|
Ольга Шишанова
Казахстан из источника миграционного потока, по мнению специалистов международной организации по миграции (МОМ), может превратиться в хаб для миграции
Ежегодно в нашей республике, согласно отчету МОМ, выявляется около 100 тысяч случаев незаконной миграции из сопредельных Узбекистана и России. Однако, по оценкам независимых экспертов, “каждый год в Казахстане работают без регистрации от 400 до 600 тысяч иностранцев”. Данные департамента миграционной полиции МВД РК и вовсе сводятся к тому, что “фактически их больше”, поскольку при транзитной миграции через Казахстан люди в течение 30 суток не регистрируются, в том числе и мигранты в рамках Таможенного союза.
При этом МВД дает цифру в 300 тысяч мигрантов, “подавляющее большинство которых - 80 процентов - граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана”. В то же время пик численности мигрантов, который совпал в Казахстане со строительным бумом, пришелся на 2006-2007 годы - тогда количество мигрантов достигало, по оценкам экспертов, от 800 до одного миллиона человек.
Сегодня же, несмотря на возрастающий поток миграции во всем мире, где на первом месте миграция, в том числе и нелегальная, происходит из-за военных конфликтов, поток мигрантов в Казахстане, как ни странно, по оценкам экспертов, может сокращаться “из-за меньшего количества рабочих мест и легализации мигрантов, работающих на дому”.
Сейчас проблема миграции, в том числе и незаконной, наиболее остро из всех постсоветских стран стоит перед Россией, хотя есть сведения, что поток трудовых мигрантов в РФ сегодня снизился, но, быть может, это временная тенденция. Но не следует упускать из вида тот факт, что “российский рынок труда как таковой закончился с началом действия ЕАЭС, и в настоящее время есть только общий рынок труда России, Казахстана и Беларуси”.
А это сразу меняет ситуацию с миграцией, поскольку количество населения на общем экономическом пространстве автоматически увеличилось с 145 миллионов до 173, что коренным образом начинает менять и миграционные потоки, управление которыми тем не менее в каждом государстве остается специфичным.
В Казахстане же, которому МОМ прочит не только статус страны-хаба для миграции, но и перевалочного пункта, по оценкам независимых экспертов, “практически 90 процентов деятельности мигрантов находится в нелегальном поле”. Более того, незаконная миграция, которая вызывает опасения во всем мире, является и одной из основных угроз национальной безопасности Казахстана, поскольку республика граничит с неспокойными регионами мира.
“Букет проблем” можно ожидать практически отовсюду, откуда идет нелегальный поток - из Афганистана, Ирана, Китая, республик Центральной Азии, где во многом неприемлемые условия жизни и низкий уровень, а то и вовсе отсутствие заработной платы способствуют возрастанию уровня нелегалов, устремляющихся в Казахстан.
Это подчеркивает и международный эксперт МОМ Петр Казмеркевич, по словам которого “сегодня регион ЦА меняется, в Казахстане появляются новые национальные группы мигрантов, такие как китайцы, афганцы, в республику возрастает узбекский или таджикско-киргизский миграционный поток”. Кроме того, в Казахстан идет поток и из Турции (хотя меньше, чем в середине 2000-х), Индии и Пакистана, стран с высокой плотностью населения и, как следствие, неизмеримо большей конкуренцией на внутренних рынках труда.
Возрастающая при этом незаконная миграция, как правило, сопровождается ростом криминализации даже принимающего общества, не говоря о самих нелегалах, способствуя коррупции и росту теневой экономики, в том числе и торговле людьми.
Астана |