ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Cагымбай Козыбаев
Ас
Много лет назад я написал эссе о поминках усопших. Это были трудные времена разрыва экономических связей в былой огромной стране. В моду вошли бартеры, и, бывало, токты, средней упитанности барашек, шел в приграничных районах с Россией в обмен на пару кусков хозмыла.
А асы (поминки) повсеместно проводились по известным личностям по всей разваленной республике. Иногда с размахом. Параметры впечатляли. “Надо ли такое в смутное время?” - задавался я тогда вопросом. Наверное, уместным, ибо с миру по нитке зачастую собирались средства на проведение таких асов.
Вообще-то ас, ас беру - дело благое, один из достойных обрядов, связанный с человеческой памятью. В поминальные сорок дней, годовщину вспоминают ушедшего добрым словом. Память не должна исчезать. “Если душа покойных не в благоденствии - то и живым не будет благополучия и достатка”. По-казахски дословно звучит более точно: “Аруаћ риза болмай - тірі байымайды”.
Раньше в старину конь кочевника предназначался на его поминки. Его специально обхаживали, ставили на корм. Вдова до годовщины не имела права на создание новой семьи.
Скорбь всегда вровень с радостью. И ас в Степи считался одновременно тоем. Во времена ханства шло раннее оповещение по узын-кулаку. По рангу приглашаемых ставились юрты разной величины, устраивались конные скачки. Если покойник был значимой фигурой - на ас вместе с аксакалами, батырами и биями приглашались акыны-импровизаторы, борцы-палуаны.
Все художественные книги на историческую тему не обходят вниманием этот обряд. В одной из последних работ об Абылай хане нашел любопытные символические данные. На поминки Ердена Сандыбайулы, известного в Степи вельможи, было поставлено 500 юрт. Ас ему давался трижды. На это ушло 1860 коней, 600 овец, 1000 бурдюков кумыса. Было это в 1860 году. На ас другой личности - Сагыная из рода Керей - были потрачены средства, равноценные строительству усыпальницы-мавзолея Тадж-Махал. Напомню, этот шедевр могольской архитектуры XVII века, как известно, является одним из современных семи чудес света.
Долго потом в народе рассказывалось об этом. Ас - не тот обряд, где приходится мелочиться. Ибо в чести оказываются близкие, а если ушедший значительная персона, то на кону честь и клана, аула, рода, племени, жуза. Это проверка их всех на сплоченность, единство и благородство. Вот почему рассказы о таких асах превращались в былины, предания, дастаны.
Сегодня ас дается и со временем, спустя годы. В основном в честь родителей. Называется он “кџдай тамаћ”.
Что от Бога и Богу дается. И человек жив, пока жива о нем память. Желательно - светлая, потому неугасающая...
alt
Величие на крови

Патриотизм начинается с малого, обыденного. В начале 90-х годов, во времена первоначальных ажиотажных турпоездок в Турцию, где бережно и трепетно относятся к своей истории, подарили мне там коллекционную колоду использованных, но не выброшенных таксофонных карт с изображением всех великих ханов и султанов тюркского мира. Учитывая малую и практичную емкость карт в 50 единиц, можно было представить их повсеместное использование по всей огромной стране. Так, между делом как бы тюркская история была непредвзято на глазах. Мне это запомнилось. И думается и по сей день: “Эх, нам бы это перенять”. Начать с календарей, тетрадей, значков. Ведь до сих пор путаем своих ханов, биев, батыров. Все они как будто на одно лицо, лишь новые улицы да конные памятники, до однообразия калькированные друг с друга, напоминают о былой истории предков.
Но спасибо и на этом. Благое вроде заложено. Просто хотелось подчеркнуть: любая идеология начинается с малого. Вновь непредвзято, но целеустремленно в нашем Среднеазиатском регионе инициирует свое влияние Турция. Турецкие сериалы постепенно вытеснили латиноамериканские, корейские. Вот и сегодня почитатели седой истории, да и не только, прильнули свой взор к продолжающемуся сериалу об эпохе султана Сулеймана. Фильм в целом исторически реален. Есть и излишняя мелодрамность и идеализированность. Безусловно, это необходимые компоненты любых сериалов, тем более исторического произведения, призванного учить прежде всего патриотизму. Но не забудем при этом, что жизнеописание властителей - царей, султанов, ханов - это история, где власть земная была всегда выше и слаще, чем небесная. И была густо замешана на крови.
