ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Нули или сэндвичи Исследования

Айгуль Жилкишина
В мажилисе представили законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования”. Он предполагает обязательное прохождение студентами практики на предприятиях, а также закрепляется понятие “дуальное обучение”. Меры эти нужны для эффективной подготовки квалифицированных кадров. Статистика свидетельствует, что в странах Европы, где есть дуальное профессиональное образование, уровень безработицы среди молодежи гораздо ниже, чем в тех, где его нет. А в условиях экономического кризиса страны Европейского союза даже кооперируются для успешного внедрения дуальной системы образования (от древнегреческого duo - “два”) и выделяют бюджетные средства. Чем так хороша эта образовательная система, рассмотрим в деталях

Ее называют также double-degree-program, или “сэндвич-программа”. Для чего она нужна? Для того, чтобы из стен наших университетов выпускались не “нули с высшим образованием”, а молодые специалисты, которым не нужно дополнительное время (год-два) для вхождения в производственный цикл.
Наши некоторые вузы все еще продолжают выпускать студентов, в корочке которых значится “бакалавр экономики”, “менеджмент” или похожие расплывчатые понятия. А реальному производству нужен человек с конкретной специализацией - “бухгалтерский учет, анализ и аудит”. Надо все же отметить, что в последние годы ведущие представители бизнес-сообщества уже больше внимания уделяют этой проблеме - они создают бизнес-школы, тесно связанные с потребностями современного производства. Учебные планы в таких вузах составляют таким образом, чтобы студенты имели не только теоретические знания, но и практические навыки, отработанные на производстве. Такие молодые специалисты подкованы также в психологическом плане, более конкурентоспособны на рынке труда.

Практики и теоретики
В советское время предприятия обязаны были брать студентов на практику, а выпускников - на работу. В этом были свои плюсы и минусы. Один из плюсов был в том, что студент и выпускник имели гарантированное место работы. Один из минусов в том, что работа и зарплата далеко не всегда удовлетворяли подготовленного специалиста (а работодателя - его квалификация). Сейчас предприятия не обязаны брать студентов на практику, а выпускников - на работу. В условиях рыночной экономики выпускники вузов должны сами доказывать работодателям, что они лучше, чем другие.
Но, как оказывается, сейчас это не только частное дело молодых соискателей, но и условие выживания любого учебного заведения. Жесткая конкуренция вузов за набор студентов, особенно на платную форму обучения, тесно связана с эффективной практикой и престижным трудоустройством своих выпускников.
Следует отметить, что в Казахстане уже существуют экспериментальные площадки, сочетающие подготовку как в теории, так и в прикладном плане. Принципы дуального образования сейчас уже внедряют в 176 колледжах с участием более 2000 предприятий, а на производстве проходят обучение около 44 тысяч студентов. Год от года растет заинтересованность и со стороны работодателей в таком сотрудничестве, что неудивительно - квалифицированные и заинтересованные кадры нужны каждому производству.
Согласно данным Управления образования Алматы, в 2013 году в южной столице были подписаны договоры о сотрудничестве между 10 предприятиями и 9 колледжами по дуальному образованию. В 2014-м к этой инициативе хотят присоединиться еще 10 колледжей города.
Молодой инженер, который уже знает, как зовут мастеров цеха, и какие ожидания по плану производства имеются у руководства, вызовет у генерального директора завода и доверие, и желание принять его на работу. А обладатель диплома, которого еще нужно знакомить, где какие производственные корпуса находятся, как зовут начальника цеха, вызовет меньший интерес. Для того, чтобы этот принцип работал для всех, стране нужна законодательная база. И вузы с работающей системой дуального образования.

Как работать головой
и руками - из опыта Европы

В Швейцарии два студента из троих выбирают дуальное обучение. Их привлекают такие преимущества, как приобретение практических навыков еще во время учебы, знание процесса производства, участие в повседневной жизни рабочего коллектива. Кроме того, это гарантия того, что они станут частью этого предприятия после окончания учебы. Но еще во время обучения предприятия напрямую участвуют в профессиональном образовании студентов - несут все связанные с ним расходы, включая зарплату учеников.
Дуальное образование очень развито в Германии - последние 10-15 лет оно применяется в системе высшего образования (подготовка бакалавров, магистров). Государство при этом компенсирует путем различных выплат около одной трети затрат предприятия на профессиональное обучение. Выгода для предприятий очевидна - “на выходе” они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия, с желанием работать именно здесь, притом на их условиях.
Правительство Франции полагает, что в деле профобразования Германия является для нее примером, особенно эффективным для сокращения числа безработной молодежи. Согласно статистике, количество соискателей на биржах труда до 25 лет во Франции - 25,5 проценита, а в Германии - 8 процентов. Для того, чтобы получить готового специалиста, французы затрачивают 1,5 года, а немцы - три. Участников во французском профобразовании - 426 000 человек, а в Германии - 1,5 миллиона. В абсолютных цифрах это значит, что 75 процентов молодежи Германии до 20 лет обучаются в системе профобразования (65 процентов - в дуальной системе, 10 процентов - профтехобразовании).
Интерес других государств к немецкой дуальной системе профобразования заметно растет, особенно в условиях экономического кризиса. В 2012 году в Берлине шесть стран Европы подписали меморандум о сотрудничестве в области реформирований образовательной системы. А конкретная цель, которую поставили перед собой Германия, Испания, Греция, Португалия, Италия, Словакия и Литва: к 2020 году 80 процентов молодежи в Европе должно быть трудоустроено. Сейчас в таких странах, как Греция и Испания, безработица среди молодежи составляет 50 процентов, а по всей Европе каждый ее четвертый житель моложе 25 лет не имеет работы.
В качестве практической помощи правительство Германии выделило из бюджета на 2013-2014 годы дополнительные 10 миллионов евро для поддержки международного сотрудничества в системе профессионального образования.

Семь преимуществ дуальной
системы Германии,
которые так выгодно
отличают ее от других:

- Наряду со степенью бакалавра студент получает профобразование.
- Сокращенное время обучения: вместо двух лет для профобразования и шести семестров (как минимум), необходимых для получения степени бакалавра, на обучение по дуальной системе уходит от 3 лет до 3,5 года.
- Студенты в дуальной системе получают развитые практические навыки, в то время как другие проходят производственную практику только во время каникул.
- Условия обучения: от хороших до очень хороших. Предприятия, предлагающие обучение по дуальной системе, ожидают высоких результатов не только от студентов, но и от самих вузов. Как следствие, эти заведения очень оснащены, располагают хорошими условиями как для студентов, так и для профессоров.
- Имидж. Студенты по системе дуального обучения имеют хорошую репутацию. “Дуалис”, как их еще называют, имеют больше шансов перед другими соискателями (если они захотят попробовать свои силы на других предприятиях, не только родных). Теоретические и практические навыки в одном флаконе высоко ценятся кадровиками.
- Перспективы. Каждое предприятие, участвующее в дуальной системе, ожидает доходов от своих инвестиций. Поэтому студенты, как правило, получают гарантированное рабочее место после окончания учебы. Но даже и без этого “дуалис” более конкурентоспособны на рынке труда.
- Финансирование. Студенты получают от предприятий регулярную зарплату, и, кроме того, предприятия, как правило, берут на себя расходы по обучению своих подопечных.
Итак, дуальная система приносит выгоду всем: предприятия получают через относительно короткое время квалифицированное кадровое пополнение, ознакомленное с этим предприятием и не требующее дополнительного времени для того, чтобы ознакомиться с прямыми обязанностями. Вузы получают хорошее финансовое обеспечение, а студенты - то, что было описано выше.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение