|
Алла Иванилова
Слово “халал” (от арабского al-halal - разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину. Сегодня халал-индустрия превратилась в одну из самых прибыльных и развивающихся во всем мире. Торговля “разрешенными” товарами составляет одну пятую мирового рынка продуктов питания, а потребителями являются почти 2 миллиарда человек по всему миру. В Казахстане ежегодно растет спрос на халал-продукцию, параллельно этому появляются и ее суррогаты
Согласно докладу консалтинговой компании AT Kearney, мусульманское население во всем мире составляет 1,56 миллиарда человек, 51 миллион из которых живут в Европе и 870 миллионов - в Азии. Большинство из них питаются в соответствии с законами своей веры, то есть покупают халал. Эта марка подтверждает, что продукты соответствуют канонам ислама и не содержат компонентов, запрещенных Богом к употреблению в пищу уверовавшему, например, свинины или крови. Забой скота должен осуществляться определенным образом в соответствии с нормами ислама. Обязательным требованием являются особые нормы использования и очистки оборудования, посуды и техники. В последние годы этот бренд активно используется в таких сферах, как пищевая промышленность, фармацевтика, косметология, образование, здравоохранение и сектор услуг. Передовые сторонники халал-индустрии уже разрабатывают бизнес-планы по производству автомобилей, мебели и бытовой техники. В конкурентной борьбе производители постоянно выводят на рынок все новые продукты и услуги. Фармацевтические компании уже начали продавать халал-витамины, в которых нет желатина или других животных кислот, запрещенных стандартом. Парфюмерные и косметические фирмы разрабатывают халал-косметику: крема в этом случае не содержат спирта, а губная помада производится без использования животного жира.
По оценкам экспертов, индустрия халал переживает времена подъема. Согласно данным Всемирного банка, этот рынок на сегодняшний день оценивается в 800 миллиардов долларов, а его ежегодный рост приближается к 25 процентам. По прогнозам International Halal Integrity Alliance, рост этой отрасли в течение следующих 10 лет составит 20 процентов. Пока пальма первенства в производстве товаров и услуг стандарта халал принадлежит исламским странам. Однако, по оценкам экспертов, “духовный бизнес” все активнее развивается в немусульманских государствах, в которых хорошо развиты глобальные дистрибьюторские каналы. Голландские власти из экономических соображений в крупнейшем порту Европы - Роттердаме - построили специальные склады для продуктов питания халал. Там созданы возможности для хранения импортируемых товаров отдельно от запрещенных компонентов. В Париже халал-рестораны становятся неотъемлемой частью кухни. В таких заведениях готовят блюда из “разрешенного” мяса и не используют животные жиры, а также не подают алкоголь. Годовой оборот европейского рынка продуктов питания халал сегодня оценивается в 50 миллиардов евро. По некоторым прогнозам, мусульманское население Старого Света удвоится в ближайшие 20 лет, что сделает эту нишу весьма привлекательной. Львиная доля объема мясной продукции, которую экспортируют Аргентина и Бразилия, идет под маркой “халал”. Большая часть куриного мяса поставляется в Саудовскую Аравию также из Бразилии, где производство по нормам этого стандарта поставлено на широкую ногу. Самым крупным в мире поставщиком баранины является Новая Зеландия.
Для производства халал-продуктов выработаны определенные стандарты. В частности, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FАО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты ряд технических норм и правил под общим названием “Кодекс Алиментариус”, определяющие требования к пищевым продуктам, в том числе и к их маркировке. Так, среди документов кодекса есть “Общие методические указания в отношении использования арабского термина “халал”. Казахстан является членом Международной комиссии “Кодекс Алиментариус”. Для универсализации процедуры надзора за рынком халал в 2009 году был создан Всемирный форум халал-продукции. В мусульманских странах подобная практика за несколько столетий отточена до совершенства. Но в государствах, где нормы шариата соблюдаются не строго, должны быть введены дополнительные механизмы отслеживания и контроля, так считают эксперты-маркетологи.
