|
Юлиана Жихорь
В правительстве, кажется, определились с первым корпоративным лидером. Им, по задумке премьера, должна стать Национальная атомная компания Казахстана “Казатомпром”. Поводом для такого решения послужили планы этой компании лет через 10 стать мировым лидером по производству природного урана и Казахстана - вновь войти в ряды ядерных держав
О том, что Казахстану не хватает электроэнергии, говорится уже не первый год. Минувшей зимой страна столкнулась с ее дефицитом. Правда - небольшим и лишь в пиковый период. Но, как говорят специалисты, это только начало. Особенно, если учесть отечественные амбициозные планы по развитию промышленности и выведению ее на мировой уровень конкурентоспособности.
На протяжении последних нескольких лет правительство дискутировало на тему строительства атомной электростанции, затем на тему места ее строительства. Теперь решив-таки, что Казахстану жизненно необходим хотя бы один реактор, занялось рассмотрением вопросов собственно атомной промышленности.
Оказалось, что в самом ближайшем будущем атом может затмить сегодняшнюю “золотую жилу” Казахстана - нефть. Разумеется, если сбудутся прогнозы главы “Казатомпрома” Мухтара Джакишева и потребности человечества в электроэнергии удвоятся к 2030 году.
По словам Джакишева, “если нефть и газ попытаются сохранить свою долю как источник снабжения человечества электроэнергией, то простые подсчеты показывают, что необходимо в ближайшее время найти три нефтеносных региона, равных по размеру Саудовской Аравии, что является нереальным. Сохранение доли угольной энергетики потребует практически удвоения добычи угля, что также не реально ни по инфраструктуре, ни по месту расположения угля. Дело в том, что уголь является достаточно чувствительным к длительной транспортировке. Гидростанции - альтернативные источники и также не спасут человечество от грядущего дефицита энергии”. “Поэтому альтернативы атомной энергетике на будущее не существует. Единственный источник, на который надежно может рассчитывать человечество, - это атомная энергетика”, - резюмировал он. Добавив, что не существует ее разве что до момента появления термоядерной энергии, который “назначен” на 2100 год.
Период “атомного ренессанса” начался в мире относительно недавно. (После аварии на Чернобыльской АЭС проекты по строительству многих атомных электростанций были заморожены лет на 10). Только с 2003 по 2008 год в мире была построена 61 станция.
На сегодня в мире действуют 402 атомные станции с 439 атомными реакторами. 36 станций сейчас строятся. 93 - в стадии подготовки проекта (известно, что к 2015 году будут построены 74 станции), 218 проектов в стадии рассмотрения и 117 - перспективных проектов.
По сути дела, это огромный рынок, который необходимо обеспечить сырьем - ураном. По словам Джакишева, уже с 2015 - 2017 годов в мире будет нарастать дефицит природного урана. А это значит, что Казахстан получил хороший шанс занять свою нишу на этом рынке. И ниша эта, судя по расчетам главы “Казатомпрома”, должна стать весьма доходной - объем рынка сырья для 464 реакторов - 1,5 триллиона долларов.
Для закрепления своих позиций Казахстан уже сейчас приступил к закладке фундамента. Как всегда, начав с политики - “Казатомпром” вкупе с основными мировыми производителями и потребителями урана намерен в будущем году сформировать фонд для организации рыночной торговли ураном. “Урановый рынок - закрытый рынок. У нас нет рыночных цен. Для решения этой проблемы мы сейчас и занимаемся созданием специального международного фонда, для чего ведем переговоры с компанией Golden Sachs и JPMorgan”, - сообщил Джакишев.
Суть идеи заключается в том, что все производители и потребители являются фактически акционерами данного фонда: “Мы сдаем в фонд уран и получаем взамен акции, которые приравнены по стоимости к урану, который лежит в уставном капитале. К примеру, если атомная компания покупает 1 акцию, она имеет право на 1 килограмм урана”.
Как сообщил глава “Казатомпрома”, Казахстан уже договорился с основными производителями урана на вступление в данный фонд, в том числе с Россией. Со стороны потребителей - китайскими, японскими, европейскими и американскими атомными станциями. “Если все будет нормально, - добавил он, - то на следующий год подобный фонд будет создан... После этого будет создана торговая площадка для реализации излишков урана, и котировка акций этой компании тогда реально станет рыночной ценой”.
Тем временем перед страной стоит другая проблема - продавать не только руду, но и ее производные - порошки и таблетки. Однако до недавнего времени Казахстан обладал технологией их производства только для реакторов советского дизайна (Ульбинский металлургический завод в былые времена покрывал до 80 процентов потребностей всех реакторов бывшего СССР). Сейчас же Россия вышла на требуемые ее АЭС объемы производства урана и в услугах Казахстана больше не нуждается. Остаются только западные рынки. Но для выхода на них требуется получить сертификат порошков и таблеток - процесс сертификации требует многих лет испытаний и в итоге может занять до 20 лет.
Но и тут “Казатомпром” “выкрутился”. “Мы пошли по другому пути, когда гарантии за нашу продукцию дают те, кто с нами работает по сертификации”, - сообщил Джакишев, добавив, что по такой схеме с нами сейчас работают партнеры из Японии, Франции, Канады, Швеции, Южной Кореи и Китая.
Вместе с тем атомщики планируют поднимать и высокую науку. Уже есть договоренность с рядом зарубежных партнеров о том, что на базе Института атомной энергетики в Курчатове будет создан Международный центр, который в будущем станет носителем международных знаний в области атомной промышленности, индустрии и энергетики. Японцы уже согласились участвовать со своими технологиями и рынками сбыта, Казахстан же должен поставлять сырье и производственный актив.
Работают и над конверсией - превращением урана в газ (начиная с 2015 года ожидается дефицит по этому виду услуг). До настоящего времени соответствующих технологий у Казахстана не было. Договорились с крупнейшей в этой отрасли компанией “Камика” о создании СП (51 процент акций - “Казатомпром”, 49 процентов - “Камика”) по строительству на базе Ульбинского МЗ завода по производству конверсии сплава урана мощностью 12 тысяч тонн.
Создается совместное предприятие с Россией (50 на 50) по строительству завода по обогащению урана (изотопному разделению 235 на 238). Завод планируется расположить в Ангарске. Время запуска завода с выходом на полную мощность - ориентировочно 2011-2017 годы. Предварительная стоимость инвестиционного проекта - 2,7 миллиарда долларов США.
В общем, Казахстан решил вернуть себе право называться ядерной державой. Не в оружейном плане, а в производственном. Для юридического закрепления этого статуса - вхождения в МАГАТЭ, требуется мелочь - создать отдельный спецгосорган по контролю в сфере ядерной энергетики. Карим Масимов уже дал поручение рассмотреть этот вопрос. А пока суд да дело - создать его в составе Министерства энергетики.
Астана |