|
Сагымбай Козыбаев
Гордоликая Бопай
Женщины ничего не значат в истории. Это устоявшееся утверждение - явное заблуждение. Все зигзаги истории-матушки, становление ее великих мужей неразрывно связаны с ними, женщинами. Другое дело, что они, как правило, оставались в тени своих близких. Потому так ничтожно мало о них сведений. Но и скудных данных достаточно, чтобы лишний раз склонить перед ними головы. И в тени произрастают самоцветы.
Казахи неоднородны, как и представители иных наций, они в сути своей - своеобразный сгусток былых войн и дипломатических отношений со своими соседями-врагами, где неизменным было лишь одно правило: сильный вправе вершить судьбы слабых. И женщины зачастую играли роль разменной монеты.
Но был и особый выигрыш в этом: у многих казахских ханов и аристократов белой кости любимыми из многих жен были калмычки, джунгарки, персиянки, шейбанидки, татарки... Смешение кровей выковывало уникальный генотип. Казахские ханши и степные царевны свой неповторимый ум и неземную красоту успешно передавали по эстафете своим потомкам.
Медеу Сарсекеев, известный автор книг из московской серии “ЖЗЛ” (Сатпаев, Букетов, Бекмаханов), на днях презентовал новую работу “Необузданный историк”, в которой между строк как бы читаю: “Чего удивляться, у Абылай хана, потомка Чингисхана, мы отмечаем 18 упоминаемых только сыновей (по некоторым данным, 70 детей от 12 жен. -
С.К.). Спустя восемь с лишним веков, по утверждению одного из американских университетов, потомков Чингисхана ни много ни мало - аж 16 (!) миллионов человек” (См. М.Сәрсеке. Ноқталанған тарихшы. А., 2015, с. 536).
Вряд ли все эти потомки остались и останутся в памяти народной. А вот степные красавицы - да. Нашу героиню звали Бопы, она более известна как султанша Бопай. Внучка самого Абылай хана и джунгарской царевны Топыш (по другим данным, бабушка - дочь грозного правителя Джунгарии хунтайджи Галдана-Цэрена). Бопай - единственная дочь среди семи братьев Касыма торе и матери - калмыкской султанши Айкљміс (в переводе ее имя означает Серебряная луна). К тому же Бопай - любимая сестра Кенесары, родная тетя Чокана Валиханова.
Ограничусь этим, ибо казахские генеалогические нюансы - кто кому кем приходится - неизведанная и загадочная дорога. Важнее - особая воинская доблесть султанши Бопай, ее необычное своенравие и гордость. С первых дней она примкнула к освободительному движению Кенесары, став брату верным советчиком. Пожертвовала ради этого семейным благополучием. Бопай была замужем за ровней по статусу - Самеке, сыном султана Абылхаира. Попытки ее склонить мужа и его влиятельных родственников - султанов Сартеке и Досана Абылхаировых - к участию в восстании Кенесары не принесли желаемого. И тогда, проявив присущую ей твердость, султанша Бопай в 1837 году решительно покинула мужа и, забрав шестерых своих детей, примкнула к брату. И с этого дня она в течение долгих десяти лет участвовала во всех крупных сражениях хана Кене. Во главе своей отдельной дружины в несколько сот людей она совершала глубокие партизанские рейды в тыл врага. С ее именем связана реквизиция имущества степных властителей, отмежевавшихся от Кенесары. Однажды Бопай разгромила боевое укрепление Аманкарагай, а на обратном пути, глазом не моргнув, заодно опустошила аулы своего мужа. Даже взятие царскими карательными отрядами в плен ее сына Нурхана не остановило непокорную султаншу. Не сломило ее и собственное пленение ташкентским правителем.
О бесстрашии и батырстве Бопай ходили легенды. Одна ее джигитовка чего стоила. На полном скаку с коня выхватывать монету с пыльной земли - такое не по плечу и дюжему молодцу.
Бопай была с Кенесары до последнего - трагической весны 1847 года, когда в Кордайской долине у горы Кекилик Сенгир произошло памятное последнее сражение с киргизскими манапами.
На берегу реки Иргиз султанша нашла последнее упокоение. Из небытия ее имя возвращается сегодня с именем хана Кене.
В гордой Грузии гордые грузины с трепетом почитают свою былую царицу. У них - Тамара, у нас - Бопай. Гордиться гордым не помешало бы и нам...
