|
Ирина Гайкалова
Рождество Христово отмечали на этой неделе католики и протестанты всего мира. В ночь с 24 на 25 декабря в 24 часа в церквях прошла торжественная литургия, посвященная этому светлому празднику. Праздник Рождества стал поводом для встречи и разговора с генеральным викарием Римско-католического диоцеза Пресвятой Троицы в Алматы Яном Богумилом Беднарски
- Отец Ян, давайте поговорим вначале о Рождестве. Какие мероприятия проводятся церковью в связи с Рождеством Христовым?
- Как обычно подготовка к Рождеству длится целый месяц. Четыре воскресения перед Рождеством - это время ожидания (адвент). Четыре недели означают две тысячи лет от Авраама до Иоанна Крестителя. Затем случается счастье - рождение Христа.
В ночь с 24 на 25 декабря в 24 часа проводится торжественная литургия, посвященная рождению Христа. Самые красивые песни в церкви звучат во время Рождества, потому что только один раз в Библии мы находим указание, что ангелы пели “Слава в вышних Богу и на земле мир”, когда пастухи пришли к младенцу Иисусу. Можно сказать, что история Рождества заключена в рождественских песнях.
- Праздник имеет детские черты, сказочные. Почему так случилось?
- Потому что праздник посвящен Иисусу-младенцу. К тому же в некоторых странах святой Николай приносит детям подарки в Рождество. Обычно дети получают подарки за то хорошее, что они сделали - помогали родителям, хорошо учились.
Здесь присутствует элемент педагогики: если плохо себя вел, то не получил подарка, а значит, надо стремиться быть лучше. Фундаментом всего является тот факт, что мы получили самый большой дар от Господа - Иисуса Христа. Он оставил нам себя и таинство примирения. На алтарь мы приносим только хлеб и вино. А после молитвы мы принимаем уже не хлеб и вино, а тело и кровь Иисуса.
- Что еще символизирует праздник Рождества, и как его обычно отмечают?
- Существует еще в Рождество традиция Сочельника: семейный ужин. Это начало соединения семьи. “Вифлеем” в переводе означает “дом хлеба”, и именно там родился Иисус. Так вот, отец берет хлеб и подает каждому члену семьи: таким образом люди примиряются, решаются какие-то проблемы, которые есть в их взаимоотношениях.
Обычно на столе стоит 12 -13 блюд. И всегда одна тарелка на столе остается свободной. Если кто-то застучал в твои двери, надо пригласить его к столу. После ужина все поют по очереди рождественские песни.
Почему это происходит именно 24 декабря? В I-II веках нашей эры в церкви так рассчитали: Рождество могло случиться в начале зимы, потому что пастухи еще были легко одеты. В православии же отсчитывают Рождество по юлианскому календарю, поэтому существует такое расхождение по числам.
- Люди видят в этом коренное отличие двух церквей - православия и католицизма.
- На самом деле православие и католицизм - как две сестры у одних родителей. Они могут иметь какие-то разногласия, разночтения, но когда дело доходит до главного - очень хорошо понимают друг друга.
- Отец Ян, приезд папы римского Иоанна Павла II в Казахстан, несомненно, дал новые импульсы развитию Римско-католической церкви в Казахстане. Вы можете рассказать о них?
- Начну с того, что приезд папы римского в Казахстан был очень важен в целом для самого Казахстана. Ведь Республика Казахстан стала первой из стран бывшего Советского Союза, заключившей соглашение о сотрудничестве с государством Ватикан. Это очень важный шаг в глазах мирового сообщества. Ведь Ватикан - географически небольшая страна, но в мире проживает около миллиарда человек, которые исповедуют католицизм. И казахстанские католики стали частью этого большого сообщества.
Что изменилось в жизни самой церкви в республике после приезда папы римского? Самое главное: апостольская администратура, которая подчинялась папе римскому, получила новый статус. Метрополия теперь находится в Астане, а в Караганде и Алматы - епархии. Это означает, что католическая церковь в Казахстане стала работать как во всем мире. Для жизнедеятельности церкви это очень важный момент: можно свободно решать свои внутренние проблемы, заниматься организационными вопросами, регистрировать новые приходы и так далее.
И, наконец, после визита папы римского казахстанцы стали больше интересоваться католицизмом. Простой пример: когда я говорю, что являюсь священником Римско-католической церкви, многие люди не понимают, о какой церкви идет речь. Но бывает так, что меня переспрашивают: это церковь папы римского? Я отвечаю согласием и тогда наступает понимание.
- В этой связи такой вопрос: проводится ли церковью определенная пропаганда католицизма?
- Скажем так: там, где есть Евангелие, там нет пропаганды. Нет, нет и нет, потому что каждая вера - будь то ислам, православие, католичество - это свободный выбор совести каждого человека. Веру человек найдет в каждой религии, а это и есть путь единения людей. Мы говорим, что есть три пути истины: Вера, Надежда, Любовь. Когда человек умирает, пути Веры и Надежды кончаются, остается только Любовь к Господу и всем людям.
Поэтому, если говорить о празднике, Рождество - это праздник великой любви Господа. Он сам пришел к нам и он с нами. Нам надо принимать каждую встречу с человеком, как встречу с любовью. Каждую встречу с человеком для себя лично я считаю экзаменом. После встречи я всегда спрашиваю себя: “Брат Богумил, как все прошло: ты все правильно сделал?”
- Отец Ян, как Вы относитесь к вопросу преподавания основ религии в школах, который сейчас обсуждается в нашем обществе?
- Я против того, чтобы в школах преподавалась только одна какая-либо религия. Молодой человек должен узнать основы всех религий. А вот воспитание его веры должно происходить в мечети, церкви, костеле и, конечно, в семье. Ведь часто происходит так: выбор веры ребенка - это выбор его родителей. Но я против того, чтобы человек делал свой выбор веры как в больших супермаркетах - посредством рекламы. Реклама - для бизнеса, а вера - это личный выбор человека. Это во-первых.
Во-вторых, и сама церковь должна быть открыта для всех, чтобы не получилось так, что церковь только для элиты. Такое бывало в мировой истории. Двери церкви должны быть открыты, как бы говоря человеку: хочешь - входи!
- В этой связи такой вопрос: как Вы расцениваете духовное состояние современного казахстанского общества - людей постсоветского пространства, имеющих в своей недавней истории 70 лет атеизма?
- Я не знаю, как в других странах бывшего СССР, я могу говорить только о Казахстане. Здесь духовность, несомненно, осталась у людей. Возможно, люди сохранили ее благодаря традициям. В казахской семье очень сильны традиции: в ней было и есть место для воспитания детей. Обычно этим занимались дедушки и бабушки. В этих традициях есть ответ, почему казахи смогли принять множество людей - украинцев, немцев, корейцев, поляков.
Речь идет о том, что оставил Господь человеку после его сотворения. Это - любовь. В результате люди смогли выжить здесь. И многие сохранили свою веру. Люди приняли ту реальность, в которой они жили, но душа тоже имела свое место, свою веру.
- Каким Вы видите будущее религии в Казахстане и задачи, которые стоят перед ней?
- Достаточно сказать, что в Казахстане проводится съезд мировых религий и всегда принимается документ, где написано, что мы ожидаем в будущем. Страна, где мы живем, объединила представителей более ста народов. Это единение - главная задача и будущего. Каждая религия, которая здесь представлена, должна соединять людей. Для меня соединение - это язык, на котором говорит Господь, - язык Любви.
- Спасибо большое за интервью.
- И Вам спасибо. В свою очередь я хотел бы поздравить всех казахстанцев с праздником Рождества Христова и пожелать всего самого хорошего. |