Юлиана Жихорь или Как будет развиваться Казахстан в ближайшую пятилетку С победившим президентом Казахстан ждет несколько лет реформирования. О том, что это произойдет, заговорили еще осенью, когда Назарбаев озвучил очередное послание к народу Казахстана, названное программой “Нурлы жол”. А в процессе предвыборной кампании направления программы трансформировались в “народные реформы”
Все годы независимости Казахстан находится в постоянном процессе трансформации. Оно и верно: стабильность не в отсутствии движения, а в движении к лучшему. И движение у нас, судя по всему, в верном направлении. На днях один наблюдатель из Литвы - член сейма Гедеминас Якавонис - в интервью “НП” заметил: “Я седьмой год работаю в ПАСЕ (Парламентская ассамблея стран Европы. - “НП”). И чтобы о Казахстане плохо отзывались - я такого не помню”. На положительный имидж нашей страны играет фактор стабильности. В том числе и президентской. “Везде есть какие-то проблемы, но они решаются. Но когда имеешь дело с государством, с человеком, который стабильный, которому ты веришь, что он сказал слово - сделает, конечно, такому (государству. - “НП”) больше доверяешь”. Вообще наблюдатели не раз отмечали, что Назарбаев пользуется доверием не только граждан страны, но и западных партнеров. А это - не только политическая поддержка каких-то внешнеполитических инициатив страны, но и инвестиции. Инвесторы, как и обычные граждане, действуют по принципу: не доверяем - денег не дадим. Назарбаеву доверяют. Вопрос лишь в том, как эти инвестиции максимально грамотно потратить. Недаром в самом Казахстане вздыхают, что любая, даже самая идеальная для страны программа в процессе исполнения трансформируется, и на выхлопе получается пшик. Ибо не следит голова (то есть верхушка исполнительной власти и авторы программ), что руки вытворяют (как реализуется программа на местах).
А потому-то Назарбаев и решил, что настало время радикальной борьбы с коррупцией и усиления государственного аппарата профессиональными кадрами. Кстати, впервые кадровый вопрос опередил в государственных программах вопрос экономики. Видимо, наша страна дошла до точки трансформации подходов к развитию. Ибо ранее мы экономику ставили на первый план, а уж потом политику (с законностью вместе). Теперь политическое реформирование у нас становится приоритетом. Итак, Назарбаев обещает прекратить кумовство и землячество на госслужбе и превратить чиновников в профессионалов высокого уровня. Причем высокооплачиваемых. А для этого - искоренить коррупцию. Казахстанцы с недоверием обрадовались: “Ну что, начнем новую жизнь? Вроде обещали начать сажать... Как в Сингапуре”. Впрочем, сажать уже давно начали. Однако это пока никак не отразилось на уровне коррумпированности власти и процентах откатов. Равно как и на частоте “отмазок” от юридического наказания. Для ликвидации последнего пробела Назарбаев вновь намерен ввести принцип “верховенства закона”. Для чего теперь судьи должны повысить свой профессионализм, а служба в полиции стать престижной. Ибо “казахстанское правосудие и правоохранительная система должны стоять на страже интересов частной собственности, соблюдения прав и свобод граждан”. И только после всей этой праведной законности мы переходим к экономике. “Устойчивая экономика - это комплекс экономических реформ для ускоренного формирования среднего класса”, - заявлялось в предвыборной программе Назарбаева. Но тут у нас без особых расхождений с прошлыми стратегиями: нужно развивать обрабатывающий сектор, строить новые заводы и производить экспортоориентированную продукцию. Кстати, антикризисные санкции в этом вопросе нам на руку. Ибо все эти экономические цели требуют немалых денег. Россия нынче отрезана от внешних займов, а деньги инвесторам вкладывать куда-то надо. И вот тут-то наше членство в ЕАЭС может пригодиться: все, что запрещено ввозить в РФ (из непродуктового набора), могут начать производить в Казахстане и продавать россиянам в рамках союза. Так что при благоприятном для Астаны раскладе (то есть если санкции против России продлятся еще с годик) у нас есть все шансы поднять нашу экономику до нужных нам габаритов при рьяном желании западных инвесторов. Тут самое главное будет - жестко следить, чтобы в нашу страну не завезли какие-нибудь устаревающие технологии (которые сегодня активно выбрасывает на рынок Пекин, взявший “новый курс” на инновационность экономики). Для чего и потребуются некоррумпированная власть и патриотичные чиновники. Народ тем временем должен завершить трансформацию в единую нацию. Казахстанская идентичность должна основываться на принципе гражданства. А залог консолидации общества и роста его конкурентоспособности - трехъязычие. После того, как кризис пройдет, нация окончательно сформируется, наступает время еще одной ступени политической трансформации - глобальной политической. В течение ближайших пяти лет Казахстан, возможно, откажется от жесткой президентской формы правления. Нурсултан Назарбаев в своей предвыборной программе пообещал, что будет проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий между президентом, парламентом и правительством “с учетом наших особенностей и традиций”. Назарбаев уже подтвердил, что первым его указом после инаугурации станет создание комиссии по осуществлению вышеперечисленных пяти институциональных реформ. В Астане уже начали осторожно муссироваться слухи, что политическое реформирование затягивать не будут. И новый состав парламента (а очередные выборы в парламент должны состояться в следующем году) будет обладать гораздо большими полномочиями, нежели действующий. Однако, по другой версии, такие конституционные преобразования могут отложить на самый конец президентского срока - то есть ждать их стоит не ранее 2018-2019 годов (после проведения ЭКСПО и Универсиады). Причем наравне с этой версией рассматривается и вариант проведения в тот период внеочередных парламентских выборов. Но пока это всего лишь слухи.
Астана |