|
Канат Токтасынов
Почему участие в биржевых операциях с акциями, давно популярное в России, пока не стало массовой традицией в Казахстане? Позволит ли “народное IPO” изменить эту ситуацию?
В зачаточном
состоянии
Все дело в том, что рынок ценных бумаг в Казахстане всегда имел свою специфику, связанную с недостаточной открытостью и прозрачностью бизнеса. В наиболее общем виде этот рынок выглядел как некая корпоративная “касса взаимопомощи”, где одни компании могут брать в долг у других. Преимущественные объемы торгов на казахстанских биржах составляли облигации - долговые ценные бумаги. Проводя эмиссии облигаций, компании обеспечивали для себя привлечение средств. Открытый рынок акций, в свою очередь, не получил развития из-за того, что подавляющее большинство частных компаний не готовы предоставлять на всеобщее обозрение свою внутреннюю отчетность.
- Большой проблемой казахстанского фондового рынка является слабый интерес со стороны эмитентов к листингу своих акций, - поясняет заместитель председателя правления АО “BCC Invest” Александр Дронин. - Мало кто из предпринимателей готов к прозрачности своего бизнеса и смене корпоративных принципов его ведения. А листинг накладывает множество обязательств на эмитентов в части предоставления отчетности, публикации корпоративных событий, смены принципов управления. Эти обязательства попросту “отпугивают” эмитентов от вывода своих акций на рынок. Итог - по сути, “зачаточное” развитие интереса населения к биржевым операциям. Вот только один пример: соотношение вкладов населения в открытых паевых инвестфондах к размеру депозитной базы в Казахстане составляет менее 0,1%, тогда как в США данный показатель в 2010 году был более 50%.
Важно иметь в виду, что компании в Казахстане, в принципе, и не нуждались в том, чтобы привлекать значительные средства через открытый рынок акций. У них другие источники, которые они при необходимости могут использовать. Финансирование компаний исторически осуществлялось в большей степени через банки. Поэтому фондовый рынок не рос по той простой причине, что к нему не было интереса.
Очевидно, что частный бизнес такая ситуация устраивала. Но для государства, которое объединило свои национальные компании в мощный мегахолдинг “Самрук-Казына”, такая ситуация не приемлема в первую очередь потому, что она никак не способствует росту конкурентоспособности экономики. Глава государства поставил задачу, чтобы Казахстан вошел в число тридцати наиболее развитых государств мира, а для этого стране необходимо иметь конкурентоспособную экономику.
Цель
государства
Объединенные в единый холдинг госкомпании сами, на собственном примере, начали поднимать планку требований, показывая пример остальному бизнесу. Госкомпании стали переходить на современные стандарты отчетности, системы управления процессами, оптимизировать структуру, в общем - реформироваться для того, чтобы стать более конкурентоспособными. В результате за считанные годы многие компании, входящие в “Самрук-Казына”, кардинально изменились, стали показывать в разы лучшие результаты. Но этого недостаточно для того, чтобы подтянуть на тот же уровень остальной бизнес.
Во всех развитых странах именно фондовый рынок - точнее, возможность привлекать на нем средства на долгий срок и по низким ставкам - стимулировал бизнес к развитию. Все дело в том, что биржевые требования к компаниям намного жестче, чем требования государства. Компания, которая выходит на фондовый рынок, обязана показывать все свои внутренние процессы, все проблемы, всех своих владельцев, акционеров и так далее. Она должна стать полностью прозрачной. А для этого необходимо переходить к более высоким стандартам отчетности, совершенствовать внутренние процессы. “Очень важно, что компания, которая будет отчитываться перед своими акционерами, окажется в центре общественного внимания. А это заставит ее еще более ответственно подходить к принимаемым решениям и стараться принести пользу широкому кругу акционеров. Как показывает международная практика, прозрачные компании более эффективны в своем управлении и развитии”, - объясняет инвестиционный аналитик АО “Фридом Финанс” Ерлан Абдикаримов.
С этой точки зрения главная цель государства в рамках “народного IPO” - это стимулировать фондовый рынок Казахстана. Но это, как показывает международный опыт, возможно только в том случае, если в биржевых операциях начнут участвовать граждане страны. Когда десятки, сотни тысяч, а затем миллионы казахстанцев станут инвесторами, это в корне изменит качество рынка, стимулирует весь бизнес страны развиваться совсем иными темпами и в ином качестве, чем ранее.
Статистика первого этапа IPO показала, что главным источником потенциальных инвесторов является средний класс казахстанцев - наиболее обширная и экономически активная прослойка населения страны. Да, пока эти люди не готовы вкладывать в акции значительные средства. Они присматриваются. Между тем те, кто купил акции в 2012-м, не прогадали: за два года цена выросла в полтора раза. “Это означает, что интерес будет расти, и второй этап IPO привлечет значительно больше людей, которые будут готовы вложить свои средства”, - полагает гендиректор инвестиционной компании “Фридом Финанс” Тимур Турлов. О высоком спросе свидетельствует и двукратное превышение числа заявок физлиц по сравнению с прогнозом: акции АО “КазТрансОйл” купили не 16 тысяч, а почти 33 тысячи человек. “Можно ожидать, что на последующих этапах “народного IPO” операции населения на рынке акций будут расти взрывными темпами, и скоро фондовый рынок в Казахстане будет выглядеть совсем по-другому, чем сегодня”, - предполагает Ерлан Абдикаримов. |