Алла Иванилова
По уровню доходов торговля людьми находится на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. Этот нелегальный бизнес процветает не только за рубежом, но и в нашей стране, причем с присущими национальными особенностями
Современная работорговля приобретает все большие глобальные масштабы. Прибыль от этой преступной деятельности, по разным оценкам, достигает от 8 до 10 миллиардов долларов в год. Но реально оценить объемы крайне сложно, в первую очередь в силу того, что торговля людьми имеет скрытый характер, различные механизмы и множество форм. Официальные данные отражают только “верхушку айсберга”.
Большинство жертв не обращаются за помощью в органы правопорядка из-за страха возможного наказания или просто потому, что не имеют возможности сделать это. Однако, по самым минимальным оценкам Международной организации труда, каждый год около 2,5 миллиона человек в мире становятся жертвами торговли людьми.
В процентном соотношении самую многочисленную категорию жертв составляют женщины и дети, которые подвергаются не только сексуальной эксплуатации, но и рабскому труду в сельском хозяйстве.
Географическое расположение Казахстана, наличие развитой сети транспортных коммуникаций, экономический рост делают нашу республику удобной территорией для транзита “живого товара” и привлекательным пунктом для трудовых мигрантов. Безвизовый режим с соседними государствами облегчает передвижение больших потоков мигрантов.
Граждане соседних республик, прежде всего Узбекистана (большинство), Кыргызстана и Таджикистана, становятся жертвами торговли людьми в Казахстане. Известны случаи их эксплуатации на табачных плантациях, в сельском хозяйстве, строительстве или в сфере интим-услуг.
Основными странами назначения для казахстанцев, ставших “рабами” за границей, по сей день остаются Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Россия. Зачастую оттуда вызволяют из плена молодых девушек от 18 до 25, которых заставляли заниматься проституцией.
Эксперты Международной организации по миграции констатируют, что в последние годы наметилась тенденция, когда казахстанцев не вывозят за рубеж, а продают внутри страны, что объясняется безработицей и увеличением миграционных потоков из сельских регионов в крупные города.
Города, в которых развит “рабовладельческий строй”, - Астана, Алматы, южные и западные регионы. В большинстве случаев люди по своей воле - правовой неграмотности, неосведомленности и халатности - становятся “рабами”.
В системе органов внутренних дел действует специализированное подразделение по борьбе с торговлей людьми. Начиная с 2004 и по 2013 год в стране по статье “Торговля людьми” возбудили 185 дел. За этот же период правоохранительными органами выявлено 569 жертв торговли людьми.
Однако суровое наказание не останавливает работорговцев. К тому же полицейским не всегда удается доказать факт торговли людьми и довести уголовное дело до конца. Эти преступления носят латентный характер, что затрудняет их выявление. Зачастую они скрываются за другими менее опасными видами деяний, такими, как занятие проституцией и нелегальная миграция.
Помощь жертвам торговли людьми оказывают и международные организации в Казахстане. В 2002 году в Казахстане запустили программу Международной организации по миграции (МОМ).
Миссия МОМ помогает тем, кто попал в рабство, вернуться на родину, предоставляет юридическую, психологическую и медицинскую помощь, а также возможность профессионального обучения. На юге и на севере страны работают два специализированных приюта. За период 2002 - 2014 годов международная организация в Казахстане оказала помощь 1036 жертвам торговли людьми.
Порой кажется, что казахстанские чиновники по отношению к этой проблеме руководствуются принципом: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
В стране до сих пор не разработаны стандарты оказания социальных услуг жертвам торговли людьми. Зачастую представители правоохранительных органов и общественность считают: раз они сами по своей глупости попали в такую историю, пусть теперь и “расхлебывают”. Именно такой подход на руку современным работорговцам.
Астана |