Ольга Шишанова Организации дополнительного образования могут передать в конкурентную среду, в то время как, по мнению экспертов, этому движению, напротив, необходима помощь государства
Когда-то, в советское время, занятия в кружках и секциях были бесплатными, в школах СССР поощрялись военно-спортивные игры и соревнования - страна растила смену, которая бы могла достойно справиться с международными вызовами того времени. Государство напрямую было заинтересовано в результате, а значит, зарплата учителей кружков, секций и т.п. по большому счету не зависела от количества учащихся, как сегодня, оплачиваясь из государственного бюджета.
В результате дети были постоянно чем-то заняты: кто - музыкой, кто - в спортивных секциях, кто - на станциях юных натуралистов. Они практически постоянно были под присмотром взрослых или педагогов, которые терпеливо сеяли разумное, доброе, вечное. Как следствие, авторитет учителя был неизмеримо выше, чем это наблюдается сегодня. Да и интерес у подростков к истории своего народа, своей страны тоже был не на последнем месте. Сегодня все по-другому. Все эти кружки или, как их стало принято называть, организации дополнительного образования, которые каким-то образом умудрились выжить за время перестройки (в основном благодаря педагогам-энтузиастам своего дела), со временем пошли на убыль. А отсутствие финансирования и тому подобные негативные факторы и вовсе заставили их почти исчезнуть из поля зрения не только МОН РК, но и общества.
|
Вспомнили о них буквально год назад, благодаря чему при Министерстве образования и науки был создан РУМЦДО (Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования), в обязанности которого было вменено поддерживать и развивать эти самые организации дополнительного образования по республике. Потому-то, по мнению специалистов, и вызвало недоумение, каким образом кружки юных натуралистов, туристов или краеведов сегодня могут быть отданы на откуп, по их мнению, неопытным частным предпринимателям, заинтересованным в первую очередь в финансовом обогащении. Более того, не имеющим, как правило, ни кадровых ресурсов, ни соответствующей материально-технической базы, а значит, не отвечающих никоим образом за качество предоставляемых услуг. С одной стороны, никто не запрещает тем же предпринимателям начать в этом направлении самостоятельно изучать предмет, извлекая из него не только прибыль, но и приобретая необходимые навыки на будущее. Одно “но” - эксперимент снова будет поставлен на подрастающем поколении, которое и так периодически выступает в роли подопытных кроликов различных реформ образования. С другой - не мешало бы обратить внимание на опыт, который пытается внедрить сегодня в республике аким Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев. Местные исполнительные органы просто заинтересованы в том, чтобы дети этого региона были заняты общественно-полезным делом, потому что и турпоходы, и конструирование, и занятия после школы живописью или плаванием - это прекрасный иммунитет от детского суицида, преступности, правонарушений. Подтверждением служат показатели детских и подростковых правонарушений, которые в ЗКО на сегодняшний день заметно снизились, зато увеличились показатели их здоровья. И это неслучайно - одна из причин в том, что из 35 станций натуралистов и туристов, которые насчитываются сегодня по республике, 14 находится в Западном Казахстане.
Астана |