Ботагоз Омар От развития экономики напрямую зависит социальное самочувствие людей. Поэтому, по мнению европейских экспертов, неспособность диверсифицировать экономику может привести к социальным и политическим беспорядкам, что мы и наблюдаем на протяжении последнего десятка лет в ряде стран СНГ. В качестве профилактики подобных событий в Казахстане реализуется Государственная программа индустриально-инновационного развития
|
Неспособность диверсифицировать экономику может привести к социальным и политическим беспорядкам, а также к экстремистским движениям и активизации оппозиции, считают дипломаты Евросоюза, представленные в Казахстане. Такую точку зрения высказала на этой неделе в ходе конференции, посвященной итогам первой пятилетки индустриализации и плану действий на вторую пятилетку, посол, постоянный представитель Европейского союза в Казахстане Аурелия Буше. При этом посол добавила, что за последние 10 лет Казахстан предпринимал очень серьезные шаги для того, чтобы выйти за пределы исторической роли как производителя сырья. “Конечно, это обоснованно, потому что Казахстан раньше был производителем сырья и просто благословлен такими богатствами. Мы видим, насколько казахстанские власти привержены и готовы реализовать программу “Нурлы жол”, которая является способом обеспечения контрцикличных инициатив, чтобы преодолеть эту ситуацию. Мы поддерживаем и очень оптимистично смотрим на способность Казахстана решить все эти ситуации”, - подчеркнула Аурелия Буше. Напомним, первая пятилетка ГПФИИР на 2010-2014 годы позволила ввести в эксплуатацию 770 проектов, создать 75 тысяч новых рабочих мест. Ее реализация позволила обеспечить рост производительности в обрабатывающей промышленности на 40 процентов. По мнению отечественных топ-менеджеров, если реализация программы будет вестись такими же темпами, то Казахстан способен войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира по уровню развития обрабатывающего сектора уже к 2035 году. Но это возможно, если идеология индустриализации станет национальной идеей. Вместе с тем, по словам председателя правления АО “Казахстанский институт развития индустрии” (КИРИ) Айдына Кульсеитова, реализацию ГПФИИР сопровождает целый ряд мифов, главный из которых заключается в том, что ГПФИИР должна дать сиюминутную отдачу. “Почему-то бытует мнение, что за пять лет программа должна была нас привести на уровень Германии, Японии, Южной Кореи. Почему за 5 лет столько денег было вложено, а мы до сих пор не выпускаем Mercedes или iPhone?” - отметил глава КИРИ, подчеркнув, что это непрофессиональные суждения, основанные на завышенных ожиданиях. В первую очередь, в стране нужно было перестроить всю экономическую политику, всю систему государственного планирования, чтобы создать условия для опережающего развития обрабатывающей промышленности. Но сначала нужно было запустить модернизацию старого производства и обеспечить условия для инвестиций в новое. Поэтому были отменены все ранее существовавшие программы и введены новые индикаторы для всех программ, которых никогда не было. Это рост добавленной стоимости, производительности труда, энергоэффективности, инновационной активности предприятий, развитие локализации, привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику. В стране скорректировали более 30 законов, приняли новый крупный Закон о поддержке индустриально-инновационной деятельности, новый Закон об инвестициях, о деятельности специальных экономических зон. В итоге наконец создали реальные инструменты для модернизации предприятий. В результате за четыре года Казахстан смог улучшить свои международные рейтинги практически по всем показателям. Затраты на технологические инновации выросли в семь раз. Приток прямых иностранных инвестиций в НИОКР вырос в три раза.
Астана |