Ботагоз Омар
Прошлый год запомнился испорченным отдыхом казахстанцев, которые, заплатив за свои путевки, не смогли разместиться в зарубежных гостиницах или вовремя попасть домой из-за проблем с авиаперевозчиками. В профильном министерстве разрабатывают “Дорожную карту”, в которой планируют решить этот вопрос системно
Один из самых нашумевших случаев - ситуация вокруг компании “Гульнар тур”, у которой впоследствии отозвали лицензию. Сумма ущерба, нанесенная казахстанцам, которые не смогли вылететь из Турции в результате финансовых проблем туроператора, превысила 30 миллионов тенге.
Кроме того, в так называемом черном списке оказались фирмы “Алмаз туризм”, “Ради тур”, “Он трэвэл” и “Кволити”.
Чтобы отдых не обернулся стрессом, профессиональные участники рынка призывают к бдительности самих казахстанцев, советуя не покупать слишком дешевые туры, убеждаться в том, что обещанные номера и авиабилеты в оба конца действительно оплачены.
Еще один из вариантов решения вопроса - страхование гражданско-правовой ответственности туроператоров. Но, по словам директора департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Тимура Дуйсенгалиева, это самый больной вопрос, так как действующие механизмы страхования не позволяют покрыть те суммы ущерба, которые возникают, если происходит страховой случай.
“Зачастую страховщики не хотят иметь дело с туристами и с туркомпаниями. А если сотрудничают, то потом предпочитают не оплачивать, находя для этого десятки причин. Заставить признать страховой случай чрезвычайно сложно. И это, кстати, законодательная коллизия, и мы будем ее решать через механизм “Дорожной карты туризма”, над которой мы сейчас работаем. Мы должны защищать в первую очередь нашего клиента и те компании, которые добросовестно оказывают услуги”, - отметил глава профильного ведомства.
В министерстве намерены не только устранить имеющиеся проблемы с выездным туризмом, но и оживить внутренний. А потому в принятой в мае прошлого года Концепции развития туристической отрасли до 2020 года территориально определили пять кластеров, которые будут сосредоточены в Астане, Алматы, а также в восточном, южном и западном регионах страны.
Создание курортной зоны предполагает три элемента капитальных затрат, включая внешнюю магистральную, внутреннюю инженерную и туристическую инфраструктуру, а также коммерческие объекты. Предполагают, что развитие внешней инфраструктуры будет обеспечено полностью за счет государства по примеру других стран.
“Надо просто понять и принять, что туризм - это индустрия, и в этой отрасли одно рабочее место обходится в 10 раз дешевле, чем место в промышленности. Об этом президент упомянул в своем Послании”, - отметил глава департамента МИР РК.
Возврат инвестиций в экономику планируют обеспечить за счет создания новых рабочих мест при поступлении в бюджет. Внутренняя инженерная туристическая инфраструктура в связи с низкой доходностью и долгосрочным возвратом потребует инвестиций в формате государственно-частного партнерства. Так, доля затрат в этом сегменте составляет 20-35 процентов от общих расходов. В то же время затраты на строительство недвижимости составят около 50-60 процентов.
Астана |