ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Аппетит на бензин Исследования

Алан Байтенов
Высокие цены на топливо и самое главное - его дефицит в нефтедобывающей стране часто вызывают неудобные вопросы. Мол, до каких пор? Чиновники обещают, что до 2017 года - к тому времени завершат проекты модернизации наших НПЗ.
Может быть. Ведь страницы ТЭО на самом деле обещают нам буквально бескрайние моря горючки - в 2017 году суммарная мощность наших нефтеперерабатывающих заводов достигнет 18,5 миллиона тонн нефти в год против имеющихся 14 миллионов тонн нефти. К тому же, по словам Узакбая Карабалина, после завершения программы модернизации Казахстан сможет увеличить количество производимого бензина примерно на 115 процентов, а дизеля - на 38 процентов. Это произойдет за счет увеличения глубины переработки сырой нефти. Если это случится на самом деле, Казахстан не только откажется от импорта, но и сможет экспортировать излишки

 

alt

Почему мы об этом вспомнили именно сейчас? Дело в том, что срок завершения модернизации НПЗ близок. И работа ведется на самом деле и вроде как по плану. Буквально на днях пришло сообщение, что для Павлодарского НХЗ готова удивительная для обычного человека конструкция - некая колонна деизогексанизатора. Вдаваться в подробности нефтеперегонки мы не будем, однако скажем - конструкция эта, высотой 55 метров и весом в 198 тонн, нужна как раз для того, чтобы получать дефицитный высокооктановый бензин. Сделана колонна в ТОО “Белкамит”, что находится в Алматы. По проекту таких махин будет еще три.
Это сообщение и натолкнуло на мысль посмотреть, как же продвигаются дела у программы модернизации отечественных НПЗ. Ведь ее несколько раз откладывали, да и суммы постоянно росли. К примеру, смета программы увеличилась с 2,5 до 6 миллиардов долларов США. Но дело не бросили - работают. Конечно, это также касается Шымкентского и Атырауского НПЗ.
Что мы получим, когда закрутят последний винт и, наконец, нажмут кнопку “пуск”? После модернизации Шымкенский НПЗ сможет перерабатывать около шести миллионов тонн нефти в год. Глубина переработки достигнет 90 процентов. Атырауский НПЗ сможет “переваривать” до 5,5 миллиона тонн нефти в год. При этом глубина переработки достигнет 87 процентов. А Павлодарский НХЗ возьмет на себя нагрузку в виде семи миллионов тонн нефти - как западно-сибирской, на ней работает сейчас, так и казахстанской. Напомним, что Павлодарский ранее не мог работать на нашей нефти - она слишком “тяжела” для него. Естественно, акцент сделан на увеличение доли высокооктанового бензина классов Евро-4 и 5. По завершении программы модернизации, это план чиновников, мощностей заводов хватит для того, чтобы полностью перекрыть потребность нашего рынка в топливе.
Тем самым, Казахстан в 2013 году произвел 2 660 425 тонн бензина, 4 069 991 тонну дизельного топлива, 402 679 тонн авиакеросина и 3 243 010 тонн мазута. Подробная раскладка по заводам - в справке.
Согласно планам на 2015 год, Казахстан планирует производить около 2,7 миллиона тонн бензина, 4,1 миллиона тонн дизельного топлива, 545 тысяч тонн авиакеросина и 3,4 миллиона тонн мазута. При этом, согласно официальной информации, в 2015 году государство планирует закупить в России 1,1 миллиона тонн бензина, 520 тысяч тонн дизеля и 266 тысяч тонн авиакеросина. К слову, о закупке мазута пока речи не идет. Можно предположить, что Казахстан уже перекрывает потребность в этом виде ГСМ своими силами.
Тем самым, можно предположить, что средняя потребность Казахстана в бензине составляет около 3,8 миллиона тонн, в дизеле - 4,7 миллиона тонн и около 0,8 миллиона тонн авиакеросина. Идем дальше - по планам на 2017 год, о которых рассказывают чиновники, Казахстан увеличит количество производимого бензина примерно на 115 процентов, а дизеля - на 38 процентов. Более детально ожидания от 2017 года выглядят так: бензин - шесть миллионов тонн, дизель - 5,8 миллиона тонн, авиационный керосин - 0,95 миллиона тонн, мазут - 1,5 миллиона тонн. Тем самым положительная разница между потреблением и возможным получением топлива составляет: бензин - 2,2 миллиона тонн, дизель - 1,1 миллиона тонн, авиационный керосин - 0,15 миллиона тонн. Собственно, это и является экспортным потенциалом Казахстана в сфере наиболее популярных нефтепродуктов начиная с 2017 года. То есть после завершения модернизации НПЗ.
Да, падает производство мазута примерно на 1,9 миллиона тонн. Но это обуславливается глубиной переработки нефти - в 2017 году, по плану, она составит около 90 процентов. Возможен ли дефицит это вида ГСМ, сейчас сказать сложно. Но с этим видом топлива ситуация всегда была интересной - из-за логистических особенностей в некоторые регионы страны было выгоднее поставлять мазут из России даже при достаточном внутреннем производстве. Избыток же уходил на экспорт.
Но вернемся к более востребованным и популярным видам топлива - бензину и дизельному топливу. По завершении программы модернизации НПЗ Казахстан решает не только задачу импортозависимости, но и сможет обеспечить экспорт топлива в размере более двух миллионов тонн бензина и более одного миллиона тонн дизельного топлива. В принципе, уже сегодня можно предположить рынок сбыта нашей продукции. Вероятнее всего, “раскидают по соседям” - это Узбекистан, Таджикистан и, возможно, приграничные районы Китая. Как говорится, с кем выгоднее. И это, по идее, будет исключительно конкурентоспособная продукция - стоит учесть, что это горючее высоких классов К-4 и К-5.
Есть, правда, предположения, что подобного запаса мощности Казахстану хватит лишь на 10 лет - за этот период развившаяся инфраструктура “съест” образовавшуюся подушку безопасности. Но мы знаем, что в данный момент подготавливается ТЭО на строительство еще одного - четвертого НПЗ. По крайней мере, об этом сообщил первый вице-премьер РК Бахытжан Сагинтаев.
Впрочем, по этому вопросу есть и некоторый скепсис от независимых экспертов -за счет каких ресурсов обеспечить полную загрузку НПЗ? Мол, сегодня заводы даже при мощности в 14 тонн перерабатываемого сырья недозагружены. А после модернизации они потребуют еще 4,5 миллиона тонн сырой нефти. После строительства четвертого завода - еще больше. Тем более, согласно контрактам, нефть, что поступает на наши НПЗ, качают на тех месторождениях, где пик добычи уже прошел. По всей видимости, этот вопрос остается открытым. Однако, учитывая прибыль, которую Казахстан сможет получить от экспорта не сырья, а готового продукта с высокой добавленной стоимостью, правительство, уверены, найдет выход из сложившейся ситуации.
Но главное в этой новой и красивой схеме с модернизацией НПЗ, завершением дефицита топлива и даже возможным экспортом, конечно же, другое - сроки. 2017 год совсем близко. И пусть не успеют к 2017-му - главное, чтобы закончили. Но и здесь, возможно, не стоит сильно переживать. Как мы знаем, к проектам модернизации привлечены крупнейшие инвесторы, к примеру, из тех же Китая и России. А они, уверен, доведут дело до конца, так как терять свои деньги для них неприемлемо. Более того, участие иностранных инвесторов в этом проекте - гарантия их финансовой состоятельности. К слову, Казахстан, несмотря на привлечение чужих денег, сохраняет достаточно полномочий для контроля политики этих стратегических объектов.
Конечно же, увеличение мощности заводов важно, но, наверное, теперь это уже и не самое главное. При таком раскладе встает вопрос о защите отечественного рынка и отечественного производителя. Главная угроза - массовое производство бензина в России и Китае. И об этом стоит задуматься уже сегодня. Иначе те шесть миллиардов долларов, что пойдут на проект модернизации НПЗ, не принесут ожидаемого результата.

В нашем распоряжении есть фактические данные за 12 месяцев 2013 года. Всего, согласно официальной информации, Атырауский НПЗ произвел 505 197 тонн бензина марок Аи-80, Аи-92, Аи-95 и Аи-98, дизельного топлива - 1 222 659 тонн, авиационного керосина - 38 230 тонн, мазута - 1 512 016 тонн. Всего освоено сырья около 4,4 миллиона тонн.
Павлодарский НХЗ произвел 1 117 045 тонн бензина. По маркам: Аи-80 - 162 898 тонн, Аи-92 - 865 111 тонн, Аи-95, Аи-98 - 89 036 тонн, дизель - 1 472 749 тонн, авиакеросин - 133 117 тонн, мазут - 762 763 тонн. Общее количество переработанного сырья - 5 010 020 тонн.
По Шымкентскому НПЗ ситуация такова. Общее количество бензина - 1 038 183 тонны. По маркам: Аи-80 - 315 291 тонна, Аи-92 - 712 785 тонн, Аи-96 - 10 107 тонн, дизельное топливо - 1 375 583 тонны, авиакеросин - 231 332 тонны, мазут - 968 231 тонна. Всего освоили 4 857 010 тонн сырой нефти.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение