Алла Иванилова Нынешней осенью в парламент поступит новый Трудовой кодекс. Действующий закон, по мнению чиновников, не отвечает требованиям рыночной экономики
Глобализация и мировой экономический кризис обнажили слабые стороны рынка труда, препятствующие повышению конкурентоспособности. В этой связи и необходимо реформирование трудового законодательства. Действующая система трудовых отношений, как оказалось, имеет ряд недостатков. Трудовое законодательство достаточно жесткое, а его исполнение - низкое. Излишняя забюрократизированность процедур найма, увольнения и перевода сотрудников затрудняет возможность “естественного отбора”. В новом Трудовом кодексе снимаются жесткие ограничения на перемещение работников. Это становится возможным в случае производственной необходимости (простой, реорганизация, сокращение объема работ). Работника могут “прикомандировать” на весь период простоя вместо одного месяца, как это сейчас, либо в случае производственной необходимости до трех месяцев в течение года. Кроме того, работодателю предоставляется право на перевод сотрудника на любые имеющиеся вакансии, а также из одной организации в другую без прекращения трудовых отношений на срок до трех месяцев. Отдавая часть своих полномочий работодателям, государство обещает усилить контроль. В частности, институт общественных инспекторов труда будет преобразован в комитет по безопасности и охране труда. Что касается самих работников, то, по словам чиновников, их права будут расширены за счет индексации заработной платы, дополнительных видов компенсаций, гарантий и видов отпусков. Но самое главное - будет усилен институт индивидуально-договорных отношений с работодателем. Поэтому “рабочему классу”, а также его представителям, профсоюзам, необходимо научиться отстаивать свои права, как это делают в зарубежных странах. Конечно, речь не идет о забастовках, это лишь крайние меры, но урокам “дипломатичных переговоров” стоит научиться. Пока же разработана лишь концепция нового Трудового кодекса. Сам проект будет внесен в мажилис парламента в сентябре текущего года.
По заключению Всемирного банка около 500 тысяч наемных работников работают без обязательных трудовых договоров. Кроме того, в 2014 году численность самостоятельно занятого населения составила 2,4 миллиона человек - это треть трудоспособных казахстанцев. Из них, согласно статистическим данным, девять процентов не окончили 11-летнее образование, а 52 процента после средней школы не продолжили образование. (В числе наемных работников эти цифры составляют два и 25 процентов соответственно.) В силу недостаточного уровня образования самозанятое население демонстрирует низкую производительность труда. Система управления охраной и безопасностью труда не отвечает международным стандартам. Действующее законодательство сформировано под “компенсационную” модель, в то время как признанная в развитых странах модель управления профессиональными рисками предполагает наличие комплексных предупредительных мероприятий и формирует экономические стимулы для работодателей к улучшению условий труда. У нас же издержки, связанные с нарушением трудового законодательства, не являются обременительными для работодателей в сравнении с теми, которые возникли бы при соблюдении всех действующих норм.
Астана
|