|
Алла Иванилова
Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов рассказал депутатам, как живется заключенным за высокими заборами
Уголовно-исполнительная система (УИС) долгое время кочевала из одного ведомства в другое. То ее определяли к Министерству юстиции, то обратно к Министерству внутренних дел. В течение последних трех лет УИС находится в ведении МВД. Как признался министр Калмуханбет Касымов, после принятия всех тюрем и спецучреждений первоочередной задачей для полицейских стало укрепления правопорядка и законности в местах лишения свободы. “Во многих из них на обстановку реально влияли авторитет уголовно-преступной среды и лидеры организованных преступных групп. Нередкими были факты группового неповиновения осужденных законным требованиям администрации учреждения, многочисленные факты членовредительства, практически беспрепятственного оборота в колониях спиртных напитков, наркотиков, холодного оружия, мобильных телефонов... Ситуация здесь осложнилась настолько, что стали возможны массовые беспорядки, нападения на караул, групповые побеги осужденных”, - рассказал глава ведомства. Также он сообщил, что в условиях колоний появилась реальная угроза сращивания криминалитета с религиозными экстремистами, поэтому МВД вынуждено было экстренно вводить жесткий порядок в колониях, заново создавать контролерскую службу, укреплять штаты оперативно-режимных подразделений, вводить должности психологов, а в отдельных колониях - и теологов.
Сегодня работа по укреплению охраны в исправительных учреждениях продолжается. Если на момент приема Министерством внутренних дел УИС только в трех колониях инженерно-технические средства соответствовали установленным требованиям, то за два года их капитально отремонтировали в 18 колониях. В текущем году завершается ремонт, оснащение техническими средствами еще 12 колоний. В бюджете на 2015 год поддержаны расходы на ремонт средств охраны девяти колоний.
Главный полицейский страны признал, что “наша уголовно-исполнительная система остается самой отстающей сферой в плане внедрения современных технологий, автоматизированных информационных систем управления”. До сих пор ведется примитивный картотечный учет движения осужденных, не автоматизирован процесс сбора обработки и хранения накопленной о них информации. В текущем году ведомство приступило к созданию информационной системы, позволяющей собрать централизованные банки данных сведений о движении всех осужденных и подследственных. Введение такой системы позволит автоматизировать работу 1600 сотрудников подразделений специальных учетов, следственных изоляторов, колоний и уголовно-исполнительной инспекции. Кроме того, создаваемый банк данных интегрируют со всеми базами данных МВД, а в дальнейшем - с базами данных судебных и других правоохранительных органов. Всего на реализацию проекта правительство на 2014-2015 годы выделило - 615 миллионов тенге. В этом году закупят вычислительную технику, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение. В следующем году планируют окончательную доработку и запуск информационной системы. “Это позволит как в центре, так и на местах в режиме онлайн контролировать обоснованность перевода осужденных из колонии в колонию, законность их условно-досрочного освобождения либо освобождения в связи с болезнью, с окончанием срока наказания и другими причинами. В целом система обеспечит прозрачность и снизит коррупционную составляющую при принятии многих решений, связанных с отбытием уголовных наказаний”, - пояснил Касымов.
В новом Уголовном кодексе, который вступит в силу с 1 января 2015 года, за совершение уголовного проступка, а это 150 статей, предусматривается арест на длительные сроки - от 30 до 90 дней, прочем отбытие этого наказания должно осуществляться в арестном доме. По словам министра внутренних дел, введение в практическую деятельность этого наказания является проблематичным. По расчетам экспертов, ежегодно аресту за уголовные проступки подвергнутся 17-18 тысяч человек, в этой связи необходимо строительство как минимум 29 арестных домов с инфраструктурой для длительного содержания: это прогулочные дворы, комнаты для свиданий и другое. “Статья 45 “Арест” вводится в действие с января 2017 года, но пока министерством на 2017 год поддержаны только расходы на разработку проекта по строительству трех арестных домов в Астане, Алматы и Шымкенте. До их строительства вынуждены будем использовать имеющиеся специальные приемники для административно арестованных, которые сейчас и без этого переполнены, не хватает койко-мест. Все они в довольно плачевном состоянии, главное - они не рассчитаны на длительное содержание. Многие из них расположены в подвальных помещениях, где условия содержания не соответствуют нормативам”, - поведал депутатам глава МВД на правительственном часе в мажилисе парламента.
Международные правозащитные организации неоднократно критиковали казахстанские спецучреждения за ужасные условия. Долгие годы эта проблема умалчивалась, и только теперь Министерство внутренних дел “заговорило”. Главный полицейский страны считает, что во всех регионах необходимо строительство специальных учреждений совершенно нового типа. Коллективная, отрядно-барачная форма содержания заключенных изжила себя, и, изучив международный опыт, МВД приступило к переходу на покамерное содержание. По планам ведомства, к 2016 году на покамерном содержании будут находиться более 8200 осужденных, или 18 процентов. Однако это требует огромных бюджетных затрат. Так, строительство одной такой колонии обходится госбюджету в 10-12 миллиардов тенге. Всего необходимо построить 25 колоний. “Поэтому мы считаем целесообразным строить колонии по принципу государственно-частного партнерства”, - заметил министр.
Депутаты, исходя из поступающих к ним жалоб, констатировали, что в системе УИС произошли изменения в лучшую сторону. Однако стало больше жалоб на то, как ведется следствие. “Из-за этого происходит разгул мошенничества, коррупционных схем, когда дела закрываются, документы теряются, экспертные заключения теряются”, - констатировала народная избранница Айгуль Соловьева.
Астана |