|
Сагымбай Козыбаев
Қазақпын ғой
Коллега опаздывает на назначенную встречу. Жду долго у дома своего на улице, и позже выясняется: был он в ЦОНе, где менял вынужденно уже имеющийся заграничный паспорт.
Четырехлетний сын Мирас, из двух оставленных накануне по приезде из пограничной страны на столе паспортов - отца и матери, выбрал папин и чистую вначале его страницу, где указывается графа “национальность”, исчеркал капитально на века своими детскими каракулями. С таким уже паспортом, естественно, рискованно выезжать куда-либо.
Отец из происшествия уяснил для себя лишь один факт, а именно - испорченный свой паспорт, а не супруги. Малыш знал о неизменной снисходительности отца, который, любя, как бы все ему прощал, знал малыш и о большей строгости матери.
Любящая бабушка, оценив ситуацию, произнесла лишь: “Нечего где попало оставлять документы!”
При процедуре замены паспорта в ЦОНе спросили коллегу о его желании или нежелании указывать национальность. В американском паспорте словами “Соединенные Штаты Америки” как бы подчеркивается общая идентичность всех, вне зависимости от национальности. Русский, испанец, марокканец - неважно, ты американец.
“То есть можно и не указывать национальность?” - переспросил коллегу, так и не уяснив для себя варианты ответа на сей вроде необсуждаемый вопрос.
Не знаю, что и как, осмыслив каракули несмышленыша-малыша на графе “национальность” в забракованном им паспорте, усмотрел в этом некий патриотический символ: “Дяденьки и тетеньки, мен ћазаћпын, черт побери, ћазаћ!”
Вопросов нет, ибо устами младенца известно, что глаголет...
Звонок от Олжаса
Факультет журналистики КазГУ, некогда единственный в теперешнем Казахстане, оканчивали немало выпускников, впоследствии ставших знаменитостями. Одних талантливых писателей - целая армада. Анатолий Иванов, автор романов “Вечный зов” и “Тени исчезают в полдень”, Анатолий Ананьев, автор романа “Танки идут ромбом”, Ануар Алимжанов - классики советской литературы. Первые два к тому же Герои Социалистического Труда - самого высшего отличия Советского Союза.
Среди выпускников факультета есть и именитые спортсмены мирового масштаба. На память припоминаю Владимира Бакулина, борца классического стиля, серебряного призера Олимпийских игр в Мехико, Булата Асанова, чемпиона мира и Европы, гроссмейстера, сеньора-тренера ФИДЕ Дениса Урубко, четырехкратного обладателя приза “ Золотой ледоруб Азии”, единственного горовосходителя из СНГ, покорившего все 14 восьмитысячников мира, причем все без применения кислорода.
В один из дней раздается звонок. В трубке неповторимый бас Олжаса Сулейменова. “Слушай, у тебя учится Евгений Владимиров, он серьезный человек, чемпион мира среди молодежи, у него на носу международный турнир, ты, пожалуйста, помоги ему...”
Трубка отложена. Я в замешательстве. Декан факультета (в те годы более тысячи студентов контингента), а этого Владимирова видел лишь пару раз - у парня сплошные шахматные турниры по стране и миру. Фигаро здесь, Фигаро там. Уже известная личность на шахматной планете. Стал гроссмейстером.
А так, видимо, у знатного студента были “хвосты”. Преподавателям что, хоть ты трижды меченый, нет человека на занятиях и все дела, а на сессии все равны. А дальше, коль задолженность, непременно стоит вопрос об отчислении.
Декану - новая забота. Надо разбираться, а в данной ситуации - развести: Олжас Омарович ведь каждый день не звонит (если не ошибаюсь, он возглавлял тогда шахматную федерацию республики, в этом, очевидно, причина просьбы по телефону).
...Случаев подобных с порослью было немало. Вспоминать их - вспоминать каждый явно не вовремя появившийся седой волос. Стоит ли? У каждого преподавателя жизнь длиной в век.
Просто мысль о другом. Все мы были студентами. Бесшабашными. Не думают некоторые, что станут известными, а то и гениальными. А в студенческие годы, как правило, они “бездельники” (это обиходное теплое и нежное слово наставников, абсолютно безобидное). И учились они авось как. Но исключительные свой дар все же чувствовали. А вот опекали их другие, влиятельные лица. Помнят ли “виновники” времен былых эту опеку великих мира сего?
Жизнь, конечно, песчинка. Просеется в ладони меж пальцев. Лишь вспоминаются порой телефонные звонки и нерадивые питомцы.
Но знаю одно: оскудела бы земля без таких звонков и без таких “бездельников”...
Привычка
Привык к так называемым пятиминуткам погоды - дождь некоторое время, потом ясно и опять дождь. Было это давно - во времена армейской службы на Крайнем Севере и учебы потом в Ленинграде. Спустя годы в южном своем городе такое тоже происходит.
Такие перепады естественны. В жизни ведь то же самое в принципе: период сложности сменяется отрадой отдыха, молодость переходит на хвори со временем. Если перейти на другой уровень - и к богатству или бедности человек также привыкает.
Важно, чтобы одно состояние было недолгим. Должно быть и хорошего, и худого соразмерно. Иначе получается - ты пришел на этот свет обездоленным и обездоленным уходишь. Это обидно. Обидно и другое: благодаря состоятельным родителям, привыкнув к блеску злата, ненавидеть затем не столь успешно идущих рядом. Такие порядочными не становятся.
Всего в этой жизни наполовину. Эти два шайтана - мажор и минор - идут рядом. Привыкнув к радостям первого, надо не хулить горести второго. Все обойдется.
Суть оптимизма и проста, и мелкодождлива...
Обелиск
На каком-то почти необитаемом, но со сносным сервисом, с точки зрения однодневного пребывания, острове в море Флорес Малайского архипелага (представьте себе - более трех тысяч островов, добраться на некоторые из них с материка или с соседнего же острова сможешь, лишь наняв катер) я увидел необычный календарь. Это был вкопанный в землю круглый каменный обелиск с изображениями животных, солнца, луны и какими-то иероглифами. Летоисчисление, видимо, там когда-то вели по-своему, и если следовать ему, то и не поймешь, в каком веке и какого числа какого месяца ты ныне живешь, точнее, поймешь, но это будут другие цифры и понятия.
И вот почему. В мире существуют различные типы календарей. Есть изученные и не очень. Вот названия некоторых из них: юлианский, древнеегипетский, китайский, славянский (серпень), еврейский (нисан, главный месяц - март, он является первым месяцем библейского и седьмым гражданского года), рунический, индийский (с указанием нечистых дней), мусульманский, кельтский (новый год - 1 ноября), романский (год с января). А вот с календарями племени майя (помимо солнечного календаря они пользовались и двумя другими, состоящими из 260 и 584 дней), тибетцев (у них 30 дней в каждом месяце, которые не имеют названия, а лишь порядковые номера), японцев (с девиза очередного императора начиналось новое правление, а значит, и новый календарь) надо уметь разбираться.
Есть и традиционный календарь кочевого мира, коим по традиции пользуются и казахи. Это мљшел, 12-летний цикл жизни, где каждому году соответствует определенное животное, семь из которых домашние.
По казахскому календарю можно вычислить год и месяц событий времен ушедших, но все же это будет приблизительно. У наших дедов, а то и родителей, паспортные данные были неточными, а сами они определяли свой год рождения по животным, а месяц - по времени года согласно семейному преданию, а день оказывался символическим, наугад.
Вот поэтому факты исторических событий (даты жизни видных ханов, знаковых личностей, известных даже битв) так сильно разнятся в литературе и источниках. Даже годы рождения Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, других великих сыновей Степи до сих имеют расхождения.
Символы казахского года, скажем, мыши (тышћан), обезьяны (мешін, маймыл), џлу (улитка, дракон), доѓыз (кабан, свинья) и других надо соотносить с принятым ныне во всех странах мира григорианским календарем (кстати, он также имеет свои погрешности).
Знания тонкостей различных календарей мира - подспорье в выявлении истины. Рядом с нами живут и провидцы, обладающие этим даром. Им подвластна ушедших времен пыль. Путем детальных расспросов через гида монах крохотного буддийского храма в тот памятный день на острове точь-в-точь определил год и месяц моего рождения. И поздравил... с днем рождения, совпавшим как раз на этот день.
День тот пребывания на острове запал навечно в память.
А есть я рождением - месяца “рак” и года “обезьяна”, даже привычных домашних не удостоился. И видимо - останусь теми и далее.
О, мама...
Игры в веру
По “Евроньюс” сутками крутят жуткие кадры казни в Ираке очередного иностранца. До этого были обезглавлены американские журналисты Фоули и Сотлофф. На сей раз отрезали голову подданному Британии. В своей предсмертной речи он публично обвинил премьера-министра Дэвида Кэмерона и его предшественника Тони Блэра в потакании и развязывании американцами интервенции в Ираке и Сирии. Таинственного палача с ножом, облаченного в черный капюшон с вырезом лишь для глаз, вычисляют сейчас все разведки мира.
Исламистские группировки “Аль-Каида”, “Аш-Шабаб”, джихадисты и прочие боевики особой радости не вызывают, и отношение к ним в прогрессивном мире однозначное.
Но США в этой ситуации имеют двойные стандарты. С одной стороны, они как бы праведные, пушистые, выступая против боевиков, хотя вчера еще активно поддерживали их собратьев в других странах. И ребенку ясно, что американцы нынче в открытую занимаются переделом планеты. Ведут ее к третьей мировой войне. И начали они с “арабской весны”, с мусульманского мира. В огне и мятеже Ирак, Афганистан, Египет, Палестина, Ливия, Сирия, а теперь и Украина. На очереди Ливан, Иран, Пакистан, Йемен, Средняя Азия.
В тиши благополучных вашингтонских кабинетов зреют одни за другим новые проекты. Выработанным коварным методам раскола арабского сообщества не день и не месяц. Этот процесс резко ускорил распад Советского Союза.
Религиозные трения в различных частях света - благодатная почва для разжигания очередного кровавого конфликта, зачастую братоубийственного. Сама история это проходила не раз. Войны протестантов и католиков. Христиан и протестантов. Сегодня буддистов и мусульман. Христиан против христиан. Мусульман против мусульман.
Терроризм - явление, национальности не имеющее. Догмам и канонам ислама он чужд. Ислам - великую религию, специально подставляют под нож, сея сегодня рознь между двумя ее представителями - шиитами и суннитами.
Вот на арену выползло “Исламское государство”. Это некие осколки территории Ирака, Сирии, незримые нити ведут к землям Ирана, Ливана, Турции, Северного Кавказа, Средней Азии.
Что здесь непонятного? Это запрограммировано США. В угоду тугим кошелькам давно уже поощряются террористические акции, взращиваются радикально настроенные, и все это якобы совершается во имя ислама.
Главная ставка здесь на молодежь. Терроризм создают предпосылки, а они стары как мир. Это бедность, невежество, жажда власти мелких князьков. Незрелые молодые люди попадают под влияние различных политических сил экстремистского толка.
А истинный ислам, подчеркнем это еще раз, ничего с терроризмом не имеет общего, он проповедует терпимость, ненасилие, жертвенность и другие человеческие ценности, представители подлинного ислама давно уже осуждают противоправные действия боевиков, опекаемых теми же американцами в Сирии и на Украине.
Другой вопрос, и он сегодня актуален. Каноны и догмы ислама надо умеючи разъяснять, причем по каждой поднятой теме (а их десятки) необходима четкая и своевременная пропаганда.
А ее не было и нет! Скажите на милость, вы можете разобраться в основных направлениях ислама? Ведь среди шиитов были зайдиты, имамиты, исмаилиты, так называемые “крайние” (гулат). А у суннитов, к коим принадлежат мусульмане Казахстана - суфии и суфийские братства, асхаб ал-радис и т. д. Это некогда, а сегодня таких ответвлений множество, и это целая наука.
Расхождения среди мусульман были во все века, но эти расхождения, как правило, по частностям, таким как различное толкование религиозных вопросов, споры о природе Корана - сотворенности и его несотворенности, регулирование экономики в соответствии с предписаниями шариата, исламизация банковской системы, пересмотр религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни. Есть в исламе мусульманские традиционалисты и сторонники светских концепций.
Подскажите, а в какой религии нет подобных споров и расхождений? Но американцы “разжигают” эти несущественные страсти, превращая их в грязную полемику. И все это ради одной цели - сталкивания единоверцев в исламском мире в своих коварных целях.
На дворе ХХI век. И исламское учение, естественно, не стоит на месте. В политической борьбе широко используются новые лозунги. В шиитской среде возникло религиозно-политическое движение бабизм (Иран), в Северной Африке - движение самуситов. Особая тема - салафиты (пуристы, ваххабиты, джададисты). Появился тезис об исламском пути развития. В его основе - концепции “исламского правления”, “исламского социализма”.
Сегодня нужно разобраться и с понятием “исламское государство”. Трактуют его каждый на свой лад. Одни понимают исламское государство как воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в которой в той или иной форме сочетались бы светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписаниями шариата и т. д. В целом эта концепция для них представляет собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “ исламизация”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане - введение ушра и закята, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), так и “ снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность проявляют “Братья - мусульмане” (в ряде стран находящихся вне закона. - С. К).
А есть и другие точки зрения. Ясно одно: сегодня идет полномасштабный процесс расширения ислама. И Казахстан для проникновения этих новшеств - не исключение. Процесс этот нередко искусственно стимулируется “активной деятельностью” многочисленных миссионерских исламских центров.
Ислам - религия, вторая по численности - более миллиарда людей, 90 процентов из них сунниты. И распространен он повсеместно в 150 государствах. Религия, сыгравшая значительную роль в мировой цивилизации, оказывает и сегодня существенное влияние на все планетарные процессы.
Учитываются ли эти факторы в нашей отечественной пропаганде?!
Вроде появились мусульманские периодические издания, есть в Казахстане и телеканал “Асыл арна”. Но вряд ли лишь голой информацией и столь же голой экранизацией известных коранических “стихов” - аятов (их более шести тысяч) можно ограничиться.
Как бы потом не аукнулось...
Болдинская осень
Магжана
Я эту книгу прочитал за один присест. И вот почему: книга не о ком-либо, а о светиле национальной поэзии - Магжане Жумабаеве.
Есть книги, которые хочется перечитывать. Они словно напитаны свежим воздухом и согреты солнечными лучами, как чистый родник, дают душе живительную влагу. Секрет прост - в них мудрость жизни и кладезь знаний. Они выношены сердцем и абсолютно лишены претенциозности. Простая правда снисходит на тебя как данность, и ты становишься чуть добрее, утихает извечная суета. Ты мысленно стоишь перед поэтом из поэтов, как на исповеди, прикасаешься к его нежной и одновременно пламенной музыке стиха...
“По следам Магжана” - “Мағжан ізімен” - так назвал автор Кайролла Муканов свою книгу не случайно. Подняться до понимания поэта - большой труд, движение, даже подвижничество. По крупицам восстановить его путь, через тернии, ввысь - дорогого стоит. Радость от первых изданий стихов поэта, переизданий прозы, переводов, обнаружения архивных документов - сопереживание и вовлечение в поиск все новых последователей и единомышленников. Словом, колоссальный труд, чуткость, а увлеченности Кайролле Мукановичу не занимать (хотя по паспорту ему скоро исполнится 82!), дает право отнести его к когорте самых преданных Магжану биографов.
Выверенный стиль, ясно выраженная мысль, убедительные аргументы и доказательства снискали К.Муканову известность среди краеведов, литературоведов, исследователей истории и культуры Казахстана.
Эта книга - итог многих лет труда, поиска; это сейчас мы привычно говорим о лидерах “Алаш” и цитируем их. В недавние 80-е и 90-е трудно было найти томик Магжана, уточнить некоторые данные его биографии. Приходилось даже отстаивать и аргументировать, почему его имя должно украсить здание, где он трудился, и мемориальную доску на доме, где он жил с женой Зылихой, и установку скульптур в северном регионе. Поездки, сборы подписей под ходатайствами, мероприятия, - замысел книги Кайроллы Муканова рождался, по-видимому, еще тогда, в преодолении косности сограждан, на тернистом пути отстаивания истины.
Не берусь пересказывать содержание книги. Да это было бы нечестно по отношению к читателю, который откроет для себя любопытные страницы истории.
В книге есть эссе под названием “Болдинская осень” Магжана”, интересное для почитателей таланта поэта. В 1922 году Магжан Жумабаев по приглашению лидеров Совнаркома Туркестанской республики Турара Рыскулова и Султанбека Кожанова приехал в Ташкент. Магжан устроился преподавателем Казахско-киргизского института просвещения. Одновременно сотрудничал с газетой “Ак жол” и журналами “Сана”, “Шолпан”, публиковал в них свои стихи, рассказы и научные статьи. К этому периоду относятся туркестанский и сырдарьинский циклы его стихов. В них поэт воспевает старое доброе время, когда тюркские народы жили дружно, а Туркестан (в старину - Туран) был объединяющим центром. Туркестану Магжан и посвятил свое признание в любви, известное ныне во всем тюркском мире.
Магжан в Ташкенте писал рассказы и научные литературоведческие, исследовательские статьи. Большую ценность представляют его труды об Акане-сере, Базаре-жырау, об Абубакире Диваеве. Материал о жизни и творчестве знаменитого акына и певца Акана-сере он собрал еще летом 1922 года, находясь в командировке в Кокчетавском уезде с целью оказания помощи голодающим (в то время поэт работал заместителем председателя Акмолинского губернского комитета помгола).
В Ташкенте Магжан исследовал творения акына-импровизатора Базара-жырау. Он познакомился с известным собирателем фольклора, этнографом Абубакиром Диваевым, профессором Среднеазиатского университета (САГУ), преподававшим казахский фольклор. Магжан целиком окунулся в общественную работу. Так, в декабре 1922 года было организовано культурно-просветительское общество “Талап”, в деятельности которого наряду с М.Тынышпаевым, М.Ауэзовым, А.Диваевым активное участие принимал Магжан Жумабаев. Одновременно с этим вместе с Х.Досмухамедовым, М.Тынышбаевым, М.Есболовым, М.Ауэзовым поэт активно участвовал в работе учебной комиссии Наркомпроса Туркестанской республики. Поэт пробыл в Ташкенте около года: с ноября 1922-го по сентябрь 1923 года. За этот период им проделана колоссальная интеллектуальная научная и творческая работа. Автор книги Кайролла Муканов справедливо заключает: “Если проводить, пусть даже условную, аналогию, то этот период творческой жизни поэта по праву можно назвать “Болдинской осенью” Магжана”. С этим нельзя не согласиться - ведь затем последовал период мытарств поэта.
Кайролла Муканов приступил к написанию книги после тщательного изучения архивных документов. “По следам” Магжана ему довелось отыскать редчайшие свидетельства эпохи. Например, с болью читаешь сохранившееся в фонде губкома партии Северо-Казахстанского областного архива письмо за подписью заведующего “Кирлито” Кондратова Акмолинскому органу цензуры (гублито) от 11 марта 1925 года. В нем содержится директива: “По имеющимся сведениям в “Кирглавлите” по Акмолинской губернии имеется в обращении сборник стихотворений на казахском языке Магжана Жумабаева, издание “Туркгосиздата” от 1923 г. В отношении такого издания примите решительные меры по изъятию из обращения. Изъятые экземпляры храните до особого распоряжения”. На документе наложена резолюция агитпропотдела губкома партии: “Тов. Иванову. Для срочного исполнения. В первую очередь изъять в Кирпедтехникуме, средних школах, библиотеке”.
В это время Магжан перебрался в Москву, познает ширь русской словесности и поэзии, знакомится с Брюсовым, Мандельштамом. Его оценили по достоинству, и, несмотря на гонения, годы, проведенные в Москве, были для Магжана временем творческого роста. В этот период расширился его кругозор, появились друзья из среды известных русских поэтов и писателей того времени.
Весной 1927 года Магжан вернулся в Петропавловск. Впереди его ждали новые испытания. Автор заботливо собрал фотоснимки о достопримечательностях города, в котором поэт провел лучшие годы молодости, где встретил свою любовь, трудился и творил. Редкие изображения зданий, которых не пощадило время, виды мечетей начала 20 века перемежаются с памятниками поэту, установленными благодарными потомками.
Книга богато иллюстрирована фотоснимками самого Магжана, его близких, родственников, учителей. Редкие фото запечатлели кызылжарского имама, в медресе у которого учился будущий поэт, уфимских педагогов (Галимджан Ибрагимов и др.) и однокурсника башкира Сайфи Кудаша. Возлюбленные Магжана: Гульсим-сулу, Зылиха - в юном и почтенном возрасте... Руководители “Алаша”...
Ощущение словно эпоха проходит перед глазами - во время погружения в эту книгу, пронизанную искренней любовью и состраданием к Магжану-человеку и восхищением неординарным его талантом. Чего стоят комментарии к искрометным эпиграммам Магжана?!
“Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан - Шекспир, для русских - Пушкин”, - писал в свое время академик Алькей Маргулан.
Совершенно справедливо, добавлю лишь: никогда не поздно в очередной раз прикоснуться к наследию гения и рыцаря поэзии. |