|
Сагымбай Козыбаев Страницы “Нового поколения” дали путевку в жизнь книгам и циклам эссе профессора Сагымбая Козыбаева “Лики времени”, “Аксуекство равных” “Записи на песке”, “Взгляд”, “Там, за горизонтом”, “Этюды на полях”. Сегодня наша газета открывает новый цикл философско-публицистических наблюдений автора - мэтра отечественной журналистики, шестикратного лауреата премии Союза журналистов Казахстана, лауреата Президентской премии в области СМИ
Еврейская тетрадь
|
Копаясь в личном архиве, нашел “Еврейскую тетрадь”. Это мои отрывочные записи от знакомства некогда с “Краткой еврейской энциклопедией”. Ничего себе “Краткая”, она в десяти томах была издана в Иерусалиме. Тема двух народов - евреев и казахов, их взаимоотношения на волнах былых, далеких времен - особая. Есть и схожесть по выживаемости своей, страдательности в истории. И казахов судьба била нещадно. Своеобразный Холокост еще со времен каганатов. И не только впоследствии джунгары, Вторая мировая война, но и колониальные стычки с русским царизмом. Карательная экспансия их земель. Бесконечные голодоморы. Отдельно - советизм с голощекинщиной. Плюс упомянем особую доверчивость казахов. Особый их патриотизм в годы Великой Отечественной войны: каждый третий не вернулся с поля брани. Ассимиляцию с другими. В общем - много компонентов. Евреи и казахи относятся к малым нациям, их ныне примерно одинаковое количество. Весь еврейский путь в истории - путь к еще непокоренным вершинам. Народ, составляющий 0,003 процента населения всего земного шара, дал миру пятую часть всех лауреатов Нобелевской премии. А ею, как известно, отмечаются самые великие открытия и достижения мировой цивилизации. Стыки еврейского духа с другими не поддаются воображению. Долгое время силился понять феномен бухарского еврейства. А он был в смешении крови отверженного народа, проявившего поразительную стойкость в деле своего выживания. Даже годы Холокоста, когда из 17 миллионов евреев, живших до начала Второй мировой войны, осталось одиннадцать, не смогли остановить, по выражению Юлиана Тувима, эту текущую “глубокими и широкими” ручьями кровь. А тетрадь моя еврейская открывается строками поэта Игоря Губермана: “Везде одинаков Господень посев, и врут нам о разнице наций, все люди - евреи, и просто не все нашли пока смелость признаться...” Что правда, то правда. Ни одна нация не чувствовала так остро уход из древнего Израиля. Она определила этот уход и изгнание с берегов Средиземного моря словом “галут”, означающим понятие выше чем “диаспора”, когда все и каждый чувствовали, что лишились родины, и в душе у каждого было чувство отсутствия собственного дома. Год за годом, столетие за столетием уходили евреи все дальше от берегов своего моря в незнакомые края за Византией и Персией. В VIII веке произошло парадоксальное событие: между нижним течением Волги, Северным Кавказом и Азовским морем возникло тюркоязычное царство хазаров, оно отвергло христианство и ислам, приняв иудаизм. Царство, которое по воле истории стало щитом на пути других народов, рвавшихся на просторы Восточной Европы. Двести лет спустя этот щит сломала сама варяжско-славянская Русь. И ей пришлось сполна испытать три столетия горечи и унижения от копыт монгольских и кипчакских коней. И я ухожу вновь в таинственный мир своей Хазарии, где мои далекие предки смешали кровь свою с кровью еврейской...
|
Мавзолей Машхура Жусипа
|
Второй Абай Как вам, коль назовут Лермонтова вторым Пушкиным? Оно-то так, но, по-моему, это равнозначные величины. Оба Монбланы. У каждого свое бессмертие. Его называли в народе и называют теперь во всеуслышание вторым Абаем. Абай же при жизни сам признал его величие. Речь о Жусипе Копееве (Кпейџлы), всенародно известном как Машхур Жусип (по-казахски правильно - Мќшhљр Жљсіп (1858 - 1931). Причем Машхур - приставка-имя, данная самим народом, с арабского означает “всеизвестный”. Полностью наследие гениального поэта возвращается в наши дни. В 2013 году мне подарили в Павлодаре еще свежий, пахнущий типографской краской, двадцатитомник его сочинений, изданный в подарочном варианте местным университетом. При этом выпуск собрания сочинений был еще незавершен - представляете, какое наследие оставлено поэтом. Центральная мечеть, главная достопримечательность Павлодара, сегодня носит имя Машхура Жусипа, на родине поэта в Баянауле есть мемориальный музей, построен величественный мавзолейный комплекс с гостиницей на месте былой могилы. Поэт увековечен, а меня донимал до недавнего времени один вопрос: “Почему когда-то наследие поэта и упоминание о нем было вычеркнуто из школьных учебников?”. Может быть, это было связано с мистикой вокруг имени поэта. Дополнительное предположение нашел в подаренной мне на днях книге воспоминаний коллеги, отечественного видного химика Хабибуллы Оспанова, номинированного в 2011 году на Нобелевскую премию. О Машхуре Жусипе еще при жизни ходили легенды. Одна из них: он предсказал год и день своей смерти. Мало того, собрал сородичей и попросил организовать собственные похороны, чтобы убедиться в достойном оплакивании. Он сам руководил всем этим процессом: выбрал место захоронения, соорудил маленький мавзолей, а жители аула провели “похороны”. А сам он умер вскоре, в тот день и в тот год, который себе предсказал. Было это в 1931 году, а в 1943-м мой коллега, подаривший вышеуказанную книгу, 11-летний тогда мальчик, спустился вместе с другими односельчанами в подвальное помещение мавзолея, где лежало тело поэта, покрытое белой материей. “Оно было неизменным и неиспорченным, как будто человек спит. Сам Машхур Жусип говорил, что его тело в течение сорока лет будет лежать, сохраняя неизменный вид. Но если будет постороннее вмешательство, оно видоизменится”. Это цитата из книги. Как такое могло произойти в стране повальных атеистов? Пришедший с должности министра культуры СССР на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Пантелеймон Пономаренко в 1955 году, узнав о нежелательных пересудах вокруг имени поэта, решил перестраховаться и дал указание сровнять могилу с землей, несмотря на людское возмущение. Через две недели после происшедшего Пономаренко был снят с высокой должности руководителя республики и отправлен кратковременно послом в Польшу, а затем провидению было угодно направить его в том же качестве в Индию и Непал - страны, где атеизмом ни на грамм не пахло, а мистики было вдоволь. Двое бульдозеристов, сравнявших могилу с землей, сошли с ума. Великие души переносят страдания молча. Зная, что останутся навечно с созданным ими миром...
|