|
Ярослава Науменко
Журналист сильной советской школы, унаследовавший лучшие черты той традиции. Вокруг его имени всегда множество баек и занятных историй, потому как он говорит то, что думает, каждым своим словом и делом выражая мнение пяти тысяч коллег по цеху. Гостем очередного заседания общественно-политического дискуссионного клуба “АйтPark” стал председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев
Как все начиналось
- Шел 1991 год, только-только миновали августовские события. Я работал корреспондентом “Известий” в Караганде, - рассказал гость предысторию начала доселе неведомой для него деятельности. - Для меня стало полной неожиданностью указание обкома партии прилететь в Алматы на встречу с президентом. Подождал в приемной, вошел... Нурсултан Абишевич после приветствия быстро перешел к делу, спросив меня, не хотел бы я поработать в его аппарате. Я засомневался. У меня в Караганде квартира, машина, жена на телевидении работает, дети в хороший детский сад ходят.
Нурсултан Абишевич настаивает - а вы подумайте все-таки. Тут я открыто и признался: я не знаю, что такое пресс-секретарь. Он, смеясь, отвечает: “А я еще не знаю, что такое президент. Давайте вместе начнем работать”.
Позже я узнал подоплеку, почему пригласили именно меня, выбрав из множества кандидатов. За несколько месяцев перед этим мы с Дэвидом Ремником (известный американский политический журналист, репортер “Вашингтон пост” и позже - главный редактор журнала “Нью-Йоркер”, лауреат Пулитцеровской премии. -
Прим. Я.Н.) сделали интервью с Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым, которое потом было опубликовано в “Вашнгтон пост” и в котором глава Компартии Казахской ССР высказал и немало критики в адрес власти.
Очень трудно было к нему попасть, это тоже целая история... Как ни зайдем во двор дома, где он живет, - нас встречает милиционер: “Сюда нельзя”. К счастью, мы нашли человека, который был связан с Кунаевым (сейчас он довольно известный издатель, выпустил книгу о Динмухамеде Ахмедовиче). Он дал нам городской телефон экс-руководителя, и мы, набравшись смелости, позвонили прямо из уличного автомата. Ответил нам сам Кунаев, назначил встречу в доме отдыха ЦК через полчаса. Дома он нас не принял, может, боялся каких-то подслушивающих устройств... Три часа мы гуляли с ним по Алмалы, так и получилось это интервью.
Время эйфории
- Это было время эйфории, - вспоминает Сейтказы Матаев о периоде становления президентской пресс-службы. - Наша служба работала как информационное агентство, причем трудились там одни журналисты. О Казахстане еще никто не знал, и мы постоянно запускали самые различные пиар-акции. Нурсултан Абишевич давал интервью мировым изданиям почти каждый день.
По карточке “Пресс-служба президента” журналист всегда мог пройти в аппарат. Сейчас, говорят, для журналистов уже нет такого доступа. Это очень плохо. Если вы хотите, чтобы о главе государства знали, пресс-служба, я считаю, должна работать именно так.
А еще я слышал, в последнее время перед пресс-конференцией журналистам раздают вопросы на листочках. Это очень плохо, с Нурсултаном Абишевичем так поступать нельзя. Он сам может ответить на любой вопрос и выйти из любой ситуации. Это человек, который не нуждается ни в каких имиджмейкерах.
Эх, молодежь!
- Казахстанскую школу журналистики считаю хорошей. Уровень наших журналистов очень долго не уступал столичному - московскому. Сейчас отечественная журналистика, увы, становится журналистикой пресс-релизов: часто вижу, как журналист теряется на пресс-конференции, если не получает на руки эту бумагу.
Для меня остается странным, почему, например, в последнее время все каналы стали дружно показывать новости в одно время - девять часов вечера... И почему наши крупнейшие каналы могут в вечерний прайм-тайм, в то время, когда по всем российским каналам идут интереснейшие шоу, минут сорок показывать, например, процесс производства сухого молока в каком-то районе... Я, как налогоплательщик, хочу смотреть качественное, интересное казахстанское телевидение!
Выбор всегда есть
- Хотя, стоит отдать должное, у нас с вами есть выбор, что читать и что смотреть. Это самое главное.
В 1992 году был принят первый Закон о СМИ. Самый, я считаю, либеральный и демократичный из всех позже написанных. Его предложил Куаныш Султанов, первый министр информации Республики Казахстан. Сам он начинал корректором в районной газете и, несмотря на годы в партии, сохранил открытость и свежий взгляд на вещи, хорошо знал особенности нашей журналистской сферы.
Увы, в 1995 году этот закон переписали. Мы в свете обсуждений поправок предложили свой проект, согласованный с общественными организациями, ЮНЕСКО и ОБСЕ. Парламент даже принял его в работу, но потом правительство отозвало, мотивировав чрезмерными бюджетными затратами, хотя мы готовы были пойти на компромисс и обсуждать каждый пункт.
В республике оппозиционных газет 0,1 процента, однако страдают и остальные 99,9 процента изданий. Это же просто абсурдно - проходить перерегистрацию после смены адреса редакции. Аренда постоянно растет, и редакции переезжают на другое место... Редактора тоже меняются... Вообще, все эти условия можно обойти, но они действительно мешают. В Казахстане и так из пяти тысяч зарегистрированных СМИ реально работает только половина. Я считаю, мы не нуждаемся в специальном Министерстве информации, достаточно иметь при Минюсте департамент по регистрации. И все.
Говорит КазТАГ
Казахстанскому национальному пресс-клубу, возглавляет который Сейтказы Матаев, исполнилось десять лет. И несмотря на то, что в Алматы, по словам главы Союза журналистов, новый пресс-клуб открывается каждый квартал, конкуренцию выдерживать удается весьма успешно.
- Случается, мы отказываем в проведении пресс-конференций, если у клиента нет интересной темы, на которую придут журналисты. Нам обещали крупные суммы, но мы честно признаемся - зал собрать не удастся. Привлечь СМИ можно только интересной темой или интересной персоной.
Когда одно детище подросло и твердо стоит на ногах, можно начинать новый проект. Им стало информационное агентство КазТАГ - Казахское телеграфное агентство, которое будет работать на трех языках (казахском, русском и английском) и займется распространением общественно-политических новостей.
- Я сам в 80-х начинал работу в Казахском телеграфном агентстве, - рассказывает Сейтказы Матаев. - И КазТАГ - это устоявшийся бренд. Мы не претендуем на юридическую преемственность КазТАГа, но хотим стать преемниками тех замечательных традиций.
Это проект двух общественных объединений. Скоро мы запускаем и сайт kaztag.kz, и на всякий случай зарегистрировали еще и ресурсы kaztag.com и kaztag.info, дабы избежать возможных проблем с Интернетом, которые случаются в нашей стране.
КазТАГ создан двумя общественными организациями - Союзом журналистов Казахстана и Национальным пресс-клубом. Ожидается, что и здесь будет царить демократичный дух пресс-клуба: не будет ни запретных тем, ни персон нон грата. |