|
Алан Байтенов
На прошлой неделе опубликован официальный рейтинг ООН по уровню развития электронного правительства. Согласно отчетам, мы уверенно движемся вперед - в 2008 году Казахстан занимал 81-е место, в 2012 - 38-е и вот теперь - 28-е место.
Но все ли так хорошо, как кажется на первый взгляд? Скажем сразу, автору статьи пришлось на своем опыте убедиться - работа портала электронного правительства (точнее сервисы), а также процесс получения ЭЦП все еще далеки от идеала, о котором нам постоянно рассказывают организаторы проекта. Отчего возникает законный вопрос - если мы с таким положением дел обошли более 160 стран (в рейтинге участвуют 193 страны), то неужели все так плохо у тех, кто оказался за нашей спиной?
Эксперты ОНН, это говорится в официальном отчете, оценивают три наиболее важных аспекта развития электронного правительства: “широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала”. Что, по мнению нашего эксперта Михаила Тюнина, директора Фонда “Информационная инициатива”, не совсем точно. К слову, организация в том числе специализируется на проектах, связанных с обеспечением доступа граждан к информации и услугам электронного правительства. “Мы (Казахстан. - “НП”) вообще по индексу электронного участия в рейтинге ООН были на втором месте. Но как выставляется этот рейтинг? Он определяется по наличию сервисов обратной связи, а не по качеству их работы. Сервисы обратной связи по работе с населением - они есть. Поставили галочку. А вот как они работают на самом деле?” - объясняет Михаил Тюнин. И продолжая свою мысль, рассказывает - электронное правительство сегодня больше необходимо самим чиновникам, а не гражданам Казахстана. Мол, так работать проще. Но обо все по порядку.
За ЭЦП - ногами
Услышав про новую услугу электронного правительства - “доверенность на вождение автомобиля, не отходя от компьютера”, автор этого материала тут же решил проверить - как это работает. Услуга, скажу честно, с первого взгляда, очень приятная - ни выезда к нотариусу, ни на сверку в УДП. И при этом все бесплатно. Авторизовавшись на сайте, я без труда (и это действительно правда) смог полностью подготовить всю информацию - кто и кому выдает доверенность. На это ушло не более 5 минут. Но вот последний пункт - все это необходимо подписать своей электронно-цифровой подписью. Как выяснилось, она просрочена - по порядку, ее необходимо обновлять каждый год. Да, конечно, если ты не пропустил момент истечения срока годности, ты можешь это сделать почти сразу же. А так - необходимо пройти всю операцию с самого начала: заполнить форму и все равно найти время, для того чтобы заехать в ЦОН и отдать заявление специалистам. При этом, конечно же, выбрать время и отстоять, пусть и не большую, но очередь.
Пусть так. Тем более, что подобный механизм создан специально для безопасности - государственные служащие должны убедиться, что вы - это именно вы. Вопрос здесь в другом - для того, чтобы получить это заявление, действительно надо обладать серьезными навыками общения с компьютером. Сначала необходимо скачать инструкцию на 16 листах. Далее обновить пакет специальных программ, пройти все пункты установки и только после этого, конечно же, если повезет и система в этот день будет не сильно загружена, наконец получить ту самую форму. Скажу сразу, сделать мне это так и не удалось - потратив более 3 часов, я так и не получил необходимого результата. Ну что же, наверное, это только у меня, наверное, это только я такой нетерпеливый. Остается один вариант - ЦОН. Там, безусловно, все сделают за тебя. Но ждать, по закону, надо около 2 дней. В этом, наверное, и есть главная причина столь низкой популярности сервисов электронного правительства - за эти два дня я успею решить все интересующие вопросы. А потом уже и расхочу получать ЭЦП. В конечном итоге так и случилось - пришлось сделать все по-простому - заехать к нотариусу, а потом на сверку. Немного дороже, но гораздо проще.
Это понимают и в государственных структурах - в некоторых ЗАГСах города Алматы, по всей видимости, для того, чтобы повысить популярность сервиса, желающих зарегистрировать свой брак вынуждают пользоваться именно электронным вариантом услуги подачи заявления о бракосочетании. Естественно, без ЭЦП это невозможно. Впрочем, если вспомнить законы и указать на свое право подать заявления “по-старому”, тебе могут пойти на уступки. Так намного проще - всего пара “бумажных” документов и 10 минут времени.
Мнение эксперта
Между тем у проекта электронного правительства не только проблемы с легкостью получения и использования ЭЦП. Здесь все намного серьезнее - электронные услуги системы интересны лишь по отдельности. Отчего работают разрозненно и смазывают все впечатление. Подробнее об этом в разговоре с Михаилом Тюниным.
- Понимаете, у нас большая часть услуг, которые можно получить с помощью электронного правительства и ЭЦП, не настолько важны, чтобы человек потратил свое время, пошел в ЦОН, отстоял очередь, получил подпись и потом пользовался всеми доступными услугами. Почему? Давайте посмотрим, сколько времени мы тратим на этот процесс? Пойти в ЦОН взять ЭЦП, пойти в магазин и купить специальный картридер, если код записан на чип удостоверения личности. А какие услуги вы получите? Ну, допустим, доверенность. Давайте посмотрим - как часто в этом есть необходимость? Или адресная справка - как часто вам нужна эта справка? Допустим раз в год. Или сколько раз за всю жизнь вам может понадобиться справка о наличии или отсутствии судимости? Поэтому моя принципиальная позиция заключается в том, что у нас нет такого количества государственных услуг, с помощью которых обычный человек на самом деле облегчал бы себе жизнь - ускорял процессы. Все это полумеры.
В то же время электронные справки - это нонсенс. По идее, за ними человек не должен ходить - он обращается в госорган и любой госорган должен иметь доступ к базам данных и не дергать человека. Ведь подумать только - сколько можно было бы сэкономить бумаги и времени! Пока, и я говорю об этом уже на протяжении 5 лет, электронное правительство само по себе, а граждане сами по себе. Да, конечно, есть некоторые услуги, и они интересны. Но каждая в отдельности. А так чтобы действительно электронное правительство облегчало жизнь - я пока этого не вижу.
- Можно ли сказать, что с 2011 года, когда мы первый раз обсуждали положение дел с системой, ничего серьезного в работе электронного правительства не изменилось?
- Серьезных изменений нет. Это можно видеть по работе с теми же ЦОНами или другими госорганами. Ключевой момент - человек должен предъявить свое удостоверение личности, где обозначен ИИН, и больше он не должен ничего. А у нас, и это происходит до сих пор, ты обязан принести массу копий документов. Хотя необходимости в этом нет - нормы в стандартах оказания услуг отсутствуют. К примеру, я не так давно получал справку об отсутствии судимости в прокуратуре. У меня потребовали документы, которых нет в стандарте оказания услуг. Когда я обратил на это внимание исполнителя, он не изменил свою точку зрения. Мне даже пришлось поднять соответствующий стандарт и указать на конкретные пункты. Но даже после этого никто не признал, что требование дополнительных документов является нарушением закона. Они тут же начали выкручиваться - мол, все делается только для вас, чтобы вам было удобнее. Постойте, то есть у нас нарушается закон только в интересах потребителя услуги, то есть гражданина?! Это же происходит и в ЦОНах - там также очень часто просят лишние документы. Оказывается, с них требует эти документы тот госорган, который в конечном итоге оказывает услугу. К примеру, Министерство юстиции. А им так удобнее. Почему? Мол, часто базы данных не работают, поэтому вынуждены работать с копиями... Вообще архитектура системы электронного правительства продумана замечательно и идеи заложены верные. А вот реализация - хромает.
- И все же - как вы видите возможность привлечения все большего числа пользователей электронными государственными услугами? К примеру, с позиции упрощения процедуры получения ЭЦП?
- Да, может быть, с точки зрения специалистов, технарей, процесс получения ЭЦП и работа самой системы идеальны и просты, однако для большинства на самом деле сложно. И в будущем, скорее всего, этот момент все же доработают. Между тем один пункт - получение ЭЦП в ЦОНе - должен остаться. Я убежден - при получении ЭЦП все же необходимо убедиться, что человек, который получает подпись, является тем, за кого себя выдает.
Но все же - сегодня необходимо полностью отменить все электронные справки. То есть человек должен лишь предъявить ИИН, а система должна сделать все сама. И пока этого не сделают, реальной отдачи от проекта электронного правительства мы не увидим.
И еще один момент - ключевой. Оплата с помощью платежного шлюза электронного правительства. По моему глубочайшему убеждению, транзакции через платежный шлюз портала электронного правительства должны стоить копейки. Ни 1 и даже не 0,5 процента, а всего лишь сотые. Вот тогда можно будет заинтересовать пользователя - мотивировать его рублем. Многие из нас имеют платежные карты. А у системы есть услуга оплаты коммунальных услуг. Ну что же - сделайте так, чтобы оплата таким образом была гораздо дешевле похода в банк.
Совсем недавно я увидел подобное сообщение, мол, “Казахстан будет наставником по развитию электронного правительства. Что, честно говоря, у меня вызвало улыбку... Нам учить кого-то электронному правительству, мягко говоря, рано. Для начала необходимо суметь увидеть в людях главное - потребителей услуг.
Закончить этот материал мы бы хотели следующим. В Казахстане идея создания электронного правительства активно обсуждалась с начала 2000-х годов. В 2004 году появился документ, в котором была сформирована концепция создания и развития этого проекта. Если коротко, то становление электронного правительства было разделено на несколько этапов: информационный, интерактивный, транзакционный и переход к информационному обществу. Сначала были созданы информационные системы и интернет-ресурсы госорганов, которые соединены в единую транспортную среду, собраны государственные базы данных по физическим и юридическим лицам, недвижимости и адресный регистр. Далее последовал этап создания системы единого цифрового документооборота между госорганами. Ну и для того, чтобы граждане могли “общаться” в режиме онлайн с органами исполнительной власти, создавались соответствующие ресурсы: портал е-правительства и платежный шлюз. Из этого запустили все. А вот на деле проект оказался не столь популярен - “бумага и ноги” все еще надежнее и быстрее. |