|
Обобщая международный опыт в сфере государственного финансирования неправительственных организаций, можно выделить два основных типа: прямое и косвенное финансирование или прямая и косвенная государственная поддержка. При прямой поддержке финансирование организации осуществляется непосредственно из государственного бюджета центрального или местного уровня, а при косвенной предоставляется льгота, которая позволяет неправительственным организациям использовать свои средства на достижение уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств
Лучшие практики Европейского союза и Западных Балкан свидетельствуют, что для предоставления прямого государственного финансирования деятельности неправительственных организации (далее - НПО) в мире применяют различные механизмы.
Во многих странах, несмотря на многообразие возможных механизмов, самыми распространенными формами финансирования деятельности НПО остаются гранты и субсидии.
Вместе с тем наблюдается тенденция к созданию благоприятных условий для государственного заказа у негосударственных субъектов, включая НПО.
Грант - это форма финансовой поддержки НПО. Она подразумевает предоставление финансирования на конкурсной основе.
У центральных и местных властей нет специальных требований к конкретным действиям, которые должны быть выполнены. Они просто определяют общие цели, и каждая НПО сама решает, какие предложить способы и действия, с помощью которых можно достичь этих целей.
Иными словами, государство предоставляет НПО возможность предложить свои собственные инновационные идеи и услуги.
Гранты обычно основываются на проектах и выделяются на короткий срок.
В этой связи;
- с одной стороны, грант нельзя рассматривать как самый эффективный инструмент обеспечения предоставления НПО услуг на постоянной основе (например, для функционирования дома престарелых);
- с другой стороны, грантами обычно легче управлять, чем другими механизмами финансирования, такими как госзаказ или оплата от третьих сторон.
Например, в Чешской Республике гранты предоставляются НПО на основе стратегического государственного документа о государственной политике по финансовой поддержке НПО. Каждый год правительство издает декрет, который определяет главные области потенциальных проектов и дает короткое описание ожидаемых результатов. Если сотрудничество между НПО и соответствующим министерством плодотворно, существует возможность продления гранта еще на один год.
Субсидии, в отличие от грантов, предоставляются в форме институциональной поддержки, то есть без применения конкурсных механизмов.
Такая модель субсидий менее благоприятна с точки зрения прозрачности и подотчетности, так как она лишена преимуществ открытой и честной конкуренции, а также позволяет игнорировать показатели эффективности финансирования, которые обеспечивают “разумное использование денег”.
Более того, со временем она может породить слой НПО, которые находятся в более “привилегированном” положении по сравнению с другими, особенно недавно созданными НПО.
Во многих странах субсидии предоставляются зонтичным организациям определенных социальных групп по историческим и другим причинам, таким как Союз умственно неполноценных людей.
Обязательства таких организаций оказывать определенные услуги могут быть частью их обязательных задач, предписываемых законодательством.
Например, в Болгарии прямые субсидии на постоянной основе доступны конкретным организациям, перечисленным в Законе о годовом государственном бюджете. Эти организации отбираются двумя способами:
1) все организации национального уровня, представляющие людей с ограниченными возможностями, отбираются посредством механизма, указанного в соответствующем законе (например, Союз слепых, Союз глухих);
2) другие организации, получающие субсидии, отбираются на основе специальных законов (например, болгарский Красный Крест).
Государственный заказ (далее - госзаказ) является сочетанием государственной поддержки НПО и оказания услуг населению от имени государственных и местных властей.
Государственные и местные власти точно знают, какие услуги они хотят получить. Например, услуги по дневному уходу за 30 пожилыми людьми на период пять лет.
Роль государства сводится к контролю и финансированию услуг, которые оказываются негосударственными субъектами, включая НПО.
Однако, в конечном счете, именно государство ответственно за то, чтобы услуги были качественными, государственная поддержка использовалась с надлежащей отчетностью и чтобы уважались и учитывались права и потребности бенефициаров.
В общем, госзаказ на оказание социальных, медицинских и образовательных услуг обычно выполняется негосударственными субъектами.
Во многих странах, учитывая специфический характер таких услуг и их поставщиков, было решено создать специальные правовые рамки для подобного госзаказа, а не действовать в рамках общих правил.
Существование специального законодательства позволяет гарантировать, что стоимость оказания таких услуг не будет решающим фактором, а у НПО будет больше шансов конкурировать в процессе отбора поставщиков.
Общепризнано, что самая долгая традиция выполнения госзаказа на оказание различных общественных услуг негосударственными субъектами - в Великобритании. Причем эта тенденция растет и дальше.
В качестве другого примера можно привести Польшу, где принцип субсидиарности был закреплен в Конституции и воплощен в жизнь принятием Закона о социальном обеспечении и волонтерской деятельности.
Во Франции используются две формы госзаказа: делегирование социальных услуг и государственные закупки.
Еще одним механизмом финансирования услуг, предоставляемых НПО, является оплата от третьих сторон.
В этом случае бенефициарии услуг имеют право пользоваться услугами и выбирать их поставщика из списка предварительно одобренных/лицензированных поставщиков.
Поскольку решение принимается бенефициарием, то этот механизм оплаты оказания услуг считается рыночным.
Исходя из мировой практики существует пять видов оплаты от третьих сторон:
1. Ваучеры.
2. Нормативные платежи/платежи на человека.
3. Прямые оплаты наличными.
4. Персонализированные бюджеты.
5. Оперативное финансирование.
При механизме ваучерной системы государство выдает целевым группам ваучеры, которые они могут использовать для приобретения услуг.
Владелец ваучера может выбрать из ряда поставщиков услуг, обычно в сфере здравоохранения, образования и культуры, и заплатить за услуги ваучером.
Такая система может быть выгодной, когда в той или иной сфере услуг функционирует множество поставщиков и между ними существует настоящая конкуренция.
В этой связи считается, что у ваучеров много преимуществ, так как они способствуют:
а) большей конкуренции между государственными и частными поставщиками;
б) большей экономической эффективности предоставления услуг.
Ваучерная система существует во Франции и Швеции.
Например, в Швеции образовательные ваучеры предоставляют родителям возможность приобретать образование для своих детей как в государственных, так и в частных школах, что соответствует критериям оказания таких услуг.
Следующим видом оплаты от третьих сторон являются платежи на человека.
Так как стоимость услуги на одного человека устанавливается согласно определенным нормам в отношении стандартов услуг и цен, их иногда еще называют “нормативными” платежами.
Платежи чаще всего используются для поддержки социальных учреждений, таких как:
а) дома для людей с ограниченными возможностями;
б) учреждения для детей, оставшихся без опеки родителей;
в) дома престарелых.
При механизме нормативных платежей/платежей на человека государство определяет стоимость услуги, которая обычно исчисляется на одного человека, и выплачивает компенсацию НПО на основании количества обслуживаемых ею клиентов.
Например, в Венгрии двумя основными сферами нормативных платежей являются образование (как среднее, так и высшее) и в какой-то мере сфера социальных услуг, а количество нормативных платежей определяется годовым государственным бюджетом.
Прямые оплаты наличными являются особым видом оплаты от третьих сторон. Прямые оплаты наличными используются в Чешской Республике.
Согласно Акту о социальных услугах, в Чешской Республике существует особый вид оплаты от третьих сторон.
Человек, нуждающийся в социальном обеспечении, имеет право получать финансовую поддержку, так называемое “пособие по уходу”, либо наличными, либо банковским переводом, в случае если он выполняет все необходимые условия, прописанные в Акте о социальных услугах.
Точная сумма денег к выплате определяется исходя из вида социальной услуги, в которой нуждается бенефициар, и степени его зависимости от другого человека.
Контроль над надлежащим использованием предоставляемого “пособия по уходу” осуществляют региональные филиалы Управления труда.
Система персонализированных бюджетов существует в Великобритании и Нидерландах.
Согласно этой системе, в распоряжение получателей медицинских и социальных услуг предоставляются персонализированные бюджеты, рассчитанные исходя из потребностей каждого, которыми они могут воспользоваться для разработки своего собственного плана по уходу.
Исходя из собственных приоритетов и нужд они могут использовать эти бюджеты для приобретения услуг у различных поставщиков: НПО, частного сектора, соседей, друзей или членов семьи.
Например, в Великобритании такая система называется системой персонализированных бюджетов.
Благодаря ей человек обладает гораздо большим выбором и контролем над услугами, которые он намерен получить.
Методы, инструменты и процедуры, связанные с персонализацией, считаются важным драйвером реформирования системы общественных услуг.
Учреждения социальной защиты по всей Англии увеличивают количество персонализированных бюджетов.
Механизм персонализированных бюджетов через фонды индивидуального обслуживания развит в Великобритании. По этому механизму людям, которые не хотят брать на себя непосредственное управление своим персонализированным бюджетом, но все же хотят обладать большим выбором и возможностью контроля, оказывают помощь фонды индивидуального обслуживания.
Бенефициар либо лицо, действующее от его имени, выбирает свой Фонд индивидуального обслуживания, который и управляет его персонализированным бюджетом, и оказывает ему поддержку силами самой организации либо при помощи приобретения иных видов поддержки от имени бенефициара.
Бенефициар подписывает с фондом договор, в котором оговаривается, каким образом оказывается поддержка и сколько это будет стоить.
Если бенефициару необходимо внести финансовый вклад в полноценный уход, то эта сумма переводится непосредственно его фонду индивидуального обслуживания.
Фонд же, в свою очередь, обязан предоставить бенефициару детальный отчет о том, как был использован его персонализированный бюджет.
При механизме оперативного финансирования (поддержке в натуральной форме, институциональной поддержке) поддержка НПО предоставляется в виде товаров или услуг, таких как компьютеры, программное обеспечение, обучение или использование государственной собственности бесплатно или по низкой цене.
Например, в Молдове некоторые местные власти предлагают НПО использовать их помещения.
В Венгрии действует Декрет о инфраструктурной поддержке НПО, принятый правительством.
Согласно декрету, определенные национальные и местные государственные учреждения, включая библиотеки, спортивные учреждения, национальные парки, офисы муниципальных и окружных властей, имеют право предлагать НПО бесплатно пользоваться возможностями инфраструктуры после их регистрации в базе данных и объявления конкурса проектных заявок.
Решения по этому вопросу принимаются специальной группой Национального фонда сотрудничества.
Помимо выделения грантов под проекты многие правительства осознают важность предоставления институциональной поддержки НПО.
Институциональное финансирование, или, как его по-другому называют, оперативное финансирование, нацелено на покрытие организационных расходов НПО, которые нельзя отнести к какому-либо конкретному проекту, но которые необходимы для успешного функционирования организации.
Такими расходами могут быть офисные и инфраструктурные расходы, расходы на укрепление потенциала организации, на заседания руководящих органов, аудиторские расходы и другое.
Помимо институциональной поддержки, которую оказывают министерства, в некоторых странах, включая Албанию, Хорватию, Эстонию и Венгрию, было решено создать отдельные учреждения по развитию гражданского общества. Эти учреждения принимают множество различных форм: некоторые из них организованы четко в рамках публичного права (фонд (fund), учреждение), другие имеют смешанный характер - финансируются государственным учреждением, но имеют организационно-правовую форму в рамках частного права (фонд (foundation).
Определяющей характеристикой большинства фондов гражданского общества является то, что они предоставляют скорее институциональные, чем проектные гранты и инвестируют в организационное развитие отдельных организаций, общесекторальных инициатив и инновационных, но незатребованных проектных идей.
С другой стороны, важно избегать централизации государственного финансирования и разрабатывать комплексную государственную политику по государственному финансированию. В Хорватии основали четыре региональных фонда-грантодателя в качестве партнеров Национального фонда развития гражданского общества. Региональные фонды внесли значительный вклад в диверсификацию финансирования и инициировали модель перераспределения грантов. Помимо национальных и региональных фондов финансирование между НПО распределяется также министерствами и другими государственными институтами, местными и региональными властями.
ОФ “Экспертно-проектное бюро
общественно-политических процессов”
По материалам обзорного доклада |