|
Ольга Шишанова
За пять лет в Казахстане произошли 22 авиакатастрофы, самым “урожайным” при этом оказался 2013 год, да и нынешний начался с печального события - аварии, которую потерпел самолет Ан-2, разбившийся в Жамбылской области
По данным проверок Межгосударственного авиационного комитета (МАК), около 80 процентов аварий воздушных судов были “обусловлены отклонениями в действиях авиационного персонала при выполнении и организации полетов, в 10 процентах случаев проявились отказы авиационной техники, и только остальные 10 процентов событий явились следствием других факторов”.
Впрочем, как рассказала “НП” аналитик Казахстанского центра ГЧП Алия Карибаева, в мировой практике “падения чаще всего происходят по причине стечения различных факторов, когда экипаж уже не может справиться с воздушным судном. Поэтому и ответственность за катастрофы и гибель людей, если это только не случай терроризма, определить непросто, и в большинстве случаев виновные сами становятся жертвами”.
Что касается Казахстана, то “наиболее плачевным за пять лет был 2013 год, когда произошло восемь авиакатастроф, а самым безопасным - 2011 год, ни одного случая. В 2014 году было две аварии, в 2012 году - шесть, в 2010 году - две, а в 2009 году - четыре авиакатастрофы”. В общей сложности за пять лет в них погибли 160 человек. И в 14 случаях (64 процента) в них был повинен пресловутый человеческий фактор, включающий в себя ошибки пилота и экипажа, в остальных случаях расследования не дали результатов, и только в восьми процентах авиакатастроф причиной были названы неблагоприятные погодно-климатические условия.
Кстати, именно такой предварительной версии придерживаются пока в отношении упомянутого разбившегося 20 января нынешнего года самолета Ан-2, в результате чего погибли шесть человек, и только одна пассажирка чудом осталась жива.
Между тем мнение экспертов склоняется к тому, что большинство катастроф все-таки происходят из-за сбоев в работе авиатехники. Однако и этот момент тесно связан с упомянутым человеческим фактором, поскольку подразумевает ошибки проектирования воздушного судна, ошибки при его сборке, невнимательно проведенный техосмотр, некачественный ремонт. А значит, считает Алия Карибаева, “проблема человеческого фактора продолжает сохранять свою остроту повсюду и сегодня”.
Напомним, самая серьезная авария в республике, согласно статданным, случилась 7 июля 1980 года, когда при взлете в аэропорту Алма-Аты упал и разбился авиалайнер Ту-154 Б-2, унеся жизни 163 человек. Второй раз Казахстан попал в международный список самых крупных авиакатастроф в 2013 году “благодаря” самолету CRJ-200, который упал, не долетев до аэропорта, в результате чего погиб 21 человек.
Для того, чтобы избежать в дальнейшем подобных авиапроисшествий, аналитик предлагает Казахстану брать пример с Китая, где еще четверть века назад “воздушная безопасность была едва ли не самой низкой в мире”. Однако сегодня в КНР коэффициент несчастных случаев на авиатранспорте со смертельным исходом серьезно снизился, став меньше даже, чем в странах ЕС и США.
По мнению Алии Карибаевой, этому способствовали программы по обмену опытом с зарубежными коллегами, прозрачное взаимодействие правительства и изготовителей при проектировании новых правил техники безопасности, привлечение международных организаций по безопасности полетов и постоянное обучение механиков, пилотов, правительственных инспекторов и даже чиновников авиакомпаний.
Астана |