Потому более приятное занятие: поиск того, что нас объединяет. Если бы не эти общие истоки, может, и разговора на данную тему не было, не было того, что называем де-факто исторически свершившимся. Кочевники-огузы, предки казахов, мигрировавшие из Приаралья, по сути основали Османскую империю - этот последний луч и озарение тюркского мира. Воин Эртогрул из наших степей, попав в начале XIII века в неизведанную страну, осел там и объединил разрозненные тюркские племена против Византии. Место, где сходятся три части света - Европа, Азия и Африка - с того времени стало естественным мостом между Востоком и Западом.
Сын Эртогрула Осман, первый султан, правивший 36 лет, и дал имя будущей империи. Он был известен европейским летописцам Средневековья как Оттоман, и поэтому основанное им государство стали называть Оттоманской империей, но в исламском мире оно известно как государство османов.
Путь всевластия тернист и кровав в любой истории. И тюрки были не исключением. На пути к трону они не щадили и близких. Селим I, прозванный Грозным (турецкий аналог Ивана Грозного), первый халиф из рода Османов (1512-1520), отец Сулеймана Великолепного, поднявшись на престол, первым делом казнил всех членов своей собственной семьи. Султан Мурад I (1359-1389) выколол глаза своему сыну-наследнику Савджи, затем обезглавил. Не знаю замыслы киношной версии, но тот же Сулейман Великолепный (годы правления 1520-1566) не пощадил своих двоих сыновей - Мустафу и Баязеда, удушив их шнурком, затем таким же образом всех пятерых сыновей последнего, казнил свояка, великого визиря Ибрагима. Детоубийством Сулейман обеспечил престолонаследие абсолютно беспомощному сыну Селиму II, получившему в народе прозвище Пьяница.
Сын этого пьяницы, внук Сулеймана, Мурад III (1574-1595) начал свое правление с убийства пятерых братьев. В 1595 году его трон наследовал на последующие восемь лет сын Мехмед III, первым делом которого было удушение девятнадцати братьев. Беременные рабыни - фаворитки из гарема - были зашиты в мешки и брошены в Босфор, дабы не могли дать жизнь претендентам на трон. На этом Мехмед не остановился, позже он казнил и собственную мать заодно с ее немалым окружением.
Кровавое престолие продолжалось и в последующие десятилетия, пока Османская империя не пришла в упадок. Правление зависело теперь от янычар, которые стали реальной силой в империи. Они удушили в 1621 году султана Османа, спустя 27 лет был умерщвлен ими и повелитель Ибрагим.
Унижение самих царствующих особ одним из первых в тюркский мир привнес эмир Темур. И сделал он это именно на территории Турции. Летом 1402 года под Анкарой, разбив турецкое войско с помощью двадцати боевых слонов, завладел гаремом Баязеда I. Он унизил его жену, сербку Деспину, заставляя ее полностью обнаженной прислуживать за столом, а самого турецкого султана использовал в этот момент подставкой под ноги.
Вслед за Баязедом в Османской империи, как Людовики, пошли под номерами Мехмеды, Мурады, Селимы, Османы. Все они старались узаконить акты убийства близких. Так, Мехмед II в 1478 году издал указ: “Тот из моих сыновей, который вступает на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на земле”.
Так вот о порядке на земле. Века уплывают, современные реалии другие, но как зримо напоминают они о возврате былых трагизмов. Украинское самоубийство или самовозрождение сегодня - разве не одно из них? Что стоит за этим? Неистребимое ничем и негасимое никем стремление к власти. Благой, неблагой - не важно.
Казахская пословица гласит: “У хана есть сын до тех пор, пока сын не пожелает стать ханом”. Убийствами близких история Степной державы - Золотой, Белой и Синей орды - может дать фору даже властелинам Османской империи. Здесь с неугодными расправлялись сплошь и рядом лично, без необходимых в таких случаях посредников. И даже хан - с другим единокровным ханом, претендентом на большую власть. Так, в 1778 году чингизид Барак султан зарезал ножом небезызвестного единокровника - хана младшего жуза Абулхаира с его сорока батырами и сарбазами (помните этого Абулхаира на наших первых тенге?). Если говорить об отцеубийстве, то последствия вообще могут быть непредсказуемыми. Во всяком случае, история после этого делала резкий крен. Так, с кончиной хана Бердибека, убившего в 1357 году своего отца - хана Жанибека (Жанибек-Махмуд), и двенадцати братьев (даже не пощадил единородного восьмимесячного брата, убив его ударом об землю) закончилась династия Бату (внука Чингисхана) в Золотой Орде. После Бердибека началась эпоха ее великой смуты. Это сыграло эмиру Темуру на пути к вселенской власти.
Но не знал и Великий Хромец, что спустя годы правнук Абдуллатиф отрубит самолично голову своему отцу - знаменитому Улугбеку, внуку Темура. И со смертью Абдуллатифа закончилось величие темуридов. Мои узбекские коллеги при диспуте со мной на эти темы стараются избегать разговора о таких “судьбоносных” вехах своей истории.
В любом случае, все они, убиенные раньше срока (гадать и знать это невозможно), вознеслись на небеса. За каждым долгожданным, но в конечном счете мнимым величием исподтишка подкрадывается и прячется неминуемый крах. Века свидетельствуют: никто свой конец не смог спрогнозировать.
Турецкое слово “османи” и спустя столетия означает тот же смысл - “небесный”.
Знакомясь с тайнами истории и живя в ней сегодняшней, все же лучше время от времени, запрокинув голову, взирать благоговейно на небо. Но не желать при этом ближнему никаких пакостей...

Если бы...
В истории бывают роковые мгновения, которые определяют ход дальнейших событий нашего хрупкого мира. Вот и новый век чертит свои метки. И вновь меняется лик Евразии. Именно такое произошло на Балканах, а сегодня на Украине, где ее юго-восток, Крым лишь прелюдия.
Раскол любого государства - трагедия. Если бы безвольный президент Янукович не поддался малодушию и в силу своих полномочий решительно пресек бы в зародыше возникший хаос... Если бы... Этих если столько было в анналах Ее Величества истории!
“Досадности” и чистый случай во многом перечеркивали, казалось бы, устойчивое развитие большинства стран, и прежде всего в самой Европе, к которой благоговейно льнут нынче новые хозяева Незалежной.
Волею случая наши предки оказались более благородными, что ли. 58-летний великий тюрк Аттила, вождь гуннов и основатель собственной империи, в V веке, задумав завоевание всех римских земель, во время похода решил жениться на 16-летней гордой и непокорной Ильдико - дочери одного из франкских вождей. Летописцы пишут, что Аттила, очарованный ее белой кожей и волосами, разорвал на ней одежды и лег подле нее. На другой день ближе к полудню стражей охватило беспокойство, поскольку из царственной опочивальни не доносилось ни звука. Взломав топором дверь, стража и многочисленные сыновья императора ворвались в спальню. Аттила был распростерт на своей постели без признаков жизни...
Сегодня красавицу Ильдико никто не вспоминает. Что было бы в последующем, если не она? И состоялось бы задуманное покорение всех римских земель? Смерть Аттилы стала концом западной Римской империи, а конец ее восточной части (Константинополь) был отдален еще на тысячу лет.
Спустя восемь столетий вновь замаячила угроза всей Центральной и Западной Европе. В 1241 году войска Бату дошли до Адриатического моря. Что было бы с последующей историей Европы, которую в то время раздирали внутренние противоречия, если бы не смерть великого императора Угедея и Бату остановил свой победоносный поход (ибо решался вопрос - кто из внуков Чингисхана взойдет на трон)?
А в следующей судьбоносной истории “виноват” наш алтынордынский хан Тохтамыш (Токтамыс). Мамай, не примирившийся с поражением в Куликовской битве 8 сентября 1380 года тотчас спешно стал собирать новую армию для похода на Русь. Но неожиданно этому плану помешал Тохтамыш. Он выступил против Мамая. Сражение между ними произошло на реке Калке в 1381 году (близ Мариуполя, на территории нынешней Донецкой то ли области, то ли теперь республики). Битва закончилась полной победой Тохтамыша, а Русь волею случая получила передышку, но как оказалось - недолгую.
Вскоре пришла очередь эмира Темира (Тамерлана) наказывать Тохтамыша. Он, как известно, опекал и сам же вознес Тохтамыша на престол объединенных Белой и Золотой Орды. Эта империя простиралась от устья Сырдарьи до устья Днестра (Молдова, вновь Украина, Львовская область).
Разгромив Мамая, Тохтамыш сразу употребил свое могущество и потребовал от русских князей традиционных почестей, которые те отдавали золотоордынским ханам. После Куликовской битвы русские отказались исполнять его требования. Не раздумывая, Тохтамыш тотчас вторгся в русские княжества, прошел по ним огнем и мечом. 13 августа 1382 года сжег и разграбил Москву, Суздаль, Владимир, Юрьев, Можайск, десяток других городов, нанес уже под Полтавой (Украина) поражение литовцам.
После объединения улуса Джучи, сожжения до основания Москвы (Русь вновь попала в подчинение) Тохтамыш полностью восстановил былое могущество Золотоордынского ханства.
Возомнив себя великим полководцем (что, впрочем, недалеко от истины), он стал открыто говорить, что его бывший защитник и благодетель эмир Темир “всего лишь мелкий царек и он не достоин быть соперником Великого хана обеих Орд”.
Оскорбленный Железный Хромец в апреле 1391 года вторгся в Сарыарку. В горах Улытау была сооружена башня из камней, на которой он приказал начертать: “Во имя Аллаха, милостивого и милосердного! 23 дня месяца джумада первого семьсот девяносто третьего года (28 апреля 1391 г. - С.К.) здесь проходил султан Турана Амир Темур Гураган с 200-тысячным войском походом против Тохтамыш-хана” (камень этот с данной надписью не мешало бы, к слову, вернуть из Эрмитажа в Казахстан или Узбекистан. - С.К.).
Уже через два месяца, 18 июня, у слияния рек Кондурча и Сок (чуть севернее Самары, Самарская, бывшая Куйбышевская область России) состоялось сражение, закончившееся полным разгромом Тохтамыша.
Но это было лишь началом. Через четыре года произошла с ним же вторая битва. Уже на Кавказе, на многострадальной реке Терек.
И здесь слово “если” вновь подходяще. Ведь эта битва могла и не состояться. Перед сражением Темир проявил благосклонность к своему бывшему вассалу, отправив ему письмо-ультиматум: “Во имя Всевышнего Аллаха спрашиваю тебя: каким намерением ты, хан кыпчакский, управляемый демоном гордости, вновь взялся за оружие? Разве ты забыл нашу последнюю битву, когда рука моя обратила в прах твои силы, богатства и власть?! Образумься, неблагодарный! Вспомни, сколь многим ты мне обязан. Но есть еще время: ты можешь уйти от возмездия. Хочешь ли ты мира или не хочешь? Избирай. Я же готов идти на то и другое. Но помни, что на этот раз тебе не будет пощады”.
Тохтамыш в ответном письме разразился грубостью, явно непригодной для печатания. Разгневанный Темир немедля двинул свое войско с юга через Азербайджан и Дербентский проход, прошел по Дагестану, преодолел немыслимо глубокие ущелья и перешел за Терек.
Анализ ряда кыпчакских, азербайджанских, грузинских, узбекских источников свидетельствует о следующем. Битва сия шла беспрерывно трое суток. Результатов ее с трепетом и содроганием ждала вся Русь, ибо здесь, у Терека, решалась (который раз. - С.К.) ее судьба. “Спасая себя, татары (Тохтамыш. - С.К.) ограждали Русь от такой судьбы, о которой и подумать-то страшно”, - писал впоследствии Лев Гумилев.
Воды Терека сделались красными от крови погибших воинов (с обеих сторон в битве участвовали не менее полумиллиона человек). Одиннадцатилетняя война двух выдающихся полководцев, двух тюрков-завоевателей, принесла в конечном счете победу эмиру Темиру.
Именно в 1395 году был сломлен хребет Золотой Орды. Сам того не подозревая, Тамерлан оказал русской земле неоценимую услугу: Золотая Орда теперь была ей не опасна.
Но сказка не скоро сказывается. Аксак Темир решил заодно покорить и Русь, раздробленную, ослабленную. В погоне за остатками войска Тохтамыша он поднялся вдоль Волги, опустошил Рязанскую землю до Казани, двинулся на запад. И вдруг... повернул свои войска от Москвы на юг. И... ушел в свои земли, в Мавераннахр. А Русь спустя лишь век вышла на арену истории.
Вот еще одно историческое если.
Мы привели лишь частичные примеры о воле рока в истории. Что же говорят о случае и случайности великие? Обратимся к истокам. “Прихоть случая управляет миром”, - писал еще до нашей эры историк Гай Саллюстий. Ему же вторит его современник поэт Вергилий, оставивший гениальную строчку: “Слепой случай меняет все”.
В любом случае по-новому видеть и оценивать так прошлое необходимо и в дни настоящие. Не менее, увы, трагичные и, пожалуй, по-своему роковые.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение