ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Семь абзацев Исследования

Сагымбай Козыбаев
Страницы “Нового поколения” дали путевку в жизнь книгам и циклам эссе профессора Сагымбая Козыбаева “Лики времени”, “Аксуекство равных” “Записи на песке”, “Взгляд”, “Там, за горизонтом”, “Этюды на полях”. Сегодня наша газета открывает новый цикл философско-публицистических наблюдений автора - мэтра отечественной журналистики, шестикратного лауреата премии Союза журналистов Казахстана, лауреата Президентской премии в области СМИ

 

Еврейская тетрадь

alt

Копаясь в личном архиве, нашел “Еврейскую тетрадь”. Это мои отрывочные записи от знакомства некогда с “Краткой еврейской энциклопедией”. Ничего себе “Краткая”, она в десяти томах была издана в Иерусалиме.
Тема двух народов - евреев и казахов, их взаимоотношения на волнах былых, далеких времен - особая. Есть и схожесть по выживаемости своей, страдательности в истории. И казахов судьба била нещадно. Своеобразный Холокост еще со времен каганатов. И не только впоследствии джунгары, Вторая мировая война, но и колониальные стычки с русским царизмом. Карательная экспансия их земель. Бесконечные голодоморы. Отдельно - советизм с голощекинщиной. Плюс упомянем особую доверчивость казахов. Особый их патриотизм в годы Великой Отечественной войны: каждый третий не вернулся с поля брани. Ассимиляцию с другими. В общем - много компонентов. Евреи и казахи относятся к малым нациям, их ныне примерно одинаковое количество.
Весь еврейский путь в истории - путь к еще непокоренным вершинам. Народ, составляющий 0,003 процента населения всего земного шара, дал миру пятую часть всех лауреатов Нобелевской премии. А ею, как известно, отмечаются самые великие открытия и достижения мировой цивилизации.
Стыки еврейского духа с другими не поддаются воображению. Долгое время силился понять феномен бухарского еврейства. А он был в смешении крови отверженного народа, проявившего поразительную стойкость в деле своего выживания. Даже годы Холокоста, когда из 17 миллионов евреев, живших до начала Второй мировой войны, осталось одиннадцать, не смогли остановить, по выражению Юлиана Тувима, эту текущую “глубокими и широкими” ручьями кровь.
А тетрадь моя еврейская открывается строками поэта Игоря Губермана: “Везде одинаков Господень посев, и врут нам о разнице наций, все люди - евреи, и просто не все нашли пока смелость признаться...”
Что правда, то правда. Ни одна нация не чувствовала так остро уход из древнего Израиля. Она определила этот уход и изгнание с берегов Средиземного моря словом “галут”, означающим понятие выше чем “диаспора”, когда все и каждый чувствовали, что лишились родины, и в душе у каждого было чувство отсутствия собственного дома. Год за годом, столетие за столетием уходили евреи все дальше от берегов своего моря в незнакомые края за Византией и Персией. В VIII веке произошло парадоксальное событие: между нижним течением Волги, Северным Кавказом и Азовским морем возникло тюркоязычное царство хазаров, оно отвергло христианство и ислам, приняв иудаизм. Царство, которое по воле истории стало щитом на пути других народов, рвавшихся на просторы Восточной Европы. Двести лет спустя этот щит сломала сама варяжско-славянская Русь. И ей пришлось сполна испытать три столетия горечи и унижения от копыт монгольских и кипчакских коней.
И я ухожу вновь в таинственный мир своей Хазарии, где мои далекие предки смешали кровь свою с кровью еврейской...

alt

Мавзолей Машхура Жусипа

Второй Абай
Как вам, коль назовут Лермонтова вторым Пушкиным? Оно-то так, но, по-моему, это равнозначные величины. Оба Монбланы. У каждого свое бессмертие.
Его называли в народе и называют теперь во всеуслышание вторым Абаем. Абай же при жизни сам признал его величие. Речь о Жусипе Копееве (ʘпейџлы), всенародно известном как Машхур Жусип (по-казахски правильно - Мќшhљр Жљсіп (1858 - 1931). Причем Машхур - приставка-имя, данная самим народом, с арабского означает “всеизвестный”.
Полностью наследие гениального поэта возвращается в наши дни. В 2013 году мне подарили в Павлодаре еще свежий, пахнущий типографской краской, двадцатитомник его сочинений, изданный в подарочном варианте местным университетом. При этом выпуск собрания сочинений был еще незавершен - представляете, какое наследие оставлено поэтом.
Центральная мечеть, главная достопримечательность Павлодара, сегодня носит имя Машхура Жусипа, на родине поэта в Баянауле есть мемориальный музей, построен величественный мавзолейный комплекс с гостиницей на месте былой могилы. Поэт увековечен, а меня донимал до недавнего времени один вопрос: “Почему когда-то наследие поэта и упоминание о нем было вычеркнуто из школьных учебников?”.
Может быть, это было связано с мистикой вокруг имени поэта. Дополнительное предположение нашел в подаренной мне на днях книге воспоминаний коллеги, отечественного видного химика Хабибуллы Оспанова, номинированного в 2011 году на Нобелевскую премию. О Машхуре Жусипе еще при жизни ходили легенды. Одна из них: он предсказал год и день своей смерти. Мало того, собрал сородичей и попросил организовать собственные похороны, чтобы убедиться в достойном оплакивании. Он сам руководил всем этим процессом: выбрал место захоронения, соорудил маленький мавзолей, а жители аула провели “похороны”. А сам он умер вскоре, в тот день и в тот год, который себе предсказал. Было это в 1931 году, а в 1943-м мой коллега, подаривший вышеуказанную книгу, 11-летний тогда мальчик, спустился вместе с другими односельчанами в подвальное помещение мавзолея, где лежало тело поэта, покрытое белой материей. “Оно было неизменным и неиспорченным, как будто человек спит. Сам Машхур Жусип говорил, что его тело в течение сорока лет будет лежать, сохраняя неизменный вид. Но если будет постороннее вмешательство, оно видоизменится”. Это цитата из книги.
Как такое могло произойти в стране повальных атеистов? Пришедший с должности министра культуры СССР на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Пантелеймон Пономаренко в 1955 году, узнав о нежелательных пересудах вокруг имени поэта, решил перестраховаться и дал указание сровнять могилу с землей, несмотря на людское возмущение. Через две недели после происшедшего Пономаренко был снят с высокой должности руководителя республики и отправлен кратковременно послом в Польшу, а затем провидению было угодно направить его в том же качестве в Индию и Непал - страны, где атеизмом ни на грамм не пахло, а мистики было вдоволь. Двое бульдозеристов, сравнявших могилу с землей, сошли с ума.
Великие души переносят страдания молча. Зная, что останутся навечно с созданным ими миром...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение