|
Ольга Шишанова
Депутаты нижней палаты парламента РК в очередной раз посетовали на недостаточную профессиональную подготовку отечественных медицинских кадров
По мнению мажилисмена Бориса Сорокина, несмотря на то, что здоровье населения и состояние системы здравоохранения всегда были и будут одним из основных показателей и критериев степени развития страны, до сих пор в стране остается актуальным вопрос подготовки и низкой квалификации молодых специалистов, причем не только медперсонала, но и врачей.
Конечно, здесь нельзя всю вину списывать только на Минздрав республики, поскольку введение нового стандарта образования МОН РК, несомненно, подразумевало новые методики обучения в соответствии с современными требованиями, вследствие чего должны были произойти улучшение качества и повышение уровня знаний будущих врачей.
Однако на практике, говорит Сорокин, “молодые врачи оказываются совсем не подготовленными к реальной работе с реальными пациентами”. Более того, это касается и общего уровня образованности, и самоуважения врачей. Дело в том, что пациенты до сих пор, несмотря ни на какие новые стандарты и нововведения в области медицины, продолжают сталкиваться с откровенным хамством со стороны медперсонала, что также негативно отражается на качестве предоставляемых медицинских услуг.
Да и зарплата у казахстанских медиков не такая высокая, какой ее хотелось бы видеть молодежи, оказавшейся в рядах тех, кто обязан помнить клятву Гиппократа. Согласно статданным, в среднем по стране уровень заработной платы медперсонала достигает 80 тысяч тенге. Конечно, можно возразить, что за рубежом соотношение зарплат в медицинском секторе другое.
К примеру, в США врач-хирург получает 17 тысяч долларов, анестезиолог - 16 тысяч, в странах ЕС зарплата медиков доходит до шести тысяч долларов. Однако не стоит забывать, что за рубежом совершенно иной подход и другая система здравоохранения, основанная, в первую очередь, на довольно сложной системе медицинского страхования. Не стоит забывать и о том, что за рубежом медицина - это, в первую очередь, бизнес, где не последнюю роль в обороте финансовых средств играет развитие медицинского туризма.
Поэтому понятно, что невысокая зарплата казахстанских медиков - слабый стимул для выбора профессии, хотя в наступившем году вновь ожидается ее повышение на 28 процентов. Может быть, поэтому те, кто все-таки решается посвятить себя медицине, стараются выбирать наиболее высокооплачиваемые сферы - стоматологию, косметологию, а наиболее талантливые студенты выбирают работу в частных клиниках. Что, кстати, вовсе не является ни признаком любви к профессии, ни гарантией ее качества. Разве что в частной клинике пациенту будут усиленно улыбаться, потому что ему приходится платить зачастую немалые деньги.
Как бы там ни было, отсюда - дефицит медицинских кадров в государственных больницах. По данным Сорокина, “в республике не хватает около пяти тысяч врачей, причем особенно плачевно обстоят дела в сельских и районных больницах”.
Опасение мажилисмена вызывает и тот факт, что “многие врачи банально не умеют эффективно пользоваться компьютером. А если взять в расчет и несовершенство многих программ и баз данных, с уверенностью можно предполагать, что очереди в наших поликлиниках исчезнут не скоро”, говорит Сорокин.
Так же, как и введение системы врачей общей практики увеличили время ожидания приема, и “теперь к одному врачу идут все - и матери с детьми, и старики, и больные, и люди, пришедшие просто на диагностику”. Больным и здоровым людям приходится контактировать друг с другом, что в разы увеличивает опасность заражения.
На этом фоне, считает депутат, вызывает опасения стремительность, с которой в нашей стране вводят правила и стандарты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), особенно это касается применения многих импортных медикаментов, которые продвигаются на казахстанском рынке лекарств лоббистами крупных международных фармацевтических холдингов.
Более того, некоторые процедуры и методы лечения, рекомендованные ВОЗ, вызывают недоумение, особенно у тех, кто еще не забыл советскую медицину, считавшуюся когда-то одной из лучших в мире. “Например, по новым правилам врачи “Скорой помощи” не имеют права давать жаропонижающие лекарства, вместо этого больного протирают водой, чтобы сбить температуру, но разве можно доверять таким нововведениям?” - недоумевает Борис Сорокин.
Тем более, что недавний инцидент с прививками от кори, рекомендованными ВОЗ для Казахстана, вызвал широкий негативный резонанс среди казахстанской общественности, несмотря на неоднократные попытки доказать представителями этой организации, что казахстанцы оказались “сами виноваты”.
Астана |