ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Черный бизнес на чистом Исследования

Алла Иванилова
Слово “халал” (от арабского al-halal - разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину. Сегодня халал-индустрия превратилась в одну из самых прибыльных и развивающихся во всем мире. Торговля “разрешенными” товарами составляет одну пятую мирового рынка продуктов питания, а потребителями являются почти 2 миллиарда человек по всему миру. В Казахстане ежегодно растет спрос на халал-продукцию, параллельно этому появляются и ее суррогаты

Согласно докладу консалтинговой компании AT Kearney, мусульманское население во всем мире составляет 1,56 миллиарда человек, 51 миллион из которых живут в Европе и 870 миллионов - в Азии. Большинство из них питаются в соответствии с законами своей веры, то есть покупают халал. Эта марка подтверждает, что продукты соответствуют канонам ислама и не содержат компонентов, запрещенных Богом к употреблению в пищу уверовавшему, например, свинины или крови. Забой скота должен осуществляться определенным образом в соответствии с нормами ислама. Обязательным требованием являются особые нормы использования и очистки оборудования, посуды и техники. В последние годы этот бренд активно используется в таких сферах, как пищевая промышленность, фармацевтика, косметология, образование, здравоохранение и сектор услуг. Передовые сторонники халал-индустрии уже разрабатывают бизнес-планы по производству автомобилей, мебели и бытовой техники. В конкурентной борьбе производители постоянно выводят на рынок все новые продукты и услуги. Фармацевтические компании уже начали продавать халал-витамины, в которых нет желатина или других животных кислот, запрещенных стандартом. Парфюмерные и косметические фирмы разрабатывают халал-косметику: крема в этом случае не содержат спирта, а губная помада производится без использования животного жира.
По оценкам экспертов, индустрия халал переживает времена подъема. Согласно данным Всемирного банка, этот рынок на сегодняшний день оценивается в 800 миллиардов долларов, а его ежегодный рост приближается к 25 процентам. По прогнозам International Halal Integrity Alliance, рост этой отрасли в течение следующих 10 лет составит 20 процентов. Пока пальма первенства в производстве товаров и услуг стандарта халал принадлежит исламским странам. Однако, по оценкам экспертов, “духовный бизнес” все активнее развивается в немусульманских государствах, в которых хорошо развиты глобальные дистрибьюторские каналы. Голландские власти из экономических соображений в крупнейшем порту Европы - Роттердаме - построили специальные склады для продуктов питания халал. Там созданы возможности для хранения импортируемых товаров отдельно от запрещенных компонентов. В Париже халал-рестораны становятся неотъемлемой частью кухни. В таких заведениях готовят блюда из “разрешенного” мяса и не используют животные жиры, а также не подают алкоголь. Годовой оборот европейского рынка продуктов питания халал сегодня оценивается в 50 миллиардов евро. По некоторым прогнозам, мусульманское население Старого Света удвоится в ближайшие 20 лет, что сделает эту нишу весьма привлекательной. Львиная доля объема мясной продукции, которую экспортируют Аргентина и Бразилия, идет под маркой “халал”. Большая часть куриного мяса поставляется в Саудовскую Аравию также из Бразилии, где производство по нормам этого стандарта поставлено на широкую ногу. Самым крупным в мире поставщиком баранины является Новая Зеландия.
Для производства халал-продуктов выработаны определенные стандарты. В частности, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FАО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты ряд технических норм и правил под общим названием “Кодекс Алиментариус”, определяющие требования к пищевым продуктам, в том числе и к их маркировке. Так, среди документов кодекса есть “Общие методические указания в отношении использования арабского термина “халал”. Казахстан является членом Международной комиссии “Кодекс Алиментариус”. Для универсализации процедуры надзора за рынком халал в 2009 году был создан Всемирный форум халал-продукции. В мусульманских странах подобная практика за несколько столетий отточена до совершенства. Но в государствах, где нормы шариата соблюдаются не строго, должны быть введены дополнительные механизмы отслеживания и контроля, так считают эксперты-маркетологи.
Согласно неофициальным данным, около 30 процентов пищевого рынка Казахстана представлено продуктами халал, основная доля которых приходится на мясо-колбасную продукцию. Но в последнее время охватывается все больше наименований. Уже есть халал-мед и халал-жвачка. В Астане и Алматы открылись детские сады, где кормят продукцией халал.
В преддверии проведения международной выставки ЭКСПО-2017 в Астане широко обсуждают тему развития халал-индустрии. В частности, предлагается, изучив мировой опыт, разработать закон “О маркировке продукции халал”, а также создать Агентство по развитию халал-индустрии в Казахстане. Кроме того, планируется создать в каждом районе Астаны специализированные магазины продажи халал-продукции, а также выделить отдельные места для реализации, соблюдая требования товарного соседства.
Отечественные производители халал-продукции, а их сегодня зарегистрировано около 600 (в 2005 году не насчитывалось и ста), должны придерживаться определенных стандартов. Изначально на базе республиканского религиозного объединения “Казахстанская ассоциация “Хаджи” был создан Технический комитет №57 по стандартизации халал-продукции. Им разработана система учета и контроля. Сегодня выдачу сертификатов и дальнейший контроль над производством осуществляет объединение юридических лиц “Ассоциация Халал Индустрия Казахстана”. Применяются стандарты Международного альянса единства халал (IHIA), которые являются мировым эталоном, 12 международных малазийских стандартов, а в 2013 году получено разрешение на использование трех стандартов Индонезии. В 2012 году подписан Меморандум о создании Евразийского союза стандартизации и сертификации халал о сотрудничестве и взаимопризнании деятельности между Казахстаном, Россией и Белоруссией.
Сертификат “Халал” выдается предприятиям на год и после тщательных проверок продлевается. В наличии у проверяющих тестеры, с помощью которых можно определить в любой продукции наличие человеческого, кошачьего, свиного и других “харамных” генов, сои, сухого молока. Стоит отметить, что в современный стандарт халал вошел запрет на генномодифицированные продукты.
Однако не все производители “чистой” продукции “чисты” на руку. Об этом в свое время говорили депутаты. Несколько лет назад мажилисмены поднимали эту тему, обнародовав данные экспертиз, в ходе которых было выявлено, что отдельные казахстанские производители продукции халал не соблюдают требования, начиная с момента забоя скота и заканчивая процессом приготовления. Используют сою, свинину и даже кошачье мясо. Тогда парламентарии предложили недобросовестных производителей лишать лицензии.
“Теневые игроки” наполняют прилавки товарами с альтернативными названиями, например, под маркой “мусульманский”. Как правило, эта продукция изготавливается по сомнительной технологии и не имеет сертификата. Настоящая халал-продукция, в частности, мясные и колбасные изделия, стоят недешево, это объясняется высокой долей ручного труда, особенно при забое скота. Ведь в мясе не должно быть остаточной крови, шлаков и канцерогенных веществ.
С призывом навести порядок в области стандартизации и сертификации этой продукции на рынке Казахстана к премьер-министру страны еще в 2011 году обращались сами производители, а также ее потребители и общественные организации. В своем письме они констатировали, что стандарт мусульманского качества халал находится в плачевном состоянии. Производители предложили создать департамент или комитет халал при правительстве либо при Агентстве по делам религии, а также выработать нормативно-техническую базу для проведения единой технической политики в этой области. Кроме того, для объективной и достоверной сертификации, по их мнению, необходимо создать орган сертификации и испытательной лаборатории системы халал. При этом испытание должно проводиться не только на физико-химические и микробиологические показатели, но и на генетически модифицированные источники (ГМИ).
Халал - выгодный бренд для бизнеса, который при умелом продвижении сулит много прибыли. Причем выгода обоюдная: потребители получают полезную для здоровья продукцию, а предприниматели - доход. Однако пока на рынке будут присутствовать “недобросовестные” производители, в выгодном положении будут они, и все будет сводиться к этикетке с надписью - “халал”. В такой жесткой борьбе истинные производители “разрешенной” продукции не выдерживают конкуренции, так как себестоимость суррогата значительно ниже. Поэтому необходимо внедрить такую систему, при которой подделка и продажа псевдохалала станет невозможной.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение