|
Юлиана Жихорь
Прогнозы на ближайшее развитие экономики нашей страны не дает, кажется, только ленивый. Правительство же до сих пор не обнародовало внятных оценок будущего Казахстана. О том, как, по мнению Кабмина, будет развиваться мировая экономика и что ждет Казахстан в ближайшие годы, рассказывает министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов
- На протяжении последних нескольких месяцев мировые экономисты говорят о том, что кризис, начавшийся летом прошлого года, и, как предсказывалось ранее, который должен был завершиться к началу 2008 года, может захватить и весь 2009 год. Прогнозируется снижение темпов роста мировой экономики, порой даже до критического уровня. Ожидается снижение роста ВВП главного мирового производителя - КНР. По Вашим прогнозам, что же следует ожидать мировой экономике в ближайшие годы?
- С моей точки зрения, замедление мирового экономического роста продолжится, как минимум, еще один год. При этом основное замедление придется на экономики развитых стран.
Что касается Китая, то темпы роста китайской экономики в 2009 году прогнозируются на уровне 9,8 процента по сравнению с 9,7 процента в 2008 году. При этом присутствуют и другие оценки экспертов, предполагающие существенное снижение темпов роста китайской экономики, что не может не отразиться на мировой.
В целом же в 2009 году МВФ прогнозируется замедление роста мировой экономики, который составит 3,9 процента.
В долгосрочном периоде страны с развивающимися рынками (Китай, Индия) покажут достаточно устойчивые темпы развития экономики. Что, разумеется, положительно скажется и на мировой экономике в целом.
Цены на природный газ и уголь вряд ли претерпят большие изменения. Что касается нефти, цены на нее снизятся. Однако я считаю, что незначительно, ввиду высокой потребности в энергоресурсах.
С ликвидностью же ситуация останется напряженной. И в первую очередь, из-за убытков, которые понесли суверенные фонды азиатских государств на инвестициях в акции финансовых компаний США и стран Западной Европы за последний год.
Что касается Казахстана, то мы рассмотрели три различных варианта развития в зависимости от динамики мировой экономики, изменения мировой цены на нефть и условий внешнего заимствования: сценарий высоких цен, низких цен и базовый сценарий. Наиболее вероятным нам представляется вариант, который предполагает умеренное снижение цены на нефть (до 60-75 долларов за баррель) и улучшение условий внешнего заимствования с 2010 года.
На будущее мы предполагаем скорректировать нашу экономическую политику. Управление экономическим ростом будет осуществляться через регулирование инвестиционной, деловой и потребительской активности. То есть в периоды циклических подъемов экономический рост будет ограничиваться в целях обеспечения его качества и избежания “перегрева” экономики, а в периоды циклического спада будут активизироваться инвестиционные процессы и поддерживаться оптимальные пропорции воспроизводства.
- Недавно глава государства, выступая на открытии сессии парламента, сообщил о том, что в течение ближайших трех лет размеры заработных плат, пенсий и пособий вырастут на 50-80 процентов. Не станет ли это стимулом для роста инфляции? Продумало ли правительство стратегию борьбы с инфляцией на ближайшие несколько лет?
- Я не считаю, что рост социальных выплат будет оказывать сильное влияние на рост инфляции, поскольку увеличение производится не одномоментно, а постепенно - в течение 3 лет.
Что касается нынешнего года, то основной вклад в рост инфляции привносит рост цен на продукты питания. Предпринятые меры, в том числе и таможенно-тарифного регулирования (снижение ставок таможенных пошлин на социально-значимые продукты питания, введение временного запрета на экспорт отдельных их видов), дали хороший результат.
Возвращаясь к планам на будущее, хочу напомнить, что еще в марте этого года был утвержден план мероприятий по регулированию инфляционных процессов на 2008-2009 годы, направленный на развитие конкуренции, рыночной инфраструктуры, стабилизацию тарифов субъектов естественных монополий. Считаю, что эти меры позволяют нам держать инфляцию под контролем.
С другой стороны, есть и другие факторы, которые преодолеть сложно - импорт инфляции. Давление на инфляционные процессы оказывает продолжающийся рост мировых цен на продовольственные и энергетические товары и инфляционное давление со стороны приграничных государств. Их преодолеть гораздо сложнее, если не сказать, почти невозможно. Но в том, что касается устранения внутренних причин роста цен на потребительском рынке, мы приложим все усилия.
- Каковы Ваши прогнозы на рост казахстанского ВВП в ближайшие 3-5 лет? Какая отрасль, по Вашему мнению, внесет наибольший вклад в рост валового внутреннего продукта (кроме нефтяной)?
- Как я уже сказал, мы прилагаем все усилия, чтобы минимизировать негативное влияние замедления роста мировой экономики на ситуацию в стране. Тем не менее сейчас кризис ликвидности на мировом финансовом рынке сказался в основном на развитии наиболее кредитозависимых отраслей, вносивших в предыдущие годы наибольший вклад в рост экономики. Это строительство, финансовые услуги, торговля, операции с недвижимым имуществом. По итогам полугодия реальный рост ВВП, по предварительным данным, составил 5,4 процента. В целом в 2008 году темпы реального роста ВВП составят, по оценке, 5,3 процента.
С учетом сложившейся ситуации правительство разработало прогноз социально-экономического развития на 2009-2013 годы. В этот период мы прогнозируем среднегодовой темп роста экономики на уровне 5-7 процентов. Такие темпы позволят нам выполнить стратегическую задачу - утроить ВВП к 2015 году по сравнению с уровнем 2000 года.
При этом рост экономики в основном будет обеспечиваться развитием реального сектора (за счет активности как в сырьевых отраслях, так и в переработке) и сектора услуг (торговля, транспорт, связь и др.).
Необходимо воспользоваться ситуацией, когда повсеместно происходит коррекция рынков и систем управления на всех уровнях, начиная от менеджмента компаний и финансовых структур, завершая экономическими политиками государств. В этот период мы должны создать прочную основу для нового прыжка “казахстанского барса”. Одним из главных инструментов для этого должно стать создание конкурентоспособной в региональном и мировом масштабах системы поддержки предпринимательской и инвестиционной активности.
Этому будет способствовать и снижение уровня налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики, предусмотренное внесенным в парламент проектом нового Налогового кодекса, который позволит нашим предприятиям сформировать значительные инвестиционные ресурсы.
Помимо принимаемых фискальных мер правительством проводится работа по существенному снижению административной нагрузки на бизнес. И речь идет не только об уменьшении временных и материальных затрат предпринимателей при открытии и ведении бизнеса, но и о пересмотре государством всей своей системы управления, так как адмреформа должна соответствовать требованиям модернизации экономики.
В практическом плане реализации принятой индустриально-инновационной стратегии развития мы начали реализовывать программу “30 корпоративных лидеров”, направленную на модернизацию и диверсификацию экономики. Уже сформирован “Базовый перечень” из 45 прорывных проектов, включающий производственные и инфраструктурные проекты общей стоимостью более 54 миллиардов долларов. Реализация этих инвестпроектов будет обеспечивать рост экономики за счет развития несырьевых секторов.
Что касается нефтяного сектора, то его вклад в реальный рост ВВП будет не столь значительным, поскольку не ожидается резкого увеличения объема добычи нефти.
- В докризисный период строительная отрасль была одной из наиболее доходных в Казахстане. Она подогревалась активным финансированием из банков. Однако с началом сложностей с ликвидностью почти вся отрасль встала. Сейчас, по сути дела, она выживает лишь за счет финансирования из правительственных источников. Если учесть, что правительство финансирует лишь завершение строительства объектов с участием дольщиков, можно ли предположить, что с момента прекращения этого финансирования в жилищном строительстве будет очередной спад? Или правительство продолжит финансовые вливания в отрасль?
- Действительно, с прошлого года мы финансируем из госбюджета завершение начатого долевого строительства. Конечно, есть социальный аспект в принятом решении о выделении средств. Правительство в сложившейся ситуации не могло остаться в стороне и оставить дольщиков один на один со своими проблемами.
Что касается будущего, то я бы не стал говорить о спаде. Если Вы помните, то сектор жилищного строительства не развивался по эволюционному пути по мере повышения уровня доходов населения, а подогревался спекулятивным инвестиционным спросом. В итоге так и не была достигнута равновесная цена, удовлетворяющая покупателя и застройщика.
Сейчас, когда по мере погашения внешнего долга и повышения ликвидности банки постепенно возобновят кредитование, оно вряд ли будет в столь же значительных объемах, как раньше.
Но сама отрасль не встанет. Ведь продолжится реализация Государственной программы жилищного строительства. На эти цели из республиканского бюджета в 2008-2010 годах выделены средства в объеме 300 миллиардов тенге. Средства будут направлены на строительство доступного (кредитного) жилья, арендных домов, на обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой.
Планируется ввести в эксплуатацию 1,5 миллиона квадратных метров доступного жилья и 479,8 тысячи квадратных метров (порядка 5900 квартир) государственных арендных домов.
Я считаю, что реализация этой программы сможет значительно снизить спрос на рынке жилья. И второго спекулятивного бума мы сможем избежать. И, если честно, нынешняя ситуация на строительном рынке играет в этом вопросе нам на руку.
- Как, по Вашему мнению, будет складываться экономическая ситуация в Казахстане в ближайшие несколько лет?
- Как и весь мир, Казахстан вступил в период ниспадающих тенденций циклического развития экономики. Поэтому в ближайшей перспективе мы будем развиваться под воздействием таких факторов, как сохранение благоприятного инвестиционного климата, высокой экономической активности в сырьевых отраслях и государственном секторе экономики, оздоровление финансового сектора в результате погашения основной суммы внешних заимствований в 2008 году. Кроме того, с 2009 года, как я уже говорил, предполагается вступление в активную фазу реализации ранее начатых крупных инвестиционных проектов.
Вместе с тем сложившиеся в предыдущие годы тенденции развития, проявившие симптомы “голландской болезни” и признаки “перегрева” экономики, сохраняют угрозу для макроэкономической стабильности. Возможно сохранение инфляционного давления на экономику, оказываемое ростом цен на мировом рынке, расширением потребительского и инвестиционного спроса.
В среднесрочном периоде в рамках экономической политики приоритет будет более отдаваться сдерживанию инфляции и сохранению макроэкономической стабильности, чем обеспечению высоких темпов экономического роста. Экономическая политика будет нацелена на обеспечение качественного, сбалансированного роста экономики путем перехода от форсированного роста к умеренным темпам развития, позволяющим обеспечивать необходимый для выполнения стратегических задач уровень экономического роста.
Но даже при средних темпах роста экономики, ВВП на душу населения к 2013 году превысит 15 тысяч долларов, а уровень безработицы снизится к 2013 году с 6,9 процента в 2009 году до 6,5 процента.
Мы прогнозируем и постепенное снижение уровня инфляции с 7,5-9,5 процента на конец 2009 года до 5,5-7,5 процента в 2013 году.
В целом я уверен, что в ближайшие годы мы продолжим развитие. Правительство предпримет все меры, чтобы рост был не только количественным, но и качественным.
Астана |