|
Алла Иванилова
За последние пять лет в Казахстане на 10 процентов снизилось число наркозависимых. Определенную лепту в это внесла метадоновая терапия. Медики надеются, что в 2016 году такое лечение получит государственную поддержку
Недавно наша газета уже писала о заместительной терапии метадоном. Этот метод лечения наркомании начали использовать с середины 1960 годов, и сегодня он практикуется более чем в 80 странах мира. Казахстан “перешел” на метадон с 2008 года, и сегодня уже в пяти городах - Темиртау, Павлодаре, Семее, Усть-Каменогорске и Петропавловске - апробируется такой метод лечения наркозависимости, у которого немало сторонников и противников.
На этой неделе, выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций, директор Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании Алтынай Ескалиева сообщила, что в 2016 году Казахстан может принять полноценную госпрограмму по метадоновой терапии, или, как ее еще называют, программу опиоидной заместительной терапии (ОЗТ). “В перспективе в 2016 году, мы думаем, программа примет государственный характер. На сегодняшний день эффективность, необходимость в использовании данной заместительной, поддерживающей терапии для определенного круга наркозависимых лиц уже явная, и есть в этом необходимость”, - отметила Ескалиева. По ее словам, проведенные две экспертные оценки реализации терапии (последняя экспертная оценка международными экспертами Колумбийского университета в 2012 году) показали “положительные результаты, которые имеют место быть при реализации этой программы в нашей стране”. По информации центра, на 1 июня 2014 года опиоидную заместительную терапию получили 187 пациентов, из них 48 ВИЧ-позитивных. Всего за период с 2008 года программой охвачено 600 пациентов с зависимостью от опиоидов, что составило 2,4 процента от числа потребителей инъекционных наркотиков, состоящих на официальном учете на 1 января 2013 года. Всего 26 793 пациента.
Говоря о финансовой составляющей этой программы, нужно отметить, что метадоновая терапия - один из методов, который экономически выгоден для бюджета. Так, суточная доза метадона обходится в 180 тенге, а на месячный курс лечения одного наркозависимого тратится не более 6,5 тысячи тенге. При этом одна доза наркотика в день - это 2,5-3 тысячи тенге. Ежемесячные расходы наркомана могут достигать около 230 тысяч тенге. При этом лечение в наркологических организациях обойдется в более чем 100 тысяч тенге в месяц. Экономическую составляющую метадоновой программы можно было бы еще снизить, если бы препарат производился в Казахстане. Сейчас его закупают в Индии и в других странах. В свое время планировалось наладить производство метадона на отечественной фармацевтической компании “ХимФарм”, но эта инициатива так и не была реализована.
Метадон может “предотвратить” или, по крайней мере, снизить дальнейшее распространение опасных заболеваний, поскольку его употребляют в жидкой форме, в виде сиропа. По словам главы Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании, 60 процентов пациентов, употребляющих наркотики инъекционным путем, подвержены риску ВИЧ-инфицирования, у них сопутствующая туберкулезная инфекция, гепатиты В и С.
В целом, по словам специалистов, число наркозависимых в Казахстане за пять лет снизилось на 10 процентов. “Эта тенденция сохраняется в течение 6 месяцев 2014 года, на 6 процентов идет снижение количества лиц, состоящих на учете с наркотической зависимостью”, - констатировала директор Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании. Примечательно, что снижается количество наркозависимой молодежи, детей и женщин. К слову, сегодня на наркоучете в Казахстане состоит более 350 несовершеннолетних. Наркологи считают, что профилактика наркомании должна проводиться в школах. “Мы сейчас делаем акцент на правильном предоставлении информации детям. Разъяснительная работа в школах должна вестись правильно”, - считает Ескалиева.
Более полная картина причин наркомании в Казахстане будет известна в 2015-2016 годах. На это время запланировано эпидемиологическое и научное исследование.
Астана |