|
Сагымбай Козыбаев
Малала
Юный возраст не помеха для благодеяния. Вижу особый вселенский смысл присуждения нынче Нобелевской премии мира юной пакистанке Малале Юсуфзай. Еще два года назад на нее, тогда 15-летнюю, террористами было совершено покушение. Но дух ее не был сломлен.
Нобелевский комитет из небывало рекордного числа претендентов на премию мира (почти три сотни лиц и организаций) выбрал лауреатом именно ее, снискавшую всеобщее уважение в своей стране неустанным отстаиванием прав соотечественниц. А ведь среди ее конкурентов был даже Папа Римский Франциск, лидировавший в списке вероятных претендентов, и, казалось бы, необсуждаемая персона, привлекшая планетарную общественность своим чутким вниманием к судьбе всех страждующих и бедных вне зависимости от религиозной принадлежности.
И в юные лета человек может совершить жертвенность. Помнится, еще со школьной скамьи нас учили патриотизму на примере героических деяний наших сверстников. Правда ли, что в 16 лет Аркадий Гайдар командовал полком? Но мы верили этому и гордо завидовали.
Такие примеры есть и в отечественной истории. Совсем невеликовозрастным Чокан стал академиком Российского Императорского географического общества. А Кожаберген-жырау помимо прочих талантов стал предводителем всех войск Степи против джунгар. Но правда в том, что юная пакистанка опередила всех и вся. Это мировой прецедент, не имеющий аналога.
Нобелевский комитет лишний раз подтвердил независимость, непредвзятость и нереагирование на возможные высокие вмешательства извне. Его премия мира на века возвеличила девчушку, самого молодого в истории Нобелевского лауреата.
Стоит ли говорить о том, как возвышены сами соотечественники Малалы и ее многострадальная родина, в современной истории которой есть теперь подлинные сестры незабвенной Беназир Бхутто.
Балажанство
С возрастом человек вновь проживает свое детство: он становится ребенком. Помню, как гурьба аульных ребятишек любила караулить отца, председателя колхоза. Қалжыңбас (шутник, балагур) по натуре, он разговаривал с каждым из них как с равным. Сегодня это делает публично Леонид Якубович в своей программе “Поле чудес”, обращаясь к ребенку участника игры по имени-отчеству. Под занавес дитя непременно получает подарок. И, наверное, на всю жизнь запомнит дядю Леню. А мой отец заходил каждый раз в сельмаг, брал с килограмм пряников и угощал ими детвору. А ведь это было тяжелое послевоенное время, ни деньгами, ни сладостями особо не баловавшее. И пряники председателя колхоза все же остались в памяти.
Мои племяши, уже взрослые, некоторые теперь семейные, вспоминают при случае мои розыгрыши с ними в их раннем детстве, порой уж слишком что ли “крутые и безнравственные”. Я же рассказывал им, что был некогда адьютантом Гитлера, и, предвидя их недоумение на нестыковку во временном поле, подчеркивал, что затем как бы пару десятилетий находился в летаргическом сне. Мне нынче, седовласому, стыдно, а дети тогда верили - “ойбай, наш кіші ата был в свите самого Гитлера”. То что Гитлер - злой демон, они знали.
Понимаю: даже шутки имеют свои пределы, но кто им верит кроме детворы. А тут ћалжыѓбайство как бы при себе, что сделаешь, коль такой. Розыгрыш на то и розыгрыш.
Всему этому есть объяснение. Это особое предрасположение к детской непосредственности, наивности и безгрешности, вера их во все, что скажешь. Только их сегодня, айпадных, вряд ли чем возьмешь, слишком они зациклены на всяких навороченных кнопках. Но получают ли они нужную, полезную информацию посредством этих игрушек нового века? Вопрос из вопросов.
А наше предрасположение к детям по-казахски называется балажанством. Затрудняюсь даже перевести, пусть остается моим неологизмом. Суть слова в том, что есть никогда не прекращающаяся любовь к детям, своим или чужим - неважно. Это свойство души.
Правда и в том, что не все, увы, наделены этим даром. И все же хорошо, что детство не имеет конца...
Деньги
Считать деньги в чужом кармане нехорошо, но интересно, обронил метко как-то мой коллега, известный журналист Леонид Рытов.
Согласен, но деньги имеют одно свойство - их всегда мало. Их всегда не хватает.
И все же будем более точны. Не хватает праведных денег. Бедному что: и так маялся всю жизнь от безденежья, беднее уже не станет. Богатый, нечестно ставший Крезом, никогда не думающий о превратностях судьбы, переживет это болезненно. Или инфаркт, или пистолет к виску.
