|
Ботагоз Омар Рынок ГСМ в нашей стране находится в ручном управлении чиновников. Руководствуясь тем, что рост стоимости бензина приведет к повышению цен на все ввозимые товары, а также предоставляемые услуги, правительство создает условия для искусственного снижения себестоимости продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Но при этом на всех звеньях этой цепочки отсутствует прозрачность
Так, Казахстан традиционно зависит от импортного высокооктанового бензина, завозя его преимущественно из России в объеме от 30 до 40 процентов от всего потребляемого в стране топлива. Три нефтеперерабатывающих завода в стране (в Шымкенте, Атырау и Павлодаре), суммарно производящие 1,9 миллиона тонн бензина (при потребности в 2,4 миллиона тонн) и около 4 миллионов тонн дизельного топлива (при потребности 4,6 миллиона тонн), не в состоянии обеспечить страну ни по объему, ни по качеству производимой продукции. При этом глубина переработки отечественных НПЗ составляет лишь 65-85 процентов (для сравнения, в РФ - около 90), а продукция едва достигает параметров стандарта Евро-3, причем с большой натяжкой. Вся госполитика в этом вопросе сводится к примитивной схеме: между Казахстаном и Россией ежегодно подписывается индикативный баланс, который устанавливает объем топлива, импортируемый Казахстаном из России беспошлинно. Все, что будет завезено свыше, облагается экспортной пошлиной в России. Но в силу различных причин в нашей стране то и дело наблюдаются проблемы то дефицита бензина (когда его стоимость в нашей республике на порядок ниже, чем в России, и оптовые реализаторы стараются вывозить его из Казахстана), то, напротив, затоварки. В последнем случае мы уже наблюдали ограничение ввоза российского бензина, когда лишь АО “КазМунайГаз Онiмдерi” дали возможность импортировать топливо из соседнего государства. Планы по завершению модернизации трех казахстанских НПЗ, в которых Минэнерго видит панацею решения проблем топливного кризиса, все время откладываются. И если пять лет назад страна свято верила, что модернизация заводов завершится уже в 2014 году, то теперь топ-менеджеры нацкомпаний уверенно заявляют, что это событие свершится до 2017-го. Не факт, однако, что все обещанное будет реализовано в срок. Как результат, каждый год уже известные автовладельцам проблемы повторяются. Чтобы разобраться в этой ситуации, на днях в мажилисе организовали специальные парламентские слушания, главной целью которых было определение ценообразования на этом рынке с дальнейшим пересмотром проблем. Так, прозрачности в этом вопросе нет, начиная с первого звена в этой системе, когда сырая нефть поставляется от месторождения на нефтебазу. Ее стоимость не отражается в документах, все определяется на основе договорных цен. Второй блок вопросов возникает при определении того, по какой стоимости нефть отпускается отечественным НПЗ. Известно лишь, что она на порядок меньше мировой стоимости, во-первых, в связи с тем, что отпускается беспошлинно, во-вторых, из-за отсутствия видимых транспортных издержек. Но, как правило, недропользователям выгоднее поставлять сырую нефть на экспорт, нежели продавать ее по “социальной” цене на казахстанский НПЗ. Как результат, отечественные заводы оказываются недозагруженными. При том, что в стране ежегодно добывается около 82 миллионов тонн черного золота, на казахстанских НПЗ перерабатывается лишь 14 миллионов тонн, причем 7 миллионов местной нефти и 7 миллионов российской. “В этом плане особую озабоченность вызывает то, что действующие контракты предусматривают поставку нефти на внутренний рынок в сумме чуть более 3 миллионов тонн в год, тогда как требуется 15 миллионов тонн, а в перспективе с учетом модернизации наших НПЗ - 18,5 миллиона тонн. На сегодняшний день в Казахстане действуют 63 контракта на добычу нефти, 31 из которых не предусматривает обязательства по ее поставке на внутренний рынок. Из 68 контрактов на совмещенную разведку и добычу 16 также не имеют таких обязательств. Но самое тревожное заключается в том, что практически все контракты, где оговорены квоты на внутренний рынок, распространяются на разработку месторождений, пик добычи на которых уже прошел и имеется устойчивая тенденция к ее снижению”, - отметил в ходе недавних парламентских слушаний депутат мажилиса Шавхат Утемисов. Для обеспечения транспарентности цены нефти для поставки на НПЗ республики мажилисмены предлагают ввести с 2017 года ее обязательную реализацию через товарные биржи в объеме 30 процентов от уровня среднемесячной добычи. “При этом с учетом того, что данное требование не будет распространяться на крупные проекты, без которых республика не сможет удовлетворить свои потребности в сырье, Министерству энергетики необходимо проработать механизм обеспечения спроса внутри страны”, - предложил депутат. Он добавил, что в настоящее время назрела необходимость обеспечения равного доступа поставщиков нефти к нефтеперерабатывающим заводам. Львиная доля нефти поставляется на НПЗ пятью поставщиками: ТОО “Petrosan”, АО “КазМунайГаз-Переработка Маркетинг”, ТОО “Petroleum Operaiting”, ТОО “Саутс-Ойл” и компанией “Litasko SА”. Объем поставляемой на переработку нефти указанными поставщиками составляет 86 процентов в общем объеме переработки. В Казахстане действует так называемая давальческая схема, в соответствии с которой недропользователь, отгрузивший сырую нефть, забирает в качестве оплаты за сырье готовое топливо. Поэтому неудивительно, что эти пять поставщиков и являются затем основными получателями топлива, произведенного отечественными НПЗ. “Доля вышеуказанных пяти компаний в общем объеме отгруженных нефтепродуктов с НПЗ составила за прошлый год: бензин - 88 процентов, дизтопливо - 86 процентов, мазут - 77 процентов. Комментарии, как говорится, излишни. Кроме того, абсолютно непрозрачным и законодательно неурегулированным является вопрос посредников этих поставщиков. С этой целью представляется необходимым законодательно определить количество посредников в цепи доставки нефти от недропользователя до НПЗ, оставив только одного, с тем чтобы снизить конечную цену нефтепродуктов”, - предложил Шавхат Утемисов.
Астана |