ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев

Стрела Модэ
alt
Великие империи просто так не возникают. Разбросанные по Евразии, от Украины до Кореи, курганы пращуров тюрков - скифов и хуннов - навевают именно эту мысль. Курганы разные, некоторые впечатляют. Говорят, число камней на могильном холме погибшего воина было равно числу убитых им врагов.
О хуннах много таких мифов. С убитого неприятеля они срезали скальп, из черепа любили делать кубок. Тактику выжженной земли при вынужденном отступлении также впервые применили хунны.
При этом они были чересчур мужественными. К рубежу новой эры численность китайцев достигала 60 миллионов, и им успешно противостояло всего лишь трехсоттысячное население хуннов.
Китайцы называли их варварами. В конце концов им надоели дикие набеги и грабежи. В 215 году до нашей эры было начато строительство Великой китайской стены. От защиты именно этих “варваров”.
Хан хуннов того времени Модэ стал отцом новой военной тактики. Она была построена на жесткой дисциплине. Спустя века это было взято на вооружение их потомками в лице Чингисхана.
Хунны, к примеру, пользовались стрелой, издававшей при полете свист. “Звуки тысячи таких стрел, слившись воедино, издавали такой вой, - пишет современный исследователь тюркского мира, лауреат целого ряда международных премий Рустан Рахманалиев, - что противник уже заранее впадал в панику”.
Все мы знаем некоторые фильмы последних лет, показывающие этот эффект. Бодрова старшего и других. И это действительно так.
Так вот, первым стрелял сам Модэ, и лишь потом спускались свистящие стрелы его воинов. За невыполнение этого полагалась смертная казнь.
Чтобы проверить и закрепить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил стрелу в своего любимого аргымака и не выстрелившим вслед за ним в великолепного коня приказал отрубить головы.
Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу жену. Приближенные в ужасе опустили луки, не находя в себе сил стрелять в беззащитную молодую женщину. Им немедленно отрубили голову.
А однажды Модэ, следуя за своим отцом, императором Тумань, на охоту, пустил стрелу в него, и в тот же миг пустили стрелы его воины.
Модэ немедленно же умертвил мачеху, брата и весь царский двор и объявил себя шаньюем - Великолепным Сыном Неба, что соответствовало титулу императора.
Император на то и император, нужно делать и далее бесшабашное, и Модэ, недолго думая, смело пересек границу и начал победоносное наступление на Китай.
В IV веке до нашей эры хунны образовали на территории современной Монголии мощную державу - племенной союз из 24 родов, возглавляемый императором. Так государство Хунну стало предвестником первого в истории мощнейшего государства тюрков. Потомки Модэ тотчас обратили взоры на Восток. Пройдя казахские степи, дополнив войска их кочевниками, хунны маршем перешли Волгу, Дон и вторглись в Европу.
Но это уже другая история. Начиналась новая эра. Тех же тюрков, но уже под именем гунны. Ведомые Аттилой, которого ныне наконец-то признали одним из основателей тюркского мира.
Узнавая вновь историю, мои соплемменники подчас ретиво бьют себя в грудь: “Мы такие-то, такие”.
Да Бога ради, но не забудем: народы все равны, и в любой истории можно при желании найти отзвуки стрел Модэ...

Удивление

Удивлению моего гостя чеха (он впервые в Казахстане) не было предела. Сокурсник по Питеру, задумав книгу о Средней Азии, он совершает длительный вояж. Побывал до приезда ко мне в Баку, Таджикистане, Туркмении, Самарканде, Бухаре, Ташкенте. Полон впечатлениями. Впереди Монголия, Китай.
За недельную жизнь в Алматы удивился тому, что казахи меж собой разговаривают по-русски. Для интереса прощелкал пультом программы на русском языке отечественных телеканалов. У него возникли вопросы. Да и было почему: в студии ведущий и гости все казахи и меж собой ведут беседы на русском. Беседы умные, лишь облик азиатский и язык не свой.
Пришлось отшутиться: “Ты же только побывал на настоящем Востоке. У нас страна большая, казахов не густо. Чем твой друг не Восток, тебе этого мало?”.
Конечно, ознакомил с примечательностями Алматы, окрестностей. Есть что показать, чем национальным угостить.
 Друг - отменный журналист, он путешественник, у себя на родине всеизвестен. Напишет он, не сомневаюсь, честно - что и как видел, как увиденное ощущал и чему, очевидно, удивлялся.
Мне стало все же немного грустно. Почувствовал себя в своем доме инородцем.
Что же, в этом мире и не такое бывает.
 
Шампанское
и огурец

На трассе между Луганском и Донецком села идут одни за другим. Время поделило теперь живущих на украинцев и оккупантов. Что ни дом - то погибший. Хоронят тут же, прямо в огородах. Воздух пропитан лишь одним запахом - трупным. Пройдет время, придет мир, и эти огороды вновь заплодоносят теми же огурцами и помидорами.
Дело в другом. Даже у воюющих сторон честь была превыше всего. Ушедшему в иной мир полагаются хотя бы минимальные почести.
Во Франции, в знаменитой равнинной долине Шампань, еще до нашей эры произошла одна из крупнейших в истории битв - Каталаунская, по названию здешних полей. А сошлись впервые Запад и Восток, Западная Римская империя с гуннами Аттилы. 160 тысяч убитыми остались на поле битвы, по другим источникам - до 300 тысяч. В битве участвовали пятьсот тысяч воинов с обеих сторон.
Промчатся века, и такие огромные армии сойдутся вновь на полях сражений уже в эпохи Чингисхана, Тимура, Наполеона.
А тогда лишь несколько дней понадобилось воинам Аттилы, чтобы с честью проводить в последний путь погибших товарищей. Перемирие на это время считалось обязательным условием.
Чем же пахнут плодородные Шампань Франции и огороды юго-востока Украины? Исторически - смертью, лишь одно - заросшая быль, другое - еще кровоточащая рана...

Голоса Отечества
Второго октября нынешнего года исполнилось 100 лет легендарному диктору Юрию Борисовичу Левитану. Россия достойно отметила эту дату - Левитану есть теперь два памятника.
Карьерный взлет этой личности можно назвать делом случая. Неприметного диктора однажды ночью услышал плохо спящий по ночам Сталин. Было это накануне очередного съезда партии. На следующий день он дал указание: “Пусть мой доклад по радио прочитает этот человек”.
Левитану не было еще и двадцати лет. И вот загорелась его звезда. С подачи вождя стал диктором №1 Советского Союза. Он читал всю главную информацию страны.
Когда люди слышали левитановское: “От советского Информбюро” шел, как говорится, мороз по коже. Голос этот вдохновлял сражающуюся с фашизмом страну, вселял веру в победу. Стоило это дорогого, не случайно Гитлер объявил Левитана врагом №2 рейха. За ним охотились его агенты, за поимку была назначена огромная сумма. Врагом №1 был, естественно, сам Сталин.
В эти же октябрьские дни исполнилось 95 лет со дня рождения другой легендарной личности, но уже нашей страны - основателя первой национальной школы профессиональных дикторов Мины Сеитовой. В Алматы при содействии Союза журналистов и Академии журналистики Казахстана проведен посвященный ей республиканский круглый стол.
alt
Мина Сеитова
Ее взлет тоже был делом случая (подробно об этом эссе автора “Мина апай”. “Новое поколение”, 2014, 7 февраля). Отмечу лишь, что, в отличие от Сталина, ее артистический талант отметили сразу несколько известных персон - Александр Затаевич, Ахмет Жубанов, Евгений Брусиловский и Беимбет Майлин. С их благословения в 1934 году пятнадцатилетнюю тогда школьницу приняли безоговорочно в штат Казахского радио, которое, по сути, только-только вставало на ноги. Так она связала свою судьбу с новым чудом техники и пропаганды - радиовещанием, которое первые годы в Степи называли не иначе как “шайтан-трубой”. Этому чуду апай отдала почти полвека своей жизни.
Мина Сеитова дружила с Левитаном, многократно встречалась с ним, считалась одним из лучших дикторов союзных республик. Сводки Совинформбюро в годы войны на казахском языке читала именно она, вплоть до 1944 года, пока как руководитель дикторского корпуса не поручила их читку одному из своих учеников (а среди них, к слову, были Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, позднее - Мукагали Макатаев), только что вернувшемуся с фронта. Имя этого человека - Ануарбек Байжанбаев, которого в народе скоро прозвали из-за голоса казахским Левитаном.
Время все дальше отдаляет нас от этих легендарных людей, ушедших из жизни. Нет сомнения, что страна увековечит их имена улицами, памятниками, мемориальными досками. В памяти народа они остаются подлинными глашатаями Отечества.
 
Ночи Хазарии
alt
Среди тюркоязычных племен, примкнувших к гуннам, особо выделить надо хазаров. В истории было и государство их - каганат. Хотя империя гуннов как бы распалась на осколки после смерти их вождя Аттилы в объятиях юной девы, хазары еще три столетия сотрясали Евразийское пространство. Земли от Хорезма до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю.
Правда, вакуум власти, образовавшийся в Восточной Европе, они заняли вместе с другими кочевниками, среди которых достойное место принадлежит уйгурам и аварам.
В середине VII века на Среднем Востоке властвовал триумвират держав - Арабский - исламский - халифат (Багдад), христианская Византия (Константинополь), Хазарское царство (Северный Кавказ, Крым, Волга, Приазовье). До недавнего времени и этот факт подвергался сомнению. Лев Гумилев одну из серьезных своих работ так и назвал - “Открытие Хазарии”. Вышла эта книга ученого полностью лишь два года назад.
Если есть в истории народы, коим надо ставить памятники, то это хазары. И вот почему. Благодаря лишь хазарам смогла выстоять Византия. Своими мощными набегами они постоянно отвлекали арабские армии на Кавказе. Мало того, хазары отстояли этот рубеж, в результате весь север от Кавказа, в том числе Русь того времени, не был порабощен. Если бы хазары знали, что произойдет с ними потом! В 964 году Хазария как царство исчезла, и решающую роль в ее гибели сыграло, как ни прискорбно, древнерусское государство.
А тогда сама Хазария решительно отмежевалась от Византии, старавшейся внедрить в ее землях христианство. И от Арабского халифата, который, в свою очередь, старался обратить хазар в ислам. Возглавляя все независимые степные народы, хазары проявили гордую независимость, стараясь быть третьей силой. И хазары-тюрки приняли... иудаизм.
Этим смелым шагом чуждого народа тотчас воспользовались евреи, усмотрев в этом свой исторический шанс выживания. Израильское государство к этому времени полностью было разграблено. В бегах еврейские общины оказались сначала в Иране, затем - на Кавказе.
Тюркские правители пожалели евреев. А ночи Хазарии были полны любовью. Красавицы-еврейки составляли основу ее гаремов. Хазары, проявляя свойственную им толерантность, охотно женились на еврейках, а сыновья их, оставаясь тюркскими царевичами, становились членами только иудейских общин (у евреев продолжение рода, как известно, идет от материнской линии).
Добровольное принятие хазарами иудаизма в 790 году привело к неожиданным последствиям. Спустя века в армиях Мамая и Тохтамыша храбро воевали евреи. Правда, порой друг с другом.
Одним словом, хазары не проводили агрессивную политику в отношении Византии и не стали связывать себя также с исламом. Если не этот выбор третьей силы, ход истории мог бы быть иным.
История хазаров - тюркоязычного народа - нравоучительна, и сегодня в жилах любого этноса течет инородная кровь. Воинствующим головам, делящим все и вся по религиозным признакам, остудиться бы уроками былого. И стрельбы, и убийства у стен церквей, мечетей и синагог - явный симптом и невежества, и скудоумия.
alt
Узбекский
миг Орды

В начале XIV века вся Русь была в подчинении полновластного государя Золотой Орды хана Тохта (Тоћты, годы правления - 1290-1312). Орда стала могущественной тюркской державой (монгольской лишь в династийном отношении), подъем ее производительных сил был на пике. Обе столицы - Сарай Бату и Сарай Берке - стали известными в мире крупными и богатыми ремесленно-торговыми городами. Сам Тохта придерживался язычества, но был склонен и к буддизму. При этом считался искусным дипломатом, умело пользовался внешними связями - в частности, с другим родственным монгольским государством - хулагуиидским Ираном, Египтом. Не менее успешно он использовал и брачные узы. Так одной из многочисленных жен его была Мария - дочь императора Византии Андроника II.
В августе 1312 года Тохта решил посетить свои обширные северные районы улуса, чтобы наладить порядок в подвластных русских землях. Ни один из монгольских ханов ни до, ни после него не посещал Русь в мирное время в качестве правителя, а не завоевателя. Достигнув пределов Руси на судне вверх по Волге, он неожиданно заболел и умер на борту. Хотя некоторые исследователи утверждают, что Тохта умер естественной смертью, все же внезапная его кончина, учитывая контекст нескончаемой борьбы за трон, - предмет особого разговора.
На золотордынский престол взошел его племянник - Узбек (€збек). Незаконно, насильственно, нарушив порядок выборности, установленный законами Чингисхана, он убил престолонаследника - старшего сына Тохта - Ильбасмыша. Убийства близких, в том числе, отце- и братоубийства в целях престолонаследия, с легкой руки Узбека становятся с этого времени обычным явлением для последующих золотоордынских правителей. Но именно с тридцатилетнего господства Узбек хана (1312-1342 гг.) нужно вести отсчет провозглашения ислама государственной религией в казахской Степи. Политика исламизации была поставлена во главу угла, хан тотчас же отдал распоряжение о тотальном истреблении всех шаманов, волшебников и буддийских лам. Несогласные принять ислам султаны также были казнены. Многие ударились в бега. Так, один из влиятельных вельмож ханства Шет оказался во дворе московского князя. Через три века его потомок стал русским царем Борисом Годуновым.
alt
А женщины стали разменной монетой в дипломатии. Сам Узбек был женат на дочери Византийского императора, одну сестру, принцессу Тулумбай, Узбек отдал в жены султану Египта Малику ан-Насыру, другую - московскому князю Юрию. О чем, говорят, он впоследствии сожалел.
Так как Русь раздирали междоусобицы, русские князья сражались меж собой, по сути, сын убивал отца, отец - сына, и лишь небезызвестный “собиратель земли русской” Иван Данилович, прозванный Калитой, совершал частые визиты в Орду, проявляя тем самым свою преданность сюзерену-хану. Пока не получил у Узбека благословения добавить к своему собственному титулу несколько слов - “... и всея Руси”.
Это расширение великокняжеского титула имело судьбоносное значение для последующей истории Руси. Оно наконец-то дало толчок к объединению русских, раздробленных в результате братоубийственных стычек, земель и готовности нового московского князя занять в этом процессе лидирующее место. Не заслужил ли Узбек от современной России хоть чуточку почестей?
А в столице Орды - в Сарай Берке - между тем толерантно жили шесть народов: монголы, кипчаки, аланы, черкесы, русские и греки. У каждой из этих общин был свой район проживания.
Орда превратилась в цветущую страну: торговые караваны безопасно курсировали между Хорезмом и Крымом, не нуждаясь в каком-либо военном сопровождении. А в Старом Крыму вы можете и поныне увидеть построенную Узбеком внушительную мечеть с датой сооружения и его именем. С мамлюкским Египтом поддерживались непрерывные сношения - торговые, культурные и постоянные на уровне послов. В результате тотальный мусульманский фанатизм мамлюков - некогда кипчаков - привел к резкой волне исламизации.
Двор Узбек хана планетарно славился роскошными приемами, было это отголоском дальновидного альянса с монархами многих стран. И верной помощницей-советчиком в этом была любимая жена Тайдула-хатун, своеобразная Хюррем-султан, в истории казахов она осталась с приставкой “великая”. У нее было особое телосложение, и каждую ночь Узбек снова и снова обнаруживал ее девственницей.
После смерти Узбека в 1342 году к власти, убив двух своих братьев, пришел сын Жанибек. Ему изначально не повезло: Орду постигло страшное бедствие. Из Китая и Индии через Хорезм проникла “черная смерть” - чума. Она вскоре достигла Крыма, Сирии, Египта, через Русь - и в Европу. Чума без воин унесла сотни тысяч человек. Начался постепенный распад Орды. В конце концов в 1359 году Жанибек был убит своим же сыном Бердибеком.
Так началась следующая эра Золотой Орды, известная как “великая смута” - борьба за трон между внуками Узбека - Кульпой и Наврусом. Это стало началом дворцовых переворотов. За двадцать лет, с 1359 года, в Орде сменилось только двадцать пять ханов. Написать детальную историю Золотой Орды невозможно, а Карамзины среди казахских историков еще не появились.
В любом случае узбекский миг Орды был памятным. На его имени, по сути, завершилось правление династийной ветви Бату.
На арену вскоре выйдут новые лидеры в лице временщика Мамая и хана Тохтамыша. Но это уже другая история - не менее интригующая...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение