ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев

Қазақпын ғой
Коллега опаздывает на назначенную встречу. Жду долго у дома своего на улице, и позже выясняется: был он в ЦОНе, где менял вынужденно уже имеющийся заграничный паспорт.
Четырехлетний сын Мирас, из двух оставленных накануне по приезде из пограничной страны на столе паспортов - отца и матери, выбрал папин и чистую вначале его страницу, где указывается графа “национальность”, исчеркал капитально на века своими детскими каракулями. С таким уже паспортом, естественно, рискованно выезжать куда-либо.
Отец из происшествия уяснил для себя лишь один факт, а именно - испорченный свой паспорт, а не супруги. Малыш знал о неизменной снисходительности отца, который, любя, как бы все ему прощал, знал малыш и о большей строгости матери.
Любящая бабушка, оценив ситуацию, произнесла лишь: “Нечего где попало оставлять документы!”
При процедуре замены паспорта в ЦОНе спросили коллегу о его желании или нежелании указывать национальность. В американском паспорте словами “Соединенные Штаты Америки” как бы подчеркивается общая идентичность всех, вне зависимости от национальности. Русский, испанец, марокканец - неважно, ты американец.
“То есть можно и не указывать национальность?” - переспросил коллегу, так и не уяснив для себя варианты ответа на сей вроде необсуждаемый вопрос.
Не знаю, что и как, осмыслив каракули несмышленыша-малыша на графе “национальность” в забракованном им паспорте, усмотрел в этом некий патриотический символ: “Дяденьки и тетеньки, мен ћазаћпын, черт побери, ћазаћ!”
Вопросов нет, ибо устами младенца известно, что глаголет...
alt
Звонок от Олжаса

Факультет журналистики КазГУ, некогда единственный в теперешнем Казахстане, оканчивали немало выпускников, впоследствии ставших знаменитостями. Одних талантливых писателей - целая армада. Анатолий Иванов, автор романов “Вечный зов” и “Тени исчезают в полдень”, Анатолий Ананьев, автор романа “Танки идут ромбом”, Ануар Алимжанов - классики советской литературы. Первые два к тому же Герои Социалистического Труда - самого высшего отличия Советского Союза.
Среди выпускников факультета есть и именитые спортсмены мирового масштаба. На память припоминаю Владимира Бакулина, борца классического стиля, серебряного призера Олимпийских игр в Мехико, Булата Асанова, чемпиона мира и Европы, гроссмейстера, сеньора-тренера ФИДЕ Дениса Урубко, четырехкратного обладателя приза “ Золотой ледоруб Азии”, единственного горовосходителя из СНГ, покорившего все 14 восьмитысячников мира, причем все без применения кислорода.
В один из дней раздается звонок. В трубке неповторимый бас Олжаса Сулейменова. “Слушай, у тебя учится Евгений Владимиров, он серьезный человек, чемпион мира среди молодежи, у него на носу международный турнир, ты, пожалуйста, помоги ему...”
Трубка отложена. Я в замешательстве. Декан факультета (в те годы более тысячи студентов контингента), а этого Владимирова видел лишь пару раз - у парня сплошные шахматные турниры по стране и миру. Фигаро здесь, Фигаро там. Уже известная личность на шахматной планете. Стал гроссмейстером.
А так, видимо, у знатного студента были “хвосты”. Преподавателям что, хоть ты трижды меченый, нет человека на занятиях и все дела, а на сессии все равны. А дальше, коль задолженность, непременно стоит вопрос об отчислении.
Декану - новая забота. Надо разбираться, а в данной ситуации - развести: Олжас Омарович ведь каждый день не звонит (если не ошибаюсь, он возглавлял тогда шахматную федерацию республики, в этом, очевидно, причина просьбы по телефону).
...Случаев подобных с порослью было немало. Вспоминать их - вспоминать каждый явно не вовремя появившийся седой волос. Стоит ли? У каждого преподавателя жизнь длиной в век.
Просто мысль о другом. Все мы были студентами. Бесшабашными. Не думают некоторые, что станут известными, а то и гениальными. А в студенческие годы, как правило, они “бездельники” (это обиходное теплое и нежное слово наставников, абсолютно безобидное). И учились они авось как. Но исключительные свой дар все же чувствовали. А вот опекали их другие, влиятельные лица. Помнят ли “виновники” времен былых эту опеку великих мира сего?
Жизнь, конечно, песчинка. Просеется в ладони меж пальцев. Лишь вспоминаются порой телефонные звонки и нерадивые питомцы.
Но знаю одно: оскудела бы земля без таких звонков и без таких “бездельников”...

Привычка
Привык к так называемым пятиминуткам погоды - дождь некоторое время, потом ясно и опять дождь. Было это давно - во времена армейской службы на Крайнем Севере и учебы потом в Ленинграде. Спустя годы в южном своем городе такое тоже происходит.
Такие перепады естественны. В жизни ведь то же самое в принципе: период сложности сменяется отрадой отдыха, молодость переходит на хвори со временем. Если перейти на другой уровень - и к богатству или бедности человек также привыкает.
Важно, чтобы одно состояние было недолгим. Должно быть и хорошего, и худого соразмерно. Иначе получается - ты пришел на этот свет обездоленным и обездоленным уходишь. Это обидно. Обидно и другое: благодаря состоятельным родителям, привыкнув к блеску злата, ненавидеть затем не столь успешно идущих рядом. Такие порядочными не становятся.
Всего в этой жизни наполовину. Эти два шайтана - мажор и минор - идут рядом. Привыкнув к радостям первого, надо не хулить горести второго. Все обойдется.
Суть оптимизма и проста, и мелкодождлива...

Обелиск
На каком-то почти необитаемом, но со сносным сервисом, с точки зрения однодневного пребывания, острове в море Флорес Малайского архипелага (представьте себе - более трех тысяч островов, добраться на некоторые из них с материка или с соседнего же острова сможешь, лишь наняв катер) я увидел необычный календарь. Это был вкопанный в землю круглый каменный обелиск с изображениями животных, солнца, луны и какими-то иероглифами. Летоисчисление, видимо, там когда-то вели по-своему, и если следовать ему, то и не поймешь, в каком веке и какого числа какого месяца ты ныне живешь, точнее, поймешь, но это будут другие цифры и понятия.
И вот почему. В мире существуют различные типы календарей. Есть изученные и не очень. Вот названия некоторых из них: юлианский, древнеегипетский, китайский, славянский (серпень), еврейский (нисан, главный месяц - март, он является первым месяцем библейского и седьмым гражданского года), рунический, индийский (с указанием нечистых дней), мусульманский, кельтский (новый год - 1 ноября), романский (год с января). А вот с календарями племени майя (помимо солнечного календаря они пользовались и двумя другими, состоящими из 260 и 584 дней), тибетцев (у них 30 дней в каждом месяце, которые не имеют названия, а лишь порядковые номера), японцев (с девиза очередного императора начиналось новое правление, а значит, и новый календарь) надо уметь разбираться.
Есть и традиционный календарь кочевого мира, коим по традиции пользуются и казахи. Это мљшел, 12-летний цикл жизни, где каждому году соответствует определенное животное, семь из которых домашние.
По казахскому календарю можно вычислить год и месяц событий времен ушедших, но все же это будет приблизительно. У наших дедов, а то и родителей, паспортные данные были неточными, а сами они определяли свой год рождения по животным, а месяц - по времени года согласно семейному преданию, а день оказывался символическим, наугад.
Вот поэтому факты исторических событий (даты жизни видных ханов, знаковых личностей, известных даже битв) так сильно разнятся в литературе и источниках. Даже годы рождения Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, других великих сыновей Степи до сих имеют расхождения.
Символы казахского года, скажем, мыши (тышћан), обезьяны (мешін, маймыл), џлу (улитка, дракон), доѓыз (кабан, свинья) и других надо соотносить с принятым ныне во всех странах мира григорианским календарем (кстати, он также имеет свои погрешности).
Знания тонкостей различных календарей мира - подспорье в выявлении истины. Рядом с нами живут и провидцы, обладающие этим даром. Им подвластна ушедших времен пыль. Путем детальных расспросов через гида монах крохотного буддийского храма в тот памятный день на острове точь-в-точь определил год и месяц моего рождения. И поздравил... с днем рождения, совпавшим как раз на этот день.
День тот пребывания на острове запал навечно в память.
А есть я рождением - месяца “рак” и года “обезьяна”, даже привычных домашних не удостоился. И видимо - останусь теми и далее.
О, мама...

Игры в веру
По “Евроньюс” сутками крутят жуткие кадры казни в Ираке очередного иностранца. До этого были обезглавлены американские журналисты Фоули и Сотлофф. На сей раз отрезали голову подданному Британии. В своей предсмертной речи он публично обвинил премьера-министра Дэвида Кэмерона и его предшественника Тони Блэра в потакании и развязывании американцами интервенции в Ираке и Сирии. Таинственного палача с ножом, облаченного в черный капюшон с вырезом лишь для глаз, вычисляют сейчас все разведки мира.
Исламистские группировки “Аль-Каида”, “Аш-Шабаб”, джихадисты и прочие боевики особой радости не вызывают, и отношение к ним в прогрессивном мире однозначное.
Но США в этой ситуации имеют двойные стандарты. С одной стороны, они как бы праведные, пушистые, выступая против боевиков, хотя вчера еще активно поддерживали их собратьев в других странах. И ребенку ясно, что американцы нынче в открытую занимаются переделом планеты. Ведут ее к третьей мировой войне. И начали они с “арабской весны”, с мусульманского мира. В огне и мятеже Ирак, Афганистан, Египет, Палестина, Ливия, Сирия, а теперь и Украина. На очереди Ливан, Иран, Пакистан, Йемен, Средняя Азия.
В тиши благополучных вашингтонских кабинетов зреют одни за другим новые проекты. Выработанным коварным методам раскола арабского сообщества не день и не месяц. Этот процесс резко ускорил распад Советского Союза.
Религиозные трения в различных частях света - благодатная почва для разжигания очередного кровавого конфликта, зачастую братоубийственного. Сама история это проходила не раз. Войны протестантов и католиков. Христиан и протестантов. Сегодня буддистов и мусульман. Христиан против христиан. Мусульман против мусульман.
Терроризм - явление, национальности не имеющее. Догмам и канонам ислама он чужд. Ислам - великую религию, специально подставляют под нож, сея сегодня рознь между двумя ее представителями - шиитами и суннитами.
Вот на арену выползло “Исламское государство”. Это некие осколки территории Ирака, Сирии, незримые нити ведут к землям Ирана, Ливана, Турции, Северного Кавказа, Средней Азии.
Что здесь непонятного? Это запрограммировано США. В угоду тугим кошелькам давно уже поощряются террористические акции, взращиваются радикально настроенные, и все это якобы совершается во имя ислама.
Главная ставка здесь на молодежь. Терроризм создают предпосылки, а они стары как мир. Это бедность, невежество, жажда власти мелких князьков. Незрелые молодые люди попадают под влияние различных политических сил экстремистского толка.
А истинный ислам, подчеркнем это еще раз, ничего с терроризмом не имеет общего, он проповедует терпимость, ненасилие, жертвенность и другие человеческие ценности, представители подлинного ислама давно уже осуждают противоправные действия боевиков, опекаемых теми же американцами в Сирии и на Украине.
Другой вопрос, и он сегодня актуален. Каноны и догмы ислама надо умеючи разъяснять, причем по каждой поднятой теме (а их десятки) необходима четкая и своевременная пропаганда.
А ее не было и нет! Скажите на милость, вы можете разобраться в основных направлениях ислама? Ведь среди шиитов были зайдиты, имамиты, исмаилиты, так называемые “крайние” (гулат). А у суннитов, к коим принадлежат мусульмане Казахстана - суфии и суфийские братства, асхаб ал-радис и т. д. Это некогда, а сегодня таких ответвлений множество, и это целая наука.
Расхождения среди мусульман были во все века, но эти расхождения, как правило, по частностям, таким как различное толкование религиозных вопросов, споры о природе Корана - сотворенности и его несотворенности, регулирование экономики в соответствии с предписаниями шариата, исламизация банковской системы, пересмотр религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни. Есть в исламе мусульманские традиционалисты и сторонники светских концепций.
Подскажите, а в какой религии нет подобных споров и расхождений? Но американцы “разжигают” эти несущественные страсти, превращая их в грязную полемику. И все это ради одной цели - сталкивания единоверцев в исламском мире в своих коварных целях.
На дворе ХХI век. И исламское учение, естественно, не стоит на месте. В политической борьбе широко используются новые лозунги. В шиитской среде возникло религиозно-политическое движение бабизм (Иран), в Северной Африке - движение самуситов. Особая тема - салафиты (пуристы, ваххабиты, джададисты). Появился тезис об исламском пути развития. В его основе - концепции “исламского правления”, “исламского социализма”.
Сегодня нужно разобраться и с понятием “исламское государство”. Трактуют его каждый на свой лад. Одни понимают исламское государство как воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в которой в той или иной форме сочетались бы светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписаниями шариата и т. д. В целом эта концепция для них представляет собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “ исламизация”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане - введение ушра и закята, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), так и “ снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность проявляют “Братья - мусульмане” (в ряде стран находящихся вне закона. - С. К).
А есть и другие точки зрения. Ясно одно: сегодня идет полномасштабный процесс расширения ислама. И Казахстан для проникновения этих новшеств - не исключение. Процесс этот нередко искусственно стимулируется “активной деятельностью” многочисленных миссионерских исламских центров.
Ислам - религия, вторая по численности - более миллиарда людей, 90 процентов из них сунниты. И распространен он повсеместно в 150 государствах. Религия, сыгравшая значительную роль в мировой цивилизации, оказывает и сегодня существенное влияние на все планетарные процессы.
Учитываются ли эти факторы в нашей отечественной пропаганде?!
Вроде появились мусульманские периодические издания, есть в Казахстане и телеканал “Асыл арна”. Но вряд ли лишь голой информацией и столь же голой экранизацией известных коранических “стихов” - аятов (их более шести тысяч) можно ограничиться.
Как бы потом не аукнулось...
 
Болдинская осень
Магжана

Я эту книгу прочитал за один присест. И вот почему: книга не о ком-либо, а о светиле национальной поэзии - Магжане Жумабаеве.
 Есть книги, которые хочется перечитывать. Они словно напитаны свежим воздухом и согреты солнечными лучами, как чистый родник, дают душе живительную влагу. Секрет прост - в них мудрость жизни и кладезь знаний. Они выношены сердцем и абсолютно лишены претенциозности. Простая правда снисходит на тебя как данность, и ты становишься чуть добрее, утихает извечная суета. Ты мысленно стоишь перед поэтом из поэтов, как на исповеди, прикасаешься к его нежной и одновременно пламенной музыке стиха...
“По следам Магжана” - “Мағжан ізімен” - так назвал автор Кайролла Муканов свою книгу не случайно. Подняться до понимания поэта - большой труд, движение, даже подвижничество. По крупицам восстановить его путь, через тернии, ввысь - дорогого стоит. Радость от первых изданий стихов поэта, переизданий прозы, переводов, обнаружения архивных документов - сопереживание и вовлечение в поиск все новых последователей и единомышленников. Словом, колоссальный труд, чуткость, а увлеченности Кайролле Мукановичу не занимать (хотя по паспорту ему скоро исполнится 82!), дает право отнести его к когорте самых преданных Магжану биографов.
Выверенный стиль, ясно выраженная мысль, убедительные аргументы и доказательства снискали К.Муканову известность среди краеведов, литературоведов, исследователей истории и культуры Казахстана.
Эта книга - итог многих лет труда, поиска; это сейчас мы привычно говорим о лидерах “Алаш” и цитируем их. В недавние 80-е и 90-е трудно было найти томик Магжана, уточнить некоторые данные его биографии. Приходилось даже отстаивать и аргументировать, почему его имя должно украсить здание, где он трудился, и мемориальную доску на доме, где он жил с женой Зылихой, и установку скульптур в северном регионе. Поездки, сборы подписей под ходатайствами, мероприятия, - замысел книги Кайроллы Муканова рождался, по-видимому, еще тогда, в преодолении косности сограждан, на тернистом пути отстаивания истины.
Не берусь пересказывать содержание книги. Да это было бы нечестно по отношению к читателю, который откроет для себя любопытные страницы истории.
В книге есть эссе под названием “Болдинская осень” Магжана”, интересное для почитателей таланта поэта. В 1922 году Магжан Жумабаев по приглашению лидеров Совнаркома Туркестанской республики Турара Рыскулова и Султанбека Кожанова приехал в Ташкент. Магжан устроился преподавателем Казахско-киргизского института просвещения. Одновременно сотрудничал с газетой “Ак жол” и журналами “Сана”, “Шолпан”, публиковал в них свои стихи, рассказы и научные статьи. К этому периоду относятся туркестанский и сырдарьинский циклы его стихов. В них поэт воспевает старое доброе время, когда тюркские народы жили дружно, а Туркестан (в старину - Туран) был объединяющим центром. Туркестану Магжан и посвятил свое признание в любви, известное ныне во всем тюркском мире.
Магжан в Ташкенте писал рассказы и научные литературоведческие, исследовательские статьи. Большую ценность представляют его труды об Акане-сере, Базаре-жырау, об Абубакире Диваеве. Материал о жизни и творчестве знаменитого акына и певца Акана-сере он собрал еще летом 1922 года, находясь в командировке в Кокчетавском уезде с целью оказания помощи голодающим (в то время поэт работал заместителем председателя Акмолинского губернского комитета помгола).
В Ташкенте Магжан исследовал творения акына-импровизатора Базара-жырау. Он познакомился с известным собирателем фольклора, этнографом Абубакиром Диваевым, профессором Среднеазиатского университета (САГУ), преподававшим казахский фольклор. Магжан целиком окунулся в общественную работу. Так, в декабре 1922 года было организовано культурно-просветительское общество “Талап”, в деятельности которого наряду с М.Тынышпаевым, М.Ауэзовым, А.Диваевым активное участие принимал Магжан Жумабаев. Одновременно с этим вместе с Х.Досмухамедовым, М.Тынышбаевым, М.Есболовым, М.Ауэзовым поэт активно участвовал в работе учебной комиссии Наркомпроса Туркестанской республики. Поэт пробыл в Ташкенте около года: с ноября 1922-го по сентябрь 1923 года. За этот период им проделана колоссальная интеллектуальная научная и творческая работа. Автор книги Кайролла Муканов справедливо заключает: “Если проводить, пусть даже условную, аналогию, то этот период творческой жизни поэта по праву можно назвать “Болдинской осенью” Магжана”. С этим нельзя не согласиться - ведь затем последовал период мытарств поэта.
Кайролла Муканов приступил к написанию книги после тщательного изучения архивных документов. “По следам” Магжана ему довелось отыскать редчайшие свидетельства эпохи. Например, с болью читаешь сохранившееся в фонде губкома партии Северо-Казахстанского областного архива письмо за подписью заведующего “Кирлито” Кондратова Акмолинскому органу цензуры (гублито) от 11 марта 1925 года. В нем содержится директива: “По имеющимся сведениям в “Кирглавлите” по Акмолинской губернии имеется в обращении сборник стихотворений на казахском языке Магжана Жумабаева, издание “Туркгосиздата” от 1923 г. В отношении такого издания примите решительные меры по изъятию из обращения. Изъятые экземпляры храните до особого распоряжения”. На документе наложена резолюция агитпропотдела губкома партии: “Тов. Иванову. Для срочного исполнения. В первую очередь изъять в Кирпедтехникуме, средних школах, библиотеке”.
В это время Магжан перебрался в Москву, познает ширь русской словесности и поэзии, знакомится с Брюсовым, Мандельштамом. Его оценили по достоинству, и, несмотря на гонения, годы, проведенные в Москве, были для Магжана временем творческого роста. В этот период расширился его кругозор, появились друзья из среды известных русских поэтов и писателей того времени.
Весной 1927 года Магжан вернулся в Петропавловск. Впереди его ждали новые испытания. Автор заботливо собрал фотоснимки о достопримечательностях города, в котором поэт провел лучшие годы молодости, где встретил свою любовь, трудился и творил. Редкие изображения зданий, которых не пощадило время, виды мечетей начала 20 века перемежаются с памятниками поэту, установленными благодарными потомками.
Книга богато иллюстрирована фотоснимками самого Магжана, его близких, родственников, учителей. Редкие фото запечатлели кызылжарского имама, в медресе у которого учился будущий поэт, уфимских педагогов (Галимджан Ибрагимов и др.) и однокурсника башкира Сайфи Кудаша. Возлюбленные Магжана: Гульсим-сулу, Зылиха - в юном и почтенном возрасте... Руководители “Алаша”...
Ощущение словно эпоха проходит перед глазами - во время погружения в эту книгу, пронизанную искренней любовью и состраданием к Магжану-человеку и восхищением неординарным его талантом. Чего стоят комментарии к искрометным эпиграммам Магжана?!
“Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан - Шекспир, для русских - Пушкин”, - писал в свое время академик Алькей Маргулан.
Совершенно справедливо, добавлю лишь: никогда не поздно в очередной раз прикоснуться к наследию гения и рыцаря поэзии.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение