|
Константин Маскаев
С прошлого года в Казахстане два важнейших религиозных праздника - Курбан-айт и Рождество Христово - стали выходными днями. Почитание и уважение к этим дням закреплено на государственном уровне. И, по-видимому, на столь же высоком уровне следует заниматься духовным возрождением общества и воспитанием подрастающего поколения, считает ректор мусульманского университета “Руханият”, советник председателя движения “АК ОРДА”, профессор Мурат кажы МЫНБАЕВ, с которым мы побеседовали накануне праздника
- Мурат кажы, напомните читателям о значении праздника Курбан-айт, его истории, философии и важности для мусульманского мира.
- Пользуясь случаем, я поздравляю всех мусульман Казахстана с праздником “Курбан-айт”, который в этом году выпал на 20-22 декабря. Это главный великий праздник мусульман, он олицетворяет вершину общечеловеческой гуманистической традиции и знаменует высокие созидательные идеалы ислама.
История праздника восходит к библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исмаила в жертву Богу. За преданность и добродетель Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение жертвы - барашком. Этот праздник также является частью мусульманского обычая - паломничества в Мекку.
Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте принести в жертву животное. Поэтому каноны Ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.
Согласно традиции, один человек приносит в жертву одну овцу, а группа от одного до семи человек - одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота. Животные, приносимые в жертву, должны быть здоровыми и не иметь изъянов. Мясо животного делят на три части: две части раздают бедным, сиротам, малоимущим, а третью мусульманин оставляет себе. Но может отдать и все малоимущим, по шариату это даже лучше.
Приносимая жертва не только способствует духовному очищению, но и обеспечивает пропитание бедной части мусульманской общины. Этот праздник олицетворяет заботу о ближних и сострадание к нуждам. Во время праздника навещают родителей, старших и больных, поминают усопших.
- Вы являетесь советником председателя республиканского движения “Ак Орда” Кайрата Сатыбалды. Какова основная идеология и цель вашего движения?
- Стержнем идеологии республиканского движения “Ак Орда” является гражданский мир и межнациональное согласие, равенство прав людей всех национальностей и консолидация казахстанского общества. Идеология движения опирается на идею межнационального единства как исходного посыла государственности.
Мы сторонники такого открытого общества, где к каждому человеку проявляется уважение, где нет места понятиям “нестабильность”, “экстремизм”. Мы поставили себе цель - превратить Казахстан в страну с высокой культурой труда, стандартов жизни и безопасности, опираясь на принципы наших предков - принципы открытости, межконфессионального согласия, гостеприимства. Мы не сторонники изоляции, мы сторонники контакта.
Но мы также не можем пройти и мимо других тревожных вопросов, таких, как проблемы в молодежной среде. По данным Министерства здравоохранения, в Казахстане производится свыше ста тысяч абортов в год, 45 процентов из них приходится на так называемые “свободные отношения” вне брака, а 30 процентов составляют девочки-подростки. За последние пять лет на 30 процентов выросло число наркоманов.
Причины мы привыкли находить в неблагополучной социальной ситуации, бедности, других факторах. В действительности же, на мой взгляд, главная причина заключена в самом человеке. Мы ищем опасность вокруг себя, в то время как главная опасность - внутри нас. Корень этой опасности - в таких идеях, словах и поведении, которые проистекают от неправильного понимания мира и своей роли в нем. Это незаметно ведет человека к нравственному распаду.
На наш взгляд, путь к достижению здорового общества проходит через серьезное и глубокое осмысление опыта предков, мыслителей и ученых, осознание высоких божественных, в том числе и исламских, ценностей, лежащих в основе нашего миропонимания.
- Каким Вы видите будущее ислама в республике?
- По некоторым данным, в Казахстане более 70 процентов населения относят себя к мусульманам. Сегодня мы наблюдаем активное развитие религиозного сознания среди населения. Судите сами, если в первые годы независимости на весь Казахстан было всего 63 мечети, то на сегодня у нас функционируют более 2000 мечетей. Однако нужно иметь в виду, что подъем религиозности в Казахстане нельзя рассматривать односторонне, только как количественное увеличение мечетей и верующих. Он прежде всего проявился в усилении мусульманского сознания, влияния мусульманской идеологии на людей, которая становится немаловажным элементом в их повседневной жизни и поведении: большую роль стали играть мусульманские нормы обрядности, которые нередко становятся доминирующими.
Этот подъем проявляется и в том, что верующие все чаще стали обращаться к традиционным принципам вероучения, согласовывать их с новыми условиями, пересматривать акценты в воспитании молодежи. Но при этом мы должны возродить тот просвещенный дух ислама, характерный для наших предков, который сегодня, к сожалению, во многом утерян. Слепое копирование арабского, пакистанского или турецкого вариантов развития ислама нам не подойдет.
Мы должны развивать ислам с учетом местных традиций, культуры и обычаев, с учетом местного менталитета, но при этом, конечно же, сохраняя коранические догматы единобожия, сохраняя столпы ислама.
В общем, мне не представляется другого пути избавления от многочисленных недугов современности, будь-то морально-нравственная деградация или экономические сложности, для нашей республики, кроме как укрепление и развитие просвещенного ислама.
- В этом году Комитет по делам религий Министерства юстиции РК создал информационно-пропагандистскую группу, которая с лекциями объехала всю республику. Расскажите об этой работе.
- В группу вошли ученые-религиоведы, теологи, представители духовенства. Наша лекторская группа объехала все регионы Казахстана и провела работу среди населения по пропаганде Послания президента РК “Новый Казахстан в новом мире”, профилактике религиозного экстремизма и укреплению межконфессионального и межнационального согласия.
В частности, в беседах мы делали упор на разъяснении послания в части дальнейшего укрепления общественного согласия и утверждения позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии “диалога цивилизаций”.
Мы говорили о казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы, о необходимости усиления сотрудничества государственных органов, национально-культурных, религиозных и неправительственных объединений в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения гражданского мира и общественного согласия.
Мы также считаем, что в повышении знаний среди населения о традиционных и нетрадиционных вероучениях большую роль может сыграть высокая религиоведческая, теологическая и правовая подготовка государственных служащих. Все это будет противостоять распространению различного рода экстремистских религиозных течений, способных нарушить единство казахстанского народа, гражданский мир и согласие в стране. |