А превратности изначально связаны с нечистоплотностью, ведь деньги не пахнут. Об этом знал еще до нашей эры римский император Флавий Веспасиан, обложивший налогом общественные отхожие места, предварительно высказав подобную сентенцию. А деньги и сегодня не пахнут, потому что их отмывают. Левые гроши в конечном счете ведут человека на скамью подсудимых. В лучшем случае - на лежбу на дне, пока тучи не развеются. И то, если есть “крыша”.
Многих, кто обобрал, высосал, как пиявка, своих сограждан в первые перестроечные лихорадочные годы и продолжает без зазрения совести сим же заниматься и поныне, надо бы публично подвергнуть казни.
Деньги во все времена развращали человека. С той лишь разницей, что праведно нажитое приносит душе успокоение, ибо знаешь, что деньги все же стоят дорого, а левые - смуту душе и своей бренности, ибо затем вдогонку надо бежать за утерянным здоровьем...
Тернии льва
Дар гения одновременно и его рок. Трижды арестованный отечественным сыском в 23, 26 и 37 лет (роковой возраст), он сполна испытал холод тюремных нар и в Казахстане, и в Западной Сибири - вотчины Гулага. Ранее он прошел этап на Беломорканале, а в Норильске сидел в лагере вместе с Омарханом Олжабайулы (здесь же расстрелянным) - отцом Олжаса Сулейменова.
В ссылке Льва Гумилева хоть сносно, но кормили. А вот чего стоят его четыре слова признания в автобиографических заметках о своей жизни в перерывах на воле - “есть мне было нечего”.
Есть одна закономерность в том, что сильных духом и целеустремленных людей жизнь - и вольная и ссыльная, хотя и ломает на всю катушку, но и закаляет на столько же.
Посудите сами. Экстернат за два последних курса знаменитого Ленинградского госуниверситета всего лишь за месяц. Бог весть как сохранившиеся тюремные записи, легшие позже в основу его знаменитых евразийских книг. Работа библиотекарем в сумасшедшем доме. Отчуждение полностью с матерью - Анной Ахматовой в последние годы ее жизни. Самостоятельное овладение фарси, древнетюркским языком, чтобы пользоваться первоисточниками. Защита двух докторских диссертаций по истории (в 49 лет) и географии, неутверждение последней ВАКом с нелепым и абсурдным вердиктом - “ваша докторская выше, чем докторская, а потому докторской диссертацией являться не может...” Это лишь малые штрихи его тернистой биографии.
И все эти годы неизменно вечная спутница - элементарная зависть, ставшая подругой жизни. Недоброжелательство коллег, которые не прямо в лоб, а тихой сапой старались как можно больнее насолить. А ведь среди них были и воротилы отечественной науки, облаченные академическим саном, чьи мнения обструкции никак не подлежали.
До олжасовской “Аз и Я” было еще время, и человеку, подвергшему сомнению первичность России в истории евразийского континента, выдвинувшему собственную теорию общности этносов, изначально было суждено стать изгоем, крамольным с головы до пят. И лишь однажды в Лефортово прокурор, “впаявший” ему десять лет (уже после войны в 1949 году), сжалившись над недоумением Гумилева, все же неохотно выдавил из себя: “Вы опасны, потому что вы грамотны”. Слово “гениальный” прокурору было неизвестно. И Гумилев был отправлен осваивать тюремную жизнь в Караганду, попав, сам того не думая, в самый центр Евразии, труды о которой спустя годы его прославят.
Но венцом славы неординарной личности, как правило, становится ее посмертное время. Лев Гумилев, как и его родители, трагедийная фигура ХХ века. Всю жизнь он высекал искры, которые при жизни успешно гасились лжеучеными и консерваторами от науки.
Сегодня все книги Гумилева изданы всего лишь за четыре года с 2008 года в Москве - его бессмертные “Хунну”, “Открытие Хазарии”, “Древняя Русь и Великая степь”, “Тысячелетие вокруг Каспия”, “Ритмы Евразии”, “Древние тюрки”. Появились и последователи гумилевской теории пассионарности этногеза, где пассионарность - способность и стремление к изменению окружения, а этногез - природный процесс, проходящий в течение тысячи лет, оставляющий после себя следы не меньшие, нежели наводнение или выброс лавы из вулкана. По мнению Гумилева, история должна быть возвышена до уровня естественных наук. И ею (историей. - С.К.) взяты на вооружение способы, принятые именно в этих науках - физике, геологии, биологии.
Доступнее теорию пассионарности в двух словах не объяснить, но отмечу, что она категорически противоречит и расовой теории, и “теории героя и толпы”. Но ведь это Гумилев.
...Вручили мне в этом году торжественно золотую медаль Льва Гумилева с именным свидетельством. Получил ее из рук ректора одноименного университета Ерлана Сыдыкова. Он - инициатор и автор солидной и фундаментальной энциклопедии об ученом, изданной в 2013 году старейшим и авторитетным издательством России “Художественная литература”.
Мои соотечественники зачастую споро думают и быстро определяются. И это правильно. Ибо подлинный интернационализм чужд косному мышлению и никогда не имеет национальной, тем более шовинистической определяющей. Посему награда меня окрыляет, она ведь связана с именем великого евразийца, страдальца за тюркский мир.
Но феномен Гумилева намного шире. Колоссальная территория между Западной Европой и Китаем - Евразия - долгое время была незамеченной, вследствие чего считалась несуществующей. Всемирную историю приходится время от времени переписывать, появляются новые взгляды, побуждающие, как говорил Гете, человека занять такую точку зрения, с которой он мог бы совершенно по-новому видеть и оценивать прошлое. И очень здорово, что Национальный университет столицы страны по инициативе президента носит имя именно такого человека.
Отныне и присно.
Причинные места
Народ так уж устроен. Бывая в различных уголках планеты, тебе непременно покажут именно “это”. С гордостью, что подобное только у них и нигде больше. С этим вот поспорю.
Помню давнишнюю, еще в приснопамятные советские годы, поездку в Ростов-на-Дону, ныне печально известный притоком беженцев с соседнего, опаленного войной, украинского юго-востока. На пересечении двух главных улиц казачьей столицы - Большой Садовой и Ворошиловского проспекта - высится скульптурная группа “Освобождение Ростова от белогвардейцев” . В центре композиции - статуя Семена Буденного на коне, ставшая объектом шуток и обязательного показа всем гостям. Статуя эта стала знаменитой в России благодаря необычной монументальности коня и конскому причинному месту. Фанаты время от времени тайком его раскрашивают, стараясь подчеркнуть и без того впечатляющий... Ну, вы понимаете. А если назначают рандеву возле Семена с его конем, говорят совсем без задних мыслей просто: “Встретимся под яйцами”. Пошлостью вроде не пахнет.
Кипр живет на все сто своим античным духом. Киоски и лавки завалены статуэтками всяких богов и богинь в различных позициях голышом, лепилками на холодильник, посудой и прочими сувенирами, где главной сутью выступает мужское достоинство. Можете уже дома пить чай из купленного бокала, обозревая “это”, можете открыть квартиру ключом, основным украшением которого является приобретенный брелок, многократно в день напоминающий также “это”. Брелки почему-то охотнее приобретают женщины.
На островах Самуи в Таиланде вас повезут на берег океана, где природа из скал вылепила по соседству точь-в-точь причинные места Адама и Евы. На съемку выстраивается очередь из всего планетарного мира. Хохочут взрослые и дети, не совсем первоначально осознавшие суть смеха и улыбки.
Открою и небольшой секрет, связанный с отчими местами. Это ноу-хау, поскольку я один из немногих, увидевших это. Надо долго куролесить по степи близ Жасыбая на “Ниве” - дорога сплошная на камнях, а времени, как всегда в обрез. Но увиденное, не входящее в программу показа туристам, потрясло, это что-то - ни Таиланд, ни Кипр, ни даже Ростов-на-Дону в подметки не годятся. Мой коллега, известный фотожурналист В.Б., запечатлевший тут же на фото своего гостя, то есть меня, сопровождавшего егеря и высокопоставленного чиновника с этим чудом природы высотой в трехэтажный дом, уже третий год обещает выслать по электронке заснятое. То ли из-за моей ментальности, то ли из-за собственной стыдливости, но обещание не выполнено. Ну хорошо. Это же природа виной, при чем мы? Конь Буденного - ладно, там его авторы - люди. А камень-скалу, в отличие от более известных на территории баянаульского заповедника “Бабы Яги”, “Булки”, “Пушкина”, “Чингисхана”, местные осведомленные казахи называют прямо в лоб, как в народе принято. Переводу это не подлежит.
Человек всего лишь человек. И ему в этом мире - сиюминутном и ускользающем - все интересно...
Құдайдан келедi
Живем, мечемся, терзаемся, деремся - не буквально, конечно. День за днем. И идут года. Но вроде мыслить не отучились.
Мир многоликий, многоязычный, мир, в котором имеем честь жить, пока в один из мигов не придет боль, твой судный день. Суета и маета, о мать боска, кому все это нужно было и надо ли?
Каждый день, идя на работу, спускаясь вниз на переходе, вижу еще не очень старую женщину-казашку. Раньше здесь буквально обитали таджикские цыганки с детьми, они теперь исчезли. Обычно не даю милостыню - на всех не напасешься. Казашка поет на разные лады, голос как у народной артистки. Просто дивный. У меня впереди через некоторое время вечер, связанный с памятной датой. Чего тратиться на какую-то известную певицу, вот же она. Приоденется по случаю и заработает согласно скромному карману.
Но это так, в мыслях. А осознаешь то, что она одна из страдалиц, кто такая и стоит ли связываться. Возможно, одно из ошибочных мнений, коих немало. Судьба каждого - судьба общая. Вот и лидер страны говорит о том же. Если есть один несчастливый, несчастлива вся страна.
Эх, если бы все так думали. А так мечемся, суетимся, терзаемся, деремся - не буквально.
Да, мир все же непрост. Трудно в нем с прописными истинами.
Қалай болса да - құдайдан келеді...
Сон
Через час после российской границы попадаешь совсем в другой мир. Мир абсолютной тишины и покоя. Степь, горы, речки. И ни одного человека. Надо проехать еще с сотню километров. Подъезжаем к одинокой юрте. Вокруг море баранов. Угощают пенящимся кумысом. Интересуемся ценой барана. Это 400 российских рублей, около двух тысяч тенге. Да и то, символично. Для гостя зарежут на глазах, об оплате и речи нет.
Спускаемся к реке. Из бурлящего бурного потока стрелой выпрыгивают густой массой рыбы. На несколько минут можно стать медведем гризли, только вместо рта надо задействовать руки. Рыбы тьма, местные жители как еду ее не жалуют.
Это Монголия. Что мы вообще знаем о ней? Лишь то, что из истории. Каракорум, Орхон, Тула, Онгхан, Онон, Керулен. Что продолжение Алтая. Меня сердце греет - это родина моих прямых предков в начале второго тысячелетия. Здесь было государство кереев. По вере они были тогда несторианцами, то бишь христианами, крещение состоялось в 1009 году в Хорасане (Мерв), носили, как и найманы, крест, пока дело не дошло до ислама. Крест - тамга кереев. Гордясь племенной принадлежностью, в младые годы долгое время носил ремень с пряжкой, изображавший этот родовой знак. Негласный, скажем так, патриотизм.
На огромной территории сегодня проживает лишь более трех миллионов человек. Умножьте на сто и получите количество живности. Только одних баранов. В Китае проживают пять миллионов монголов, два - в других странах. Негусто для былой империи Чингисхана, сотрясавшей Вселенную. Но демография монгольская ныне прогрессирует.
Жизнь и судьба монгольских императоров привлекает. Истоки тюркского мира ищем здесь. Китайцы сняли двадцатипятисерийный фильм о Чингисхане - просто изумительный. В эти дни крутят на казахском языке их же многосерийную ленту о его внуке Хубилае - пятом великом хане империи, основателе государства Юань, в состав которого входил весь Китай. Именно Хубилай перенес столицу из Каракорума в Ханбалык, ныне именуемый Пекином. Так что историческая фигура, предок - и монголов, и китайцев.
А меня прельщает более всего связь эпох. Пращуров и их наследников. Это он, Элбэгдорж Цахиагийн, нынешний 51-летний президент страны, по-европейски образованный человек, дважды занимавший пост премьер-министра, первым делом на должности президента страны, пять лет назад закрепил законодательно свободу прессы и демонстрации. Он - лидер мирной демократической революции. Имеет пятерых своих сыновей и двадцать приемных. Это анда, названные братья и сестры. Побратимство в Монголии считается выше кровного родства. Анда - это одна душа. Можете представить, как растут эти дети. Нам со стороны этот факт нужно осиливать сердцем.
Возникло желание взять интервью у главы государства. Может, повезет.
А пока знаю лишь одно твердо. Будет благоденствовать Монголия. Ее народ, сохранивший в памяти былую славу, общую с тюрками историю. И еще потому, что есть в стране опекающие детей властители.
Это сон. Но отчасти стал явью... |