|
Ольга Шишанова
Казахстанцы не устают жаловаться в женевский Комитет по соблюдению Орхусской конвенции, которая позволяет иметь доступ к информации, а также участвовать в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся экологии окружающей среды. Однако в нашей стране практически отсутствует ее исполнение, что негативно сказывается, в первую очередь, на регулировании выбросов парниковых газов
В результате Комитет шесть раз выносил предписания о несоблюдении Казахстаном Орхусской конвенции с рекомендациями доработать законодательство. Между тем, как удивляются мажилисмены нижней палаты парламента РК, “Орхусская конвенция в Казахстане была ратифицирована еще 23 октября 2000 года, но вспомнили о ней почему-то только сейчас”. Правда, в январе 2007 года в Казахстане стал действовать Экологический кодекс, но он и сам сегодня нуждается в серьезных доработках.
Если же говорить о регулировании квот на выбросы углекислого газа, то, по мнению депутата мажилиса парламента РК Андрея Бегенеева, “у нас в этом плане не происходит вообще ничего”. Ни одно предприятие, ни один природопользователь этим не занимаются. Все находится в зачаточном состоянии, хотя, как уже говорилось, конвенция была ратифицирована Казахстаном 15 лет назад, “а мы только сейчас пытаемся внести какие-то поправки для того, чтобы усовершенствовать нашу экологическую систему и контроль над выбросами парниковых газов”, говорит мажилисмен.
И дело здесь не только в нерадивости казахстанских природопользователей, как можно было бы подумать. Совсем нет. Напротив, предприятия, которые относятся к этой категории, исправно платят налоги, по мере возможности выполняют предписания по устранению нарушений, но вот стимула, который бы направлял их заниматься внедрением экологических программ - не только обновлением, но и реконструкцией устаревшего оборудования, чтобы решить проблему выбросов СО2, у них нет.
А ведь Казахстан ратифицировал Киотский протокол, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов, еще в марте 2009 года. Да и вообще, если говорить о глобальных задачах, то эти самые квоты на выбросы дают возможность государству, которое участвует в процессе, принести помимо решения экологических проблем дополнительную экономическую прибыль.
В Киотском протоколе сегодня участвуют практически все страны мира за исключением Афганистана, Андорры, Ватикана и Западной Сахары. Кроме того, такая страна, как США, хотя и участвовала в его подписании, тем не менее, протокол не ратифицировала, а Канада и вовсе вышла из него.
Кстати, так же, как и Канаде, не совсем выгодно состоять в Киотском протоколе и России. Но здесь все объясняется довольно просто - у России “очень большой зеленый массив”, а зеленые насаждения, как выяснилось, одни из лучших индикаторов, постоянно нуждающихся в СО2, который для них является “своеобразным питанием”.
Ведь, как известно из курса биологии, растения и деревья потребляют углекислый газ, вырабатывая взамен кислород. И это, считает Андрей Бегенеев, “весьма неплохой малозатратный выход - возведение по розе ветров санитарных зеленых зон не только между городом и предприятием, но и в гораздо более широком масштабе”.
Кстати, при этом одним из способов квотирования могло бы стать заключение контракта предприятием с какой-либо организацией, которая бы занялась высадкой такой зеленой санитарной полосы. Но в то же время это не отменяет решения проблемы уменьшения выбросов с помощью реконструкции технических средств и сооружений. Хотя таким образом помимо экономической выгоды можно получить выгоду и в экологически-социальных мероприятиях, например, создавая дополнительные рабочие места.
Таким образом, Казахстан, по убеждению депутата Бегенеева, - это одна из площадок, на которой торговля квотами может иметь выгодное продолжение.
“У нас площади большие, и за счет того, что на этих больших площадях пропорционально к ним расположено не так уж много промышленных объектов, нам можно легко получить квоты и уже потом на международном уровне торговать ими с тем же Вьетнамом, например, или продавать излишки квот Киргизии или Китаю”, - подчеркивает мажилисмен.
Астана |