Согласно неофициальным данным, около 30 процентов пищевого рынка Казахстана представлено продуктами халал, основная доля которых приходится на мясо-колбасную продукцию. Но в последнее время охватывается все больше наименований. Уже есть халал-мед и халал-жвачка. В Астане и Алматы открылись детские сады, где кормят продукцией халал.
В преддверии проведения международной выставки ЭКСПО-2017 в Астане широко обсуждают тему развития халал-индустрии. В частности, предлагается, изучив мировой опыт, разработать закон “О маркировке продукции халал”, а также создать Агентство по развитию халал-индустрии в Казахстане. Кроме того, планируется создать в каждом районе Астаны специализированные магазины продажи халал-продукции, а также выделить отдельные места для реализации, соблюдая требования товарного соседства.
Отечественные производители халал-продукции, а их сегодня зарегистрировано около 600 (в 2005 году не насчитывалось и ста), должны придерживаться определенных стандартов. Изначально на базе республиканского религиозного объединения “Казахстанская ассоциация “Хаджи” был создан Технический комитет №57 по стандартизации халал-продукции. Им разработана система учета и контроля. Сегодня выдачу сертификатов и дальнейший контроль над производством осуществляет объединение юридических лиц “Ассоциация Халал Индустрия Казахстана”. Применяются стандарты Международного альянса единства халал (IHIA), которые являются мировым эталоном, 12 международных малазийских стандартов, а в 2013 году получено разрешение на использование трех стандартов Индонезии. В 2012 году подписан Меморандум о создании Евразийского союза стандартизации и сертификации халал о сотрудничестве и взаимопризнании деятельности между Казахстаном, Россией и Белоруссией.
Сертификат “Халал” выдается предприятиям на год и после тщательных проверок продлевается. В наличии у проверяющих тестеры, с помощью которых можно определить в любой продукции наличие человеческого, кошачьего, свиного и других “харамных” генов, сои, сухого молока. Стоит отметить, что в современный стандарт халал вошел запрет на генномодифицированные продукты.
Однако не все производители “чистой” продукции “чисты” на руку. Об этом в свое время говорили депутаты. Несколько лет назад мажилисмены поднимали эту тему, обнародовав данные экспертиз, в ходе которых было выявлено, что отдельные казахстанские производители продукции халал не соблюдают требования, начиная с момента забоя скота и заканчивая процессом приготовления. Используют сою, свинину и даже кошачье мясо. Тогда парламентарии предложили недобросовестных производителей лишать лицензии.
“Теневые игроки” наполняют прилавки товарами с альтернативными названиями, например, под маркой “мусульманский”. Как правило, эта продукция изготавливается по сомнительной технологии и не имеет сертификата. Настоящая халал-продукция, в частности, мясные и колбасные изделия, стоят недешево, это объясняется высокой долей ручного труда, особенно при забое скота. Ведь в мясе не должно быть остаточной крови, шлаков и канцерогенных веществ.
С призывом навести порядок в области стандартизации и сертификации этой продукции на рынке Казахстана к премьер-министру страны еще в 2011 году обращались сами производители, а также ее потребители и общественные организации. В своем письме они констатировали, что стандарт мусульманского качества халал находится в плачевном состоянии. Производители предложили создать департамент или комитет халал при правительстве либо при Агентстве по делам религии, а также выработать нормативно-техническую базу для проведения единой технической политики в этой области. Кроме того, для объективной и достоверной сертификации, по их мнению, необходимо создать орган сертификации и испытательной лаборатории системы халал. При этом испытание должно проводиться не только на физико-химические и микробиологические показатели, но и на генетически модифицированные источники (ГМИ).
Халал - выгодный бренд для бизнеса, который при умелом продвижении сулит много прибыли. Причем выгода обоюдная: потребители получают полезную для здоровья продукцию, а предприниматели - доход. Однако пока на рынке будут присутствовать “недобросовестные” производители, в выгодном положении будут они, и все будет сводиться к этикетке с надписью - “халал”. В такой жесткой борьбе истинные производители “разрешенной” продукции не выдерживают конкуренции, так как себестоимость суррогата значительно ниже. Поэтому необходимо внедрить такую систему, при которой подделка и продажа псевдохалала станет невозможной.
Астана |