|
Ольга Шишанова
В Западно-Казахстанской области снова выявили многочисленные нарушения в ветеринарии в отношении предупреждения и ликвидации болезней животных. Как выяснилось, из-за этого заболеваемость скота бруцеллезом в этом регионе только за последние пару лет увеличилась на 14 процентов. Впрочем, по сравнению с ВКО, где скот, как оказалось, был заражен на 50 процентов по всему региону, это можно назвать “цветочками”
На протяжении последних нескольких лет казахстанское животноводство с завидным постоянством вступает в новый год с новыми показателями по бруцеллезу и ящуру, которые либо “неожиданно” обнаруживаются, либо странным образом имеют тенденцию к увеличению. В той же ЗКО, по данным областной прокуратуры, “было заполнено две тысячи актов о формальной вакцинации домашних животных, на фоне чего в регионе ежегодно регистрируются случаи заболевания бруцеллезом не только скота, но и людей”.
Поэтому не совсем понятны потуги властей, которые к маю наступившего года собираются получить для Казахстана статус страны, свободной от еще одной страшной болезни КРС - ящура, хотя это было бы не только благоприятно в финансово-экономическом плане (возможность торговли с ТС и странами ВТО), но и в отношении безопасности здоровья населения.
Однако складывающаяся год от года картина вряд ли позволит это сделать сразу и навсегда хотя бы по той простой причине, что для того, чтобы государству присвоили статус “свободного от ящура”, необходимо, чтобы после последней вспышки этой болезни на всей территории республики через год провели дополнительные исследования, давшие отрицательный результат. Между тем, согласно плану, разработанному МЭБ, Казахстан, по мнению специалистов, сейчас находится лишь на втором этапе борьбы с ящуром, а их всего пять, причем предыдущую версию вспышки ящура в той же ЗКО зафиксировали, по некоторым данным, в апреле прошлого года.
Как отмечают эксперты, сиюминутно это не решается, поскольку болезнь любого теплокровного организма распространяется очень просто - тем же воздушно-капельным путем, а выходит очень тяжело.
Непростая ситуация в Казахстане, как уже говорилось, и с бруцеллезом - в республике ежегодно выявляют до трех с половиной тысяч больных животных. Причем хуже всего то, что “под нож” вместе с больными зачастую идут и здоровые животные. Оказывается, множество случаев этого заболевания бывают зарегистрированы из-за неточной диагностики.
Не говоря уже о не вовремя проведенной вакцинации, которая, кстати, до 2010 года носила обязательный характер и проводилась два раза в год, а затем в соответствии с принятой в отечественном АПК программой по развитию экспортного потенциала мяса КРС была отменена. Либо о некачественной или, что еще более неожиданно, выброшенной вакцине.
Именно такой случай летом 2010 года произошел в Карагандинской области, когда прямо вдоль дороги обнаружили препараты с неиспользованными почти 110 тысячами доз вакцины от сибирской язвы и ящура для КРС и МРС, срок годности которых истек еще в 2007 году.
Причина, как тогда, так и сейчас, вероятнее всего, как рассуждали в кулуарах специалисты по животноводству, лежала не в области криминала, а оказалась до чрезвычайности проста - нехватка специалистов. Причем профессиональных ветеринарных специалистов.
Дело в том, что, по некоторым данным, за каждым врачом-лицензиаром, который должен на конкурсной основе проводить эти самые обработки, должно быть закреплено около 800 условных голов скота. Но из-за того, что специалистов не хватает, да и профессиональные навыки остальных, к сожалению, оставляют желать лучшего, ветврачу приходится охватывать большее количество животных, причем не последнюю роль при этом играет желание заработать. Выводы очевидны, тогда как в советское время, говорят эксперты, “власти знали, сколько скота в каждом хозяйстве и сколько - у населения. Потому что и у населения был свой врач, и в совхозе был свой врач. И все обработки делались своевременно и качественно”.
То есть получается, что ведение своевременного и правильного учета - это первое и необходимое условие, тогда как на деле сегодня все обстоит далеко не так радужно. И не только сегодня. Достаточно вспомнить момент приписок полумиллиона несуществующих голов КРС в Костанайской области, который случился еще до введения идентификации животных. А ведь на все это несуществующее поголовье выделяли немалые деньги из госбюджета в виде субсидий на корма, вакцинацию и т.п. То есть из нашего с вами кармана.
На фоне всего этого становится непонятным еще один момент: буквально накануне нового года стало известно, что Россельхознадзор снял ограничения на экспорт мяса из Восточно-Казахстанской области, разрешив ввоз животноводческой продукции в Российскую Федерацию. По данным МСХ, сегодня согласованы экспорт мяса и перемещение сельскохозяйственных животных из всех ранее имевших ограничения регионов на территорию РФ, за исключением четырех сельских округов Жамбылской области и пяти сельских округов Алматинской области, граничащих с Китаем и Кыргызстаном.
В перечисленных регионах до сих пор “на руку” инфекциям играют приграничная торговля, контрабандный завоз скота и миграция населения, в том числе “гостевая”. Между тем, как известно, не только Китай, но Россия и особенно Кыргызстан, согласно данным МЭБ, “последние три года остаются неблагополучными по ящуру”.
Учитывая же, что с 1 января границы между странами ТС становятся практически открытыми, а ветеринарные посты на них после многочисленных битв в мажилисе парламента все-таки оказались убраны, легко предположить, чем может грозить свободное перемещение подобной животноводческой продукции даже в рамках ТС, не говоря уже о продукции из стран дальнего зарубежья. Ведь у таможенника, кому теперь фактически передоверена вся работа ветврача, совершенно другая задача - скорее пропустить через пункт таможенного контроля как можно больше товаров, в то время как перед ветеринарным специалистом стояла принципиально иная задача - обнаружить как можно больше “нехорошего” в провозимых товарах.
Риск увеличивается с предстоящим вхождением в состав Таможенного союза Кыргызстана, в котором, как уже говорилось, весьма неблагополучна эпизоотическая ситуация, а исходя из довольно-таки большого бюджетного дефицита в этой стране никто не даст гарантии проведения там своевременной и качественной ветеринарной обработки имеющегося в наличии скота.
И для Казахстана это бомба замедленного действия буквально под боком, которая, согласно правилам ТС, беспрепятственно сможет отправиться в свободное плавание в Россию, Белоруссию и далее.
Астана |