|
Ботагоз Омар
Нуриэль Рубини, которым фактически был предсказан кризис 2008 года, предупреждает, что если в нашей стране реально не начнут развиваться инновационные технологии, то мы можем столкнуться с так называемой “ловушкой среднего дохода”, или с “проклятием ресурсов”. Однако не менее опасный вызов кроется в слепом соблюдении рекомендаций американских экспертов
Если прежде, с 2003 по 2013 год, развивающиеся экономики росли очень быстро, то теперь рост замедлился даже в таких державах, как Китай и США. Что касается нашей страны, то основатель экспертного центра Roubini Global Economics профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини считает, что добиваться роста ВВП на уровне 5-10 процентов несложно даже на протяжении долгих лет. Особенно при наличии определенных макроэкономических условий, таких как рабочая сила, капитал, ресурсы.
“Однако когда вы достигли так называемого уровня среднего дохода в целом, это предполагает, что здесь уже на первое место выходят инновации и технологии. Более того, страны, которые имеют большое количество натуральных и естественных ресурсов, могут расти долгое время, но вы можете попасть в так называемое “проклятие ресурсов”, когда ни сервис, ни производство не развиваются и являются своего рода препятствием для роста просто потому, что можно продавать ресурсы”, - предостерег эксперт в ходе недавнего Форума трансформации, организованного ФНБ “Самрук-Казына”.
Нуриэль Рубини считает, что диверсифицировать экономику нашей страны позволят шесть ключевых вопросов. Во-первых, он советует инвестировать в человеческий капитал, повышая уровень образованности сотрудников, во-вторых, постепенно уходить от государственного капитализма, соблюдая баланс между государственным и частным секторами, в-третьих, развивать инновации, в-четвертых, соблюдать принципы открытой экономики для зарубежных инвестиций, в-пятых, вкладывать инвестиции в человеческий капитал как в промышленности, так и в госсекторе (этот пункт перекликается с первым), в-шестых, обеспечить инклюзивный рост, являющийся следствием высокого уровня потребления, что, в свою очередь, зависит от повышения качества в социодемографической ситуации.
“Вы можете уйти от “проклятия ресурсов”, я вижу это, и если все будет реализовываться в этом ключе, то вы сможете уйти от обеих этих ловушек в короткие сроки, в ближайшие 20-30 лет. И более того, я даже пророчу, если все будет происходить именно в таком ключе (при соблюдении вышеуказанных шести условий. - “НП”), будет очень хорошее развитие и действительно достижение всех целей, намеченных на этот период”, - отметил Нуриэль Рубини.
Однако все не так безоблачно, как кажется на первый взгляд.
Обратим внимание на то, что если эксперты такого уровня и дают свои советы, то за ними обязательно стоят чьи-то интересы. Возьмем хотя бы вопрос необходимости инвестирования в человеческий капитал, который предполагает обучение за рубежом, но никак не в Казахстане, недавно с гордостью объявившем о том, что ведущие вузы нашей страны заняли 300-ю и 400-ю строчки в мировом рейтинге лучших вузов мира.
Уход от государственного капитализма предполагает передачу в частный сектор “хлебных” организаций, которые могут принести их новым владельцам немало выгоды. Казахстанское правительство постепенно и идет к этому, что можно отследить на примере второй волны приватизации. При этом предприятия, которые теперь будут работать в конкурентной среде, будут открыты для иностранного капитала, что было бы невозможным при государственном участии. Может, поэтому г-н Рубини и акцентирует на этом внимание?
Учитывая, что в Казахстане развитие инноваций, как правило, сводится к трансферту зарубежных технологий, этот пункт также приносит американским компаниям немало привилегий: это и продажа франшизы, и поставка оборудования (или комплектующих), а следовательно - новые рынки сбыта.
Вкупе с “зеленым” коридором для иностранных инвесторов, который, собственно, и создается со времени обретения Казахстаном независимости (что сказывается на повышении рейтингов нашей страны в ежегодном исследовании Всемирного банка и ряда других авторитетных международных организаций), это позволяет зарубежному капиталу приходить на благодатную почву. Кстати, США являются одним из ведущих инвесторов в казахстанскую экономику (более 26 миллиардов долларов), в нашей стране действует более 300 совместных предприятий с американским участием, а по итогам 2013 года товарооборот вырос на девять процентов, составив 2,8 миллиарда американских долларов.
О шестом пункте и говорить не приходится. Бизнес всегда был заинтересован в повышении покупательской способности людей, неважно, в какой части света они находятся. Кстати, в этом плане привлекательность нашей страны растет. Если в июле этого года, по данным Агентства РК по статистике, средняя заработная плата в Казахстане составляла почти 126 тысяч тенге (693 доллара), то 12 лет назад она составляла 150 долларов (около 23 тысяч тенге по курсу 2002 года), рост - более чем на 400 процентов.
Астана |