В крепости
в тени деревьев
К Крыму имеет отношение мой давний коллега. Он историк, археолог, художник и реставратор в одном лице. Не только потому, что звать его Крымом (Ћырым по-казахски) - тюркским исконным именем, которым наделил его отец Касенхан - двоюродный брат духовного лидера нации самого Алихана Букейханова. Получается Крым - чингизид и с ветвью крымских Гиреев имеет непосредственную связь. Еще и потому, что его уникальная, единственная в своем роде на постсоветской территории реставрационная мастерская по восстановлению древнего мира кочевников официально и юридически так и называется - “Полуостров Крым”. Двухэтажное длинное строение с большим подворьем для хранения артефактов в отнюдь не спальном алматинском районе напоминает в самом деле крепость (“крым” с тюркского, кстати, означает именно это).
Фамилия моего коллеги Алтынбеков - по имени деда. И здесь опять же символика. Всю свою жизнь он занимается золотом скифов. Артефакты былых сакских курганов, разрушаемые при раскопках и требующие восстановления в оригинале, возвращены потомкам его руками и сердцем подлинного знатока истории. Некоторое время он проработал в реставрационных залах Лувра, Гренобля. Постоянно пропадает в археологических экспедициях - тот же некогда Херсонес в Крыму и наши отечественные городища. Чтобы затем вместе с верными сподвижниками - дочерьми Элиной и Даной, супругой и племянниками, как хирург скальпелем, резцом, загадочными специальными инструментами, используя определенные реактивы и химикаты, специальные холодильные устройства, возвратить из микромира вечности былой лик знаменитого Золотого человека из Иссыкского кургана, изображения мифических животных, предметов обихода, золотые украшения сакского периода. И демонстрировать воссозданное время от времени миру. Отечественный символ - скифский Золотой царь - побывал уже во многих странах.
Коллега - подлинный фанатик. Древние памятники культуры наших предков требуют особого пиетета, анализа, осмысления, да и скрытия от чересчур любопытных глаз. А времени, как всегда, настоящему исследователю не хватает. Мы встречаемся не так часто, как хотелось бы. В последний раз это случилось на Береле, при новых раскопках. Крым вместе со своим коллегой, известным археологом Зейноллой Самашевым, где-то высоко в горах нашел прелюбопытные артефакты, которым...
Да, да. Как вам хотя бы кобыз, которому... 3000 лет.
|
Алтын Адам |
Троеточие
Коллега бросил читать нравоучения студентам и ушел с головой в бизнес: создал ряд быстро раскупаемых дайджестных журналов. Стал известным, думаю - состоятельным. И героем громких истории. То повздорил со стюардессой, не пожелавшей отвечать ему на родном языке. То поместил на обложке журнала изверга, на совести которого миллионы жертв. Ветераны поняли по-своему и подали иск в суд.
Парень он толковый, а такой невольный пиар вызвал дополнительный интерес к нему, повсеместно стал узнаваемым. Может, он этого и желал.
А мне приснился новогодний сон. Пугачева отпустила Галкина с миром в силу его младости лет. Страна “взорвалась”, одобрив сей мудрый поступок зрелой женщины. И тут же запестрела заголовками пресса: “Новым фаворитом примадонны стал казахский медиамагнат... N.N.” Ну, понятное дело, речь о моем коллеге.
Подготовил это эссе. Может, подстраховаться, известить коллегу? Хорошо, если воспримет с юмором. А если нет? Обидится, перестанет здороваться. Да и жена его проклянет. Хотя чего уж соревноваться с Пугачевой.
Рискну опубликовать. Ведь у меня в тексте одни голые факты, отсутствие имени, да и злого умысла. К тому же ему пиар. К тому же употребляю троеточие. Поди разберись...
|
Крым Алтынбеков |
Движение разума
Зависти как не было, так и нет. Тем более по отношению к студенческому однокашнику. Побыл он у нас, мой узбекский коллега-профессор, в формате приглашения неделю-другую, особо не утруждаясь прочитал лекции студентам, положил около восьми тысяч баксов в карман и убыл к себе, очень аж предовольный. Смотрю - через некоторое время он вновь появился в наших сенцах - видать, понравилось. А если честно - подзаработать.
Нашему отечественному профессору за такой разовый гонорар пахать месяцев десять, а заезжему коллеге у себя, учитывая их общее положение, точно года два маяться.
У нас страна, конечно, крутая, стремглав бежим за западными стандартами. Хотя чего порой бежать, ведь наши педагоги высшей пробы сами не промах, кого угодно могут научить разуму. Ближайшие соседи это прекрасно знают, пригласить наших взаимно не прочь, но вроде денежно не тянут.
Чего уж, коллега относительно честно заработал, он умница. Извилины дорогого стоят. Для интереса побывал пару раз на лекции другой заезжей молодой гостьи (у них там, на Западе, все именуют себя профессорами). Может, она баба и умная, а перевод неадекватный, но минут через десять мне стало стыдно за ее далекую страну, а сам невольно возгордился за свое отечественное обучение. Но впал в полное уныние от такого школярства. За папуасов что ли нас считают?
Аккурат во время пребывания узбекского друга у него на родине прошли новые судебные процессы, связанные с дочерью президента страны - Гульнарой. За финансовые махинации осудили 60 сотрудников нескольких заводов, ей подконтрольных. Ущерб на десятки миллионов долларов. А саму Каримову обвинили в присвоении активов целого ряда предприятий. До этого было уже 180 уголовных дел (в 2014 году) в отношении людей из окружения президентской дочки.
Ненасытно царственное брюхо. Тоймайды деген осылай. Но молодец, папаша, осмелился: худую траву из поля вон, хотя и родное чадо.
И я подумал вслух: “Эх, Гульнарочкины активы теперь бы бросить на узбекское образование. Свое. С достойной оплатой”. “Знаешь, я тоже об этом подумал, - прощаясь сказал коллега, мой студенческий однокашник по общему питерскому университету. - Появится возможность, и тебя пригласим”.
А что? Чего деньги на образование жалеть! Сторицей окупится. Потому мы - за. За контакты. В любом случае, западные-незападные стандарты, а польза есть элементарная от двухстороннего движения. Лишь бы мозги соответствовали. Этому движению...
|
Берельская находка |
После зимы
Худые вести не лежат на месте. Последний месяц зимы полон трагизма.
В самом центре многомиллионного Тайбэя (Тайвань) рухнул в реку пассажирский лайнер. В Африке пираты вновь похитили европейцев. В США в автокатастрофе погиб 16-летний казахский студент. Сообщник исламиста Амеди Кулибали, устроивший теракт в Париже, изобличен в любовной связи с женщиной - офицером из французского разведцентра. В канун годовщины Великой Победы, заподозренная в краже пачек сливочного масла, скончалась тут же на месте блокадница Ленинграда.
Свои проблемы и у нас. Сегодня в меню у меня цифры. Как накормить своим мясом свой народ? Профессия чабана непрестижна. Ковбоя из него не получилось. В Аргентине 55 миллионов коров, в Казахстане с такой же территорией - 300 тысяч от силы. В Австралии 123 миллиона овец. У нас, говорят, менее двух. Слава Аллаху - еще миллионов.
Как вам другая математика? Вице-спикер нашего парламента вполне резонно потребовала раскрыть имена 15 анонимных соотечественников, разбогатевших за счет казны. Счет идет ни много ни мало на 400 миллиардов тенге. Ћалай, шайтандар, тоймайды?
О том же тенге. Наметился дефицит купюр в одну и две тысячи. Банкроты вообще в опасности - из-за нарушения якобы цикла закупок сырья для них. Страна уже через год может остаться без купюр номиналом меньше пяти тысяч тенге. Да и зачем они прогнозируемым полутора миллионам человек (каждый седьмой-восьмой трудоспособный), которые из-за кризисных явлений могут остаться без работы. Незначительные деньги не спасут, а вот насколько американский собрат может положить на лопатки тенге к концу года? Мнение соцопросников: треть населения называет цифру 240, а каждый десятый житель - даже 500. Деньги, что вода, пусть пугают. И они все равно не решат всех проблем.
Важнее потери духа. Страна попрощалась с незабвенным Герольдом Бельгером. Ушел из жизни мыслитель ранга Абая. Такое не восполняется. Мысли мудрого советчика лучше любого богатства и суеты мира. Герольд Карлович стал ближе к Небесам. Это слава, которая станет вечной. И это утешает.
А пока мы все люди, не боги. Имеем глаза, руки, ноги. И свое Отечество. В любом случае дым родного очага неизменно сладок, и многое надо пережить, чтобы, как говорил Экзюпери, стать человеком.
И худые вести тому не помеха. |