|
Ольга Шишанова
В помощь пяти туристским кластерам, которые должны быть реализованы к выставке “Астана ЭКСПО-2017”, глава ведомства индустрии и новых технологий РК, заместитель премьер-министра РК Асет Исекешев предложил новинку сезона - три сценария развития отрасли, причем выбор должны сделать сами казахстанцы
Сценарий первый - пессимистичный, который, если и будет развиваться, то без поддержки государства. В рамках этого сценария предполагается, что частных инвестиций к 2020 году удастся привлечь на уровне примерно двух миллиардов долларов, туризм составит один процент ВВП, рабочих мест будет создано от силы 50-60 тысяч. Второй вариант, по мнению Исекешева, может стать наиболее реальным, но “если будут инвестиции в инфраструктуру через ГЧП и поддержка государства”. В этом случае частных инвестиций ожидается около четырех с половиной миллиардов долларов, а доля туризма в ВВП вырастет до полутора процентов, добавив где-то 150-170 тысяч новых рабочих мест. Предлагает заместитель премьер-министра и третий сценарий - оптимистичный, к которому “мы будем стремиться”. Это частные инвестиции на уровне шести миллиардов долларов, доля туризма в ВВП - три процента и около 300 тысяч новых рабочих мест. Но этот вариант “потребует решительной перестройки и поддержки со стороны государства и, конечно, финансирования”.
Между тем сегодня, по данным МИНТ РК, туризму как отрасли в Казахстане живется совсем не плохо - сектор “развивается достаточно динамично”. Однако, что стоит за этой динамикой, трудно отследить, поскольку извечные проблемы - отсутствие инфраструктуры, завышенные цены на билеты по всем направлениям, несоответствие цены качеству предоставляемых услуг, безопасность, а для иностранных граждан еще и головная боль при оформлении визы - повторяются, несмотря на заверения из года в год с завидным постоянством. Более того, в проект второго этапа индустриализации на 2015-2019 годы туристская отрасль даже не включена.
И непонятно, что за этим стоит - то ли потолок исчерпанных возможностей (что весьма и весьма сомнительно при неиспользованных и в какой-то мере еще даже непочатых ресурсах отрасли), то ли остаточный принцип, хотя в отношении финансирования туризма, особенно в преддверии ЭКСПО, с этим вряд ли можно согласиться.
Между тем, несмотря на то, что доля мирового туризма сегодня составляет девять процентов ВВП, Казахстан, имея показатель в 0,3 процента ВВП, с 2011 года продвинулся в сфере развития туристской отрасли только на пять позиций среди 140 стран мира, заняв лишь 88-е место. А ведь при правильном развитии туристский сектор может положительно влиять на динамику еще 32 отраслей, не забывая об имиджевой характеристике страны с богатыми природными ресурсами, но резким перепадом климатических условий, с уникальными национальными традициями, но с неразвитыми курортными зонами.
Однако, о чем тут можно говорить, если даже туроператоры не имеют конкретного представления о том, какой вид туризма необходимо развивать, а мажилисмены обвиняют СМИ в тиражировании рекламы зарубежных курортов.
Между тем за последние два года нельзя сказать, что Комитет по туризму МИНТ РК испытывал сильную потребность делиться с журналистами достижениями отечественного туризма, ставя средства массовой информации в известность лишь о зарубежных поездках сотрудников Комитета, и то постфактум. Если бы не Астанинский экономический форум, в рамках которого рассмотрели некоторые вопросы туристского сектора республики, в том числе о будущем Шелкового пути, можно было бы сказать, что привлечение СМИ к пропаганде отечественных туристических ценностей у туристского ведомства в планах вообще не значится.
Астана |