|
Айгуль Жилкишина
Отток людей из казахстанских сел как “великое переселение народов” начался с тех пор, как появились относительно большие города на территории Казахстана, около века назад. Массовый характер внутренняя миграция стала приобретать с началом эпохи индустриализации в СССР, с конца 20-х годов ХХ века. Политика государства, направленная на преодоление промышленной отсталости, требовала все больше рабочих рук. Появляющиеся города-молохи поглощали потоки переселенцев из деревень, сел, аулов, что меняло структуру как городского, так и сельского населения.
Процесс продолжается и в наши дни. Возможно, это приведет когда-нибудь к тому, что сельская жизнь в ее классическом понимании исчезнет. По сравнению с Западом мы находимся на середине пути - в Европе, где урбанизация развита в большей степени, чем у нас, деревень гораздо меньше. И по большей части там проживают фермеры, профессионально занимающиеся разведением скота или возделыванием культур. В Западной Европе есть и прослойка тех, кто возвращается из города в село, чтобы заняться агробизнесом. Вид современных деревень в Англии такой же, как и у небольших городов - Оксфорд, к примеру. Сельский быт на Западе сейчас совсем не тот, что был в XIX веке. До всепоглощающей “победы” города над аулом нам еще далеко - сельского населения у нас много, однако этот исторический процесс в Казахстане необратим
Для чего мы поднимаем этот вопрос? Последние 20 лет государство пытается помочь тем, кто живет в деревнях, потому что сельчанам почти невозможно найти работу на месте. Всюду ощущается острая нехватка учителей, врачей - одним словом, в селах нет развитой инфраструктуры. Из бюджета тратятся немалые деньги на целенаправленные дотации - льготное кредитование для крестьянских хозяйств, сезонное сокращение цен на ГСМ, материальная помощь для обустройства молодых специалистов на селе. Приносит ли это ощутимую пользу самим же сельчанам? Много ли молодых специалистов едет на постоянную работу в деревни? Нет, этого не происходит - люди стремятся уехать в город, несмотря ни на что.
Может, стоит разработать совсем иную стратегию? Скажем, если направить этот неизбежный процесс в нужное русло, сделать его менее болезненным для уезжающих в город. А деньги, выделяемые на неработающие проекты для села, направить на оптимизацию этого миграционного процесса. Лучше использовать ветер для работы ветряных мельниц, чем прикрываться от него щитом. Другими словами, необходимо структурировать это явление, помогая сельчанам адаптироваться к новым условиям жизни в городе. В селах должны оставаться те, кто хочет работать на крупных фермерских хозяйствах на профессиональной основе - представители нового класса казахстанских агробизнесменов.
Чтобы не быть голословными, мы решили поговорить с людьми, знающими, в каких условиях на самом деле живут сельчане. Возможно, мы напрасно поднимаем тревогу, и у людей на селе вполне себе достойные условия жизни? Те, кто родился в городе, либо вообще не знакомы с деревенским бытом, либо знают о нем только понаслышке.
Для наших читателей мы проведем ряд бесед с людьми, причастными к жизни в селе. Это будут и сами жители аулов, и те, кто в силу профессии много ездит по областям, общается с жителями разных регионов нашей страны. Из их уст мы услышим, какова актуальная ситуация в деревнях.
В качестве первого собеседника мы выбрали человека, дедушка которого был чабаном, отец получил диплом сельскохозяйственного института, а сам он переехал в город в младенческом возрасте. Он - современный городской житель, но его потянуло на землю предков - около десятка лет он содержит свое крестьянское хозяйство (где работают его родственники), свою конеферму. Со временем Даурен пришел к охоте, ведь тяга к оружию - она у настоящих мужчин в крови. В сезон он охотится каждую неделю, проезжая иногда вместе с друзьями до двух тысяч километров до нужных угодий. Как и мы, он - горожанин, но о жизни села знает больше, чем мы. С бытом казахов в сельской местности Даурен знаком не понаслышке - он регулярно общается со своими родственниками, выезжая в область.
О перспективах на селе
Основная причина, по которой все уезжают из аулов - отсутствие перспективы. В условиях села сейчас можно либо иметь свое хозяйство, либо быть в батраках у кого-то другого. Третьего не дано. Те, кто занят квалифицированным трудом, получают гарантированную зарплату, поэтому они будут сидеть на своем рабочем месте до конца. И молодым придется ждать своей очереди еще долгие годы. О каких перспективах может идти речь? Как свидетельствует мой визави:
- У меня есть молодой родственник, директор школы. Он недавно говорил мне, что на селе самая востребованная и хорошая работа у учителей. Более того, сельский учитель - это уважаемая профессия, так всегда было. А сейчас только им в аулах стабильно платят зарплату, пусть это небольшая сумма, но она поступает всегда. А больше там негде работать: частный бизнес или свое крестьянское хозяйство, других опций нет.
Пустые деревни и села
Исчезающие деревни вдоль трасс, пустое подворье - картина жутковатая, особенно в условиях мирного времени. Кто видел документальные кадры о поселениях, где осталось несколько жилых домов в обрамлении бескрайнего пустынного пространства, тот может хотя бы визуально представить то, о чем говорит мой собеседник.
- В городе-то сложно, а в селе - что и говорить. Политика такова, что, с одной стороны, и кредиты выдаются, и земля есть - пожалуйста, обрабатывайте ее, государство оказывает помощь крестьянским хозяйствам в виде льготных кредитов. Но, с другой стороны, условий на селе вообще нет. Поближе к городу, к примеру, Маловодное, Чилик, там еще можно жить. А дальше, где Кегень, Нарынкол или другие отдаленные участки, жить сложно. Насколько я могу судить, тоскливая жизнь. Из моих знакомых на селе, кому за 40, у них почти у всех есть свое крестьянское хозяйство, а дети их учатся в городе.
- Чем отличаются те, у кого есть кто-то в городе, от тех, у кого нет в городе никого из родных. Есть ли вообще в селе кто-то, у кого нет родственников в городах?
- Я не знаю, чем они отличаются. Есть те, кто посылает своих детей учиться в город, а есть те, кто бросает все и уезжает в город на “вольные хлеба”, тележки таскать или что-то продавать на базаре. Тоже перспектива не самая радужная. Надо как-то воспитывать молодежь, отправлять их учиться, при этом помощь оказывать. Может, на тех условиях, что и раньше - поступил в СХИ, государство тебя обеспечило образованием, за это ты иди обратно в село, отработай. Такая же практика раньше была? А так, если он отучился в городе, он никогда в жизни не поедет в село. Тем более, как я читал, сейчас проводится такая политика, что не будут поддерживаться села, которые сами по себе отмирают. Это не выгодно государству, тоже можно понять. Я сам видел такие села.
- А что делать с такими селами, буквально с территорией, что делать? Пусть там будет пустырь?
- Я очень много таких земель видел.
- Там совсем никого нет?
- Вообще. Только разрушенные дома стоят и все.
- И на картах не значатся?
- На советских значатся, а на современных - уже нет.
- И какое чувство Вы испытываете, глядя на все это?
- Конечно, неприятно. По дороге в Костанай, когда мы ехали охотиться на гуся, мы видели эти бескрайние степи. Когда-то это были целинные земли. Аркалык, даже он сейчас отмирает сам по себе. А вокруг него очень много сел, которые раньше жили только на дотации, а сейчас там все пустует. У меня даже фотографии есть - просто голые стены и все. И еще каменные стелы советской эпохи.
Не все так плохо
Справедливости ради необходимо отметить, что общая тенденция улучшения жизни распространилась и на сельские регионы. Запустение 90-х годов закончились, другие времена начались в деревнях и аулах. Как констатировал Даурен: не все так плохо.
- Сразу хочу отметить, что даже по сравнению с тем, что было лет 10-12 назад, а я охочусь уже лет 12, разница огромная, и она сразу бросается в глаза. Раньше едешь по трассе, в горы заезжаешь, проезжаешь степь - скота вообще не было видно. Лишь единицы тогда имели скот, а сейчас картина изменилась. Все чаще встречаются хорошие табуны, а то, что у казахов есть скот, стало показателем последнего десятилетия. В свое время все зарезали, сейчас настало время возрождения. И еще знак нынешнего времени - процветающие крестьянские хозяйства.
- Вы сами их много видели?
- У моих родственников есть свои крестьянские хозяйства в Нарынколе, в Кегене. Отсюда я и знаю, что государство оказывает помощь, выделяя кредиты под льготные проценты. Под залог берется земля, которую они взяли у государства в аренду на 49 лет. Больше ничего у них нет. Под такие крестьянские хозяйства государство выделяет кредиты. Кто умело этим смог воспользоваться, тот уже получает какие-то плоды. Хотя это очень тяжелый труд - я это знаю по своим родственникам, по друзьям. Так как результаты в животноводстве зависят от многих факторов. К примеру, как это было 2-3 года назад. В ту суровую снежную зиму скот был золотой - фураж покупали втридорога. Мои родственники тогда переживали нелегкие времена, а некоторые разорились, пало много скота. Но люди все равно содержат свои хозяйства.
- Что заставляет их преодолевать все трудности?
- Для них это выживание. Скажем, сельчанин на протяжении трех лет вкладывал силы и средства в этого коня, и ему не выгодно, если он за одну зиму погибнет.
Но не у всех в аулах есть свое крестьянское хозяйство, хотя таких собственников становится все больше и больше. Среди них есть те, кто зарабатывает этим на безбедную жизнь, и те, кто делает это для души, для сердца.
- Сейчас в городе есть много бизнесменов, среди них есть и мои друзья, которые держат за городом свои крестьянские хозяйства.
- То есть уже из города в село?
- Да, очень много таких.
- Ради денег или ради самой идеи иметь землю, владеть хозяйством?
- Там деньги, если они и есть, то только в перспективе. Прибыль зависит от стольких факторов, что они на нее даже не рассчитывают.
- Значит, идея...
- Да, только ради того, чтобы иметь свое крестьянское хозяйство. Чтобы было свое мясо, чтобы можно было есть картошку без химикатов. Чтобы можно было куда-то деньги вложить, и вложить не просто так, а в свою землю. Мои друзья, из достаточно узкого круга, уже состоявшиеся серьезные бизнесмены, они все родом из села. И сейчас они все, у кого есть желание и возможность, вкладывают средства обратно в землю. Они берут землю в аренду, основывают крестьянские хозяйства, закупают технику, нанимают людей. Но большинство из них жалуются, что нет людей, кто бы там работал.
- Все уезжают в город?
- Да, такая на настоящий момент тенденция. Они говорят: есть земля, я закупаю технику, обеспечиваю ГСМ, только работай, возделывай землю. Не хотят.
Кто эти бизнесмены, которые вкладывают большие деньги в сельское хозяйство? Это как раз те предприниматели, которые стремятся заложить основы деревенских крупных хозяйств. Таким образом, дорогие читатели, мы становимся свидетелями того, как зарождается новая реальность - в селах появляются агропредприятия нового типа. Возглавлять их будут бизнесмены из города, а также те, кто, родившись в ауле, поймал удачу за хвост и сумел основать солидный агробизнес у себя в селе. Да, таких предприимчивых сельчан, как показывает жизнь, немного. Но их и не должно быть в избытке. Сегодня один может прокормить не то что семерых, а все семьдесят. Рабочие же руки нужны в городах. |