|
Юлиана Жихорь
Чтобы сделать экономику эффективней, и нужна приватизация
Тихим ходом в стране стартовала вторая волна масштабной приватизации. Государство предлагает бизнесу купить почти 800 государственных предприятий, компаний, объектов, зданий. Впрочем, как предсказывают сами власти, из 782 организаций квазигосударственного сектора, скорее всего, не заинтересуют бизнес 380 субъектов
Масштабная приватизация - это не столько попытка, как у нас любят говорить, “распродать все народное в частные руки”, сколько стремление улучшить качество работы этого народного.
Любая приватизация дает три результата. Первый, хотя его, наверное, по степени важности стоит поставить в самый конец, - это доход в бюджет. Стоимость продаваемых в частную среду объектов хоть и велика (как-никак активы предприятий стоят денег), но бизнес оценивает не только наличие зданий, машин и тому подобной материальной базы, но перспективу. Кроме того, доход в бюджет может выражаться и в другом - в экономии для госбюджета. Содержание многих из продаваемых объектов обходится государству в кругленькую сумму. А судя по тому, что власти уже заявили, что 380 из выставляемых на приватизацию будут реорганизованы или ликвидированы (а каждый из них ежегодно “потребляет” миллионы бюджетных тенге на существование), экономия может выразиться в достаточно большом объеме средств.
Второй результат приватизации - трансформация собственности из государственной в частную, что, в свою очередь, приводит к развитию более эффективного частного сектора. Здесь основные опасения населения, которые периодически озвучиваются на самых разных уровнях, - собственно эффективность этого частного сектора. Мол, в 90-е годы все распродали, а развития так и не последовало.
Тогда умиравшие предприятия передавались фактически в “мертвую экономику”. Государство было больше нацелено на создание частной собственности в принципе, нежели на создание эффективного частного сектора. Разрушенные корпоративные (как внутри одной отрасли, так и межсекторальные, и межгосударственные экономически) связи, неналаженная система экономического взаимодействия, в принципе не понятно как развивающаяся экономика привели к разорению многих частных инициатив и, как следствие, приватизированных предприятий.
Сегодня ситуация в корне другая. Частный бизнес развивается в Казахстане семимильными шагами. Причем развивается он гораздо эффективнее, нежели государственное управление. И сегодня бизнес заплатит большие деньги за выкуп государственного актива, костьми ляжет, чтобы это предприятие работало. Государственный менеджер, увы, такой деловой хваткой не обладает. А потому можно весьма часто услышать от экономических чиновников о перманентном увеличении уставных капиталов, безвозмездной передаче тому или иному предприятию средств на реализацию того или иного проекта (в то время как бизнес такой привилегией не обладает и идет за кредитом в банк, развивая попутно банковскую систему страны), а то и вообще о выделении “финансовой помощи” медленно умирающему предприятию.
Отсюда возникает другая проблема государства, с которой тоже весьма эффективно борется приватизация, - коррупция. Она неизбежно рождается там, где деньги соприкасаются с государством.
Кажется, логика понятна. Но вот что интересно, если на государственном уровне есть позиция, что надо дать бизнесу сделать работу лучше, чем делает государство (при этом в Астане нацелены оставить за государством только функцию предоставления исключительно государственных услуг, отдав в бизнес-среду все непрофильные виды деятельности), то на местах региональные акимы иной раз против этого подхода.
В целом на приватизацию в Казахстане в ближайшие пару лет определены 782 объекта. Из них по республиканской собственности - 29 организаций и три объекта, по коммунальной собственности - 416 организаций. По национальным холдингам и компаниям в конкурентную среду передают 337 активов, в том числе по Фонду “Самрук-Казына” - 106 активов, по холдингу “Байтерек” - 15, “КазАгро” - 32, “Парасат” - восемь, “Зерде” - два, СПК - 174 организации.
В Комиссии по приватизации включены представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана и НДП “Нур Отан”, которые, со своей стороны, следят за обеспечением прозрачности процесса оценки первоначальной, стартовой стоимости объектов, выходящих на аукцион.
К слову, на единой электронной торговой площадке (она расположена на сайте gosreestr.kz) размещается подробная информация о продаваемых объектах, включая отчет об оценке финансового состояния объекта.
На 2014 год запланирована реализация 278 объектов, из них 19 - по республиканской собственности, 109 - по коммунальной, 75 - по СПК, 75 - по холдингам.
Астана |