котором оговаривалось совместное выполнение технико-экономической оценки участка “Абай” на Каспийском шельфе. Как обстоят дела сейчас по этому проекту?
- После плодотворных дискуссий с компанией “КазМунайГаз” мы направили окончательное предложение по “Абаю” и по другим проектам и были готовы приступить к финальным переговорам о коммерческой добыче в начале 2007 года. Но потом все остановилось. На то наверняка есть объективные причины - проблемы с Кашаганом.
Правительство Казахстана и руководство “КазМунайГаза”, видимо, решили, что эта проблема должна быть решена в виде постановления, могущего иметь последствия также и для других переговоров. В начале года премьер-министр Масимов распорядился приостановить все переговоры с инвесторами до принятия нового Налогового кодекса. Я верю, что эти действия будут поняты и приняты всеми.
- Норвегия является одним из мировых лидеров в морской нефтедобыче. Для Казахстана это особенно интересно, учитывая предстоящее широкомасштабное освоение богатств казахстанского сектора Каспийского шельфа. Каким опытом и новейшими технологиями готова поделиться “СтатойлХидро” с национальной нефтегазовой компанией Казахстана?
- Возможно, самым важным для нас является желание использовать новые технологии. Мы стремимся развивать и внедрять в своей деятельности самые передовые технологии. В настоящее время “СтатойлХидро” по праву носит титул одной из самых инновационных компаний и лучшей в мире по внедрению новых технологий.
Главная причина, почему мы уделяем такое большое внимание инновациям, - желание сделать разработку коммерчески непривлекательных месторождений выгодной. Чего нельзя добиться при помощи старых технологий. При этом мы стремимся к более лучшим решениям с экологической точки зрения.
alt

Каждый гражданин Норвегии пользуется доходами от нефтяных богатств страны. Все цифры, касающиеся нефтедобычи, очень транспарентны и всегда публикуются. Публикуются данные по подоходному налогу как добывающих компаний, так и их топ-менеджеров, а также уровень зарплат руководителей нефтяных компаний.

Одним из примеров применения новых технологий является наша работа на месторождении Snohvit (в переводе - “белоснежный”) в Норвежской части Баренцева моря. Это офшорное месторождение с глубиной моря более 300 метров и расстоянием до берега 150 километров. Разработка его традиционным методом, с морской платформы, экономически нецелесообразна. Мы поступили иначе, построив перерабатывающие мощности на берегу. Таким образом, весь поток добытых углеводородов с месторождения идет по 150-километровому трубопроводу на берег. СО2 там отделяется, посылается обратно на месторождение и закачивается обратно в пласт.
Все установки на месторождении находятся под водой, и все операции контролируются с берега, на расстоянии 150 километров. Влажные фракции газа отделяются и сжижаются для отправки на экспорт, а оставшийся сухой газ затем сжижается через охлаждение до -163°С (сжиженный природный газ) и экспортируется в Испанию и США специальными танкерами.
“СтатойлХидро” является ведущей компаний в мире по закачке СО2. 10 лет назад мы апробировали эту технологию на месторождении Sleipner в норвежской части Северного моря и ежегодно закачиваем большие объемы СО2. Тем самым мы избегаем выбросов в атмосферу. В 2002 году на Всемирном нефтяном конгрессе в Бразилии компания “СтатойлХидро” за разработку и применение этой технологии получила награду Exellence Award.
И третья современнейшая технология, которую я хотел бы упомянуть, - это технология, позволяющая увеличить коэффициент извлечения до 65 процентов. Это очень хороший показатель! Главное, на мой взгляд, для любой компании - это желание внедрять новейшие технологии.
- Норвегия известна еще и тем, что она очень грамотно распоряжается доходами от добычи нефти и газа, направляя их на благо общества. Какие советы в этом плане Вы можете дать Казахстану, который идет методом проб и ошибок? Как бы Вы прокомментировали, в частности, последние новации в казахстанском законодательстве: усиление роли государства в нефтегазовом секторе, новый порядок налогообложения и введение экспортной таможенной пошлины?
- Каждый гражданин Норвегии пользуется доходами от нефтяных богатств страны. Все цифры, касающиеся нефтедобычи, очень транспарентны и всегда публикуются. Граждане могут видеть, сколько платят налогов нефтяные компании, сколько доходов получает бюджет от их деятельности. Публикуются данные по подоходному налогу как добывающих компаний, так и их топ-менеджеров, а также уровень зарплат руководителей нефтяных компаний.
Вся информация о валовом доходе, уплачиваемых налогах и личном состоянии транспарентна для каждого жителя и доступна. Если Вы захотите узнать, к примеру, мою зарплату и общую сумму уплаченных мной налогов, Вы без труда найдете эти цифры в Интернете. Поступления в государственный бюджет от нефти и газа значительно выше, чем поступления от индивидуальных налогоплательщиков. Таким образом, все граждане могут наглядно видеть выгоды от нефтяного бизнеса.
Доходы государства от добычи нефти и газа велики. Они гораздо больше, чем необходимы стране. Поэтому парламент несколько лет назад решил создать Национальный фонд (или Нефтяной фонд, как мы называли его раньше), в котором аккумулировались бы поступления от продажи нефти и газа.
Только 4 процента таких поступлений разрешается использовать в госбюджете, остальные хранятся в Нацфонде для будущих поколений. Сегодня в фонде саккумулировано порядка 350 миллиардов долларов, и он увеличивается на 100 миллионов долларов в день. В настоящее время он переименован в Международный Норвежский пенсионный фонд.
Теперь на первый план выходит вопрос использования этих денег. Схема деятельности Нацфонда очень прозрачна. Его деньги используются только для инвестирования вне Норвегии, в том числе и в Казахстане. Многие политики считают, что инвестирование внутри Норвегии приведет к перегреву экономики и так называемой “голландской болезни”. Важно, что наши люди знают, какая польза от Национального фонда для них и их детей. Однако в обществе проходят дискуссии, некоторые люди говорят: зачем так много денег откладывать на будущее и инвестировать извне, не лучше ли увеличить расходы сейчас и инвестировать дома?
Я считаю, что наиважнейшим принципом в нефтедобывающих странах должно быть то, что все полезные ископаемые и доходы от них должны принадлежать стране и ее жителям. И я верю, что такие страны, как Казахстан и Норвегия, с большой долей нефти и газа в валовом национальном продукте, должны принять меры для контроля и сами участвовать в этом.
Создание компаний “КазМунайгаз” и “СтатойлХидро” является хорошим примером такой политики. Но говоря об этом, также хотел бы отметить важность приглашения международных компаний. Это необходимо для получения опыта, финансирования, технологий, обмена опытом с национальной нефтяной компанией, а также чтобы обеспечить партнерство и конкуренцию для национальной компании. Норвегия является хорошим примером, когда все международные компании приветствуются и работают вместе.
Международные компании нуждаются в справедливом возврате инвестиций. И здесь главное - найти правильный баланс интересов Казахстана и инвестора с учетом всех взятых рисков. Помочь сможет сбалансированная система налогообложения. Я верю, что новый Налоговый кодекс и впредь будет создавать конкурентоспособную среду для инвестиций в Казахстане.
- Какие еще шаги должна предпринять, на Ваш взгляд, казахстанская национальная нефтегазовая компания с учетом опыта “СтатойлХидро”?
- Так как я уже много лет живу здесь, я считаю Казахстан своей второй родиной, и сейчас мои рассуждения продиктованы заботой о будущем Казахстана. Первое, на что нужно обратить внимание, на мой взгляд, так это на образование и подготовку специалистов. Профессиональное образование в области нефти и газа сыграло в Норвегии большую роль.
Когда наша страна в 70-х годах осознала себя нефтяной страной, мы испытывали огромный дефицит кадров, ведь у нас не было учебных заведений нефтяного профиля. А в Казахстане они есть, у вас более чем 100-летняя история добычи нефти, и проблемой для вас является только подготовка кадров по офшорной добыче.
Большое значение также имеет именно профподготовка. Успешная разработка Кашагана и других новых месторождений будет зависеть не от топ-менеджеров в Астане и Атырау, а от рабочих непосредственно на объекте, которые будут заняты на морской добыче. В Норвегии такие работники в обязательном порядке проходят сертификацию, все: и сварщики, и крановщики, и электрики, и водопроводчики, и повара. В Казахстане профподготовку необходимо поднять именно на такой уровень.
Кроме того, необходимо поднять статус таких профессий. В Норвегии, например, сертифицированный и опытный сварщик, работающий на офшорной добыче, получает примерно такую же зарплату, как и опытный инженер-промысловик, находящийся в офисе.
В настоящее время норвежское правительство спонсирует образовательную программу КазНор совместно с Министерством образования Казахстана, Образовательным фондом Нурсултана Назарбаева, акиматом Актау и Фондом RKK (Rogaland Competence and Knowledge Center).
В этом году будет открыта новая школа по подготовке сварщиков и других рабочих специальностей для нефтегазового сектора, также сотрудничество будет расширяться за счет других профессий и регионов. Я верю в успех этого сотрудничества и надеюсь, что правительство Казахстана окажет основную поддержку в профподготовке специалистов.
Второй очень важный вопрос - местное содержание в проектах. Правительству нужно добиться того, чтобы не только иностранные компании поставляли оборудование в Казахстан. Опять же на примере Норвегии я скажу так: вначале только около 20 процентов поступало от отечественных компаний. Сейчас эта цифра колеблется от 60 до 80 процентов. И это только благодаря их конкурентоспособности.
И это касается не только цены, но и качества, своевременной поставки, стандартов качества. Сейчас большинство норвежских компаний очень конкурентоспособны, они выигрывают тендеры не только внутри страны, но и за ее пределами, в том числе и на Кашагане.
Но местное содержание также связано с определенным образом мышления. Позвольте привести такой пример. Я люблю ходить в местные рестораны в Астане и люблю местную кухню и напитки. Но там почти невозможно достать местное пиво. Но зато у них огромный выбор импортного пива.
Я вынужден ходить в Radisson SAS за местным пивом. Даже в баре бизнес-класса в аэропорту Астаны не имеется местной воды, только очень дорогая вода Perrier из Франции. Почему это так важно? Я хочу поддержать местных производителей пива в Казахстане, пока я здесь, а не в Германии, Нидерландах или Дании. Это касается создания рабочих мест в Казахстане. И это задача не только правительства, но и всех нас начать покупать местные продукты, а магазинам и ресторанам предлагать местные продукты, тем самым создавая больше рабочих мест.
Казахстан поставил цель: войти в число 50 самых конкурентоспособных стран в мире. Я верю, что есть связь между конкурентоспособной страной, конкурентоспособными компаниями и конкурентоспособными работниками. Поэтому, вкладывая больше усилий и денег в образование и помогая компаниям стать более конкурентоспособными, тем самым можно сделать страну более конкурентоспособной.

Полный текст интервью вы можете прочитать в октябрьском номере журнала Petroleum, а также на сайте
www.petroleumjournal.kz .

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение