Алла Иванилова
Портал электронного правительства, который был запущен в 2006 году и сегодня предоставляет более 570 услуг и сервисов, за эти годы позволил сэкономить 70 миллиардов тенге и 1400 тонн бумаги
Идею создания электронного правительства в Казахстане озвучили в ежегодном Послании президента в марте 2004 года. Через два года веб-портал электронного правительства заработал и на тот момент содержал материалы о государственных услугах информационно-справочного характера. В 2010 году на сайте появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. В первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение правил дорожного движения, в 2011 году - оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства. Также e-gov предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка. В 2012 году помимо запуска новых услуг для удобства использования был изменен дизайн веб-портала. Кроме того, создано мобильное приложение для получения самых простейших услуг, таких как адресная справка, постановка в очередь в детский сад и оплата налогов. В целях упрощения процедуры обучения населения работе с порталом была разработана мультимедийная обучающая программа.
Сегодня посредством электронного правительства казахстанцы могут получить 578 различных услуг и сервисов. Всего с момента запуска оказано свыше 77 миллионов электронных услуг, в том числе различных справок. На сегодняшний день на e-gov зарегистрировано более 2,6 миллиона пользователей, причем половина из них приходится на текущий год.
В рейтинге ООН по развитию электронного правительства Казахстан в 2014 году занял 28-е место среди 193 стран мира, поднявшись на 10 строчек по сравнению с 2012 годом. Запущенная в 2010 году система электронного лицензирования была названа лучшим проектом для бизнеса в рамках проходившего в 2013 году в Женеве Глобального саммита по развитию информационного общества. Благодаря проекту “Е-лицензирование” сегодня в режиме онлайн можно получить все виды лицензий и 70 процентов разрешительных документов. Система внедрена более чем в трех тысячах государственных органов и ведомств, и все сведения по выданным лицензиям имеются в базе данных, доступной каждому, что облегчает сверку на таможенных постах и исключает предоставление поддельных разрешительных документов. Благодаря автоматизации и оптимизации бизнес-процессов число запрашиваемых у населения видов документов сократилось с 2736 до 1612, а время на обработку заявлений - в два раза. Значительно упростился процесс получения многих услуг, в том числе композитных. К примеру, регистрация бизнеса, на которую раньше уходило как минимум 30 дней, сегодня занимает не более четырех часов. Сейчас через портал зарегистрировалось уже более 38 тысяч компаний. Запуск системы электронного нотариата позволил за два года на 50 процентов сократить факты неправомерных действий в сфере нотариата. А недавно чиновники “похвастались”: по электронному декларированию Казахстан опережает Соединенные Штаты Америки. В этом году 94 процента налоговых деклараций сдали в электронном виде. По словам председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Даулета Ергожина, 23 из 32 налоговых услуг полностью автоматизированы. “Только за 10 месяцев текущего года в электронном виде сдали и оказали около 17 миллионов услуг, или 75 процентов от общего их количества. По этому показателю мы опережаем отдельные страны Европейского союза”, - констатировал он.
Разработанная АО “Национальные информационные технологии” информационная система Центров обслуживания населения позволила автоматизировать уже 160 государственных услуг. При этом количество запрашиваемых у граждан документов сократилось с 851 до 411, а время оформления заявлений уменьшилось с одного часа до 15-20 минут.
Для борьбы с нелегальной торговлей разработана система, позволяющая идентифицировать каждую единицу товара, изготовленную на производстве, путем сканирования с помощью смартфона, отправки кода CMC-сообщением либо на веб-портале. Эта система может успешно применяться в таких социально значимых сферах, как производство лекарственных препаратов, продуктов питания, оборудования.
В свое время многие критики были уверены - тратить огромные средства на виртуальное пространство неразумно. Сегодня чиновники считают - затраты оправданы. К тому же по сравнению с мировым опытом создания электронных правительств в Казахстане они незначительны.
Среди “новинок” e-gov - сервис уведомлений. Портал будет уведомлять пользователей о таких событиях, как изменение права владения на принадлежащее гражданину имущество, о необходимости замены удостоверяющих документов либо сроке прохождения техосмотра, о включении и исключении из реестра должников и запретов на выезд. В планах дальнейшего развития инфраструктуры - мобильные услуги, e-здравоохранение, электронная экономика, электронная коммерция, “умные” технологии.
Однако, несмотря на заявленные “плюсы”, немалая часть сервисов сегодня вызывает нарекания. Во многих случаях портал действует лишь в одну сторону - на прием заявлений, при этом конечного результата для населения нет. И проблема не только в отсутствии интеграции баз данных. За электронным форматом стоит пресловутый человеческий фактор. Успех и скорость обработки зависит не только от исправности информационной системы госоргана, но и от готовности сотрудников. А некоторые из них, несмотря на “блага цивилизации”, не стали работать оперативно. В свое время проверки в ЦОНах показали, что работники свою нерасторопность списывали на “зависшую систему”, на самом деле они отключали из розетки сервера. Такие вот “умные” технологии.
Астана |