|
Cагымбай Козыбаев
Ас
Много лет назад я написал эссе о поминках усопших. Это были трудные времена разрыва экономических связей в былой огромной стране. В моду вошли бартеры, и, бывало, токты, средней упитанности барашек, шел в приграничных районах с Россией в обмен на пару кусков хозмыла.
А асы (поминки) повсеместно проводились по известным личностям по всей разваленной республике. Иногда с размахом. Параметры впечатляли. “Надо ли такое в смутное время?” - задавался я тогда вопросом. Наверное, уместным, ибо с миру по нитке зачастую собирались средства на проведение таких асов.
Вообще-то ас, ас беру - дело благое, один из достойных обрядов, связанный с человеческой памятью. В поминальные сорок дней, годовщину вспоминают ушедшего добрым словом. Память не должна исчезать. “Если душа покойных не в благоденствии - то и живым не будет благополучия и достатка”. По-казахски дословно звучит более точно: “Аруаћ риза болмай - тірі байымайды”.
Раньше в старину конь кочевника предназначался на его поминки. Его специально обхаживали, ставили на корм. Вдова до годовщины не имела права на создание новой семьи.
Скорбь всегда вровень с радостью. И ас в Степи считался одновременно тоем. Во времена ханства шло раннее оповещение по узын-кулаку. По рангу приглашаемых ставились юрты разной величины, устраивались конные скачки. Если покойник был значимой фигурой - на ас вместе с аксакалами, батырами и биями приглашались акыны-импровизаторы, борцы-палуаны.
Все художественные книги на историческую тему не обходят вниманием этот обряд. В одной из последних работ об Абылай хане нашел любопытные символические данные. На поминки Ердена Сандыбайулы, известного в Степи вельможи, было поставлено 500 юрт. Ас ему давался трижды. На это ушло 1860 коней, 600 овец, 1000 бурдюков кумыса. Было это в 1860 году. На ас другой личности - Сагыная из рода Керей - были потрачены средства, равноценные строительству усыпальницы-мавзолея Тадж-Махал. Напомню, этот шедевр могольской архитектуры XVII века, как известно, является одним из современных семи чудес света.
Долго потом в народе рассказывалось об этом. Ас - не тот обряд, где приходится мелочиться. Ибо в чести оказываются близкие, а если ушедший значительная персона, то на кону честь и клана, аула, рода, племени, жуза. Это проверка их всех на сплоченность, единство и благородство. Вот почему рассказы о таких асах превращались в былины, предания, дастаны.
Сегодня ас дается и со временем, спустя годы. В основном в честь родителей. Называется он “кџдай тамаћ”.
Что от Бога и Богу дается. И человек жив, пока жива о нем память. Желательно - светлая, потому неугасающая...
Величие на крови
Патриотизм начинается с малого, обыденного. В начале 90-х годов, во времена первоначальных ажиотажных турпоездок в Турцию, где бережно и трепетно относятся к своей истории, подарили мне там коллекционную колоду использованных, но не выброшенных таксофонных карт с изображением всех великих ханов и султанов тюркского мира. Учитывая малую и практичную емкость карт в 50 единиц, можно было представить их повсеместное использование по всей огромной стране. Так, между делом как бы тюркская история была непредвзято на глазах. Мне это запомнилось. И думается и по сей день: “Эх, нам бы это перенять”. Начать с календарей, тетрадей, значков. Ведь до сих пор путаем своих ханов, биев, батыров. Все они как будто на одно лицо, лишь новые улицы да конные памятники, до однообразия калькированные друг с друга, напоминают о былой истории предков.
Но спасибо и на этом. Благое вроде заложено. Просто хотелось подчеркнуть: любая идеология начинается с малого. Вновь непредвзято, но целеустремленно в нашем Среднеазиатском регионе инициирует свое влияние Турция. Турецкие сериалы постепенно вытеснили латиноамериканские, корейские. Вот и сегодня почитатели седой истории, да и не только, прильнули свой взор к продолжающемуся сериалу об эпохе султана Сулеймана. Фильм в целом исторически реален. Есть и излишняя мелодрамность и идеализированность. Безусловно, это необходимые компоненты любых сериалов, тем более исторического произведения, призванного учить прежде всего патриотизму. Но не забудем при этом, что жизнеописание властителей - царей, султанов, ханов - это история, где власть земная была всегда выше и слаще, чем небесная. И была густо замешана на крови.
Потому более приятное занятие: поиск того, что нас объединяет. Если бы не эти общие истоки, может, и разговора на данную тему не было, не было того, что называем де-факто исторически свершившимся. Кочевники-огузы, предки казахов, мигрировавшие из Приаралья, по сути основали Османскую империю - этот последний луч и озарение тюркского мира. Воин Эртогрул из наших степей, попав в начале XIII века в неизведанную страну, осел там и объединил разрозненные тюркские племена против Византии. Место, где сходятся три части света - Европа, Азия и Африка - с того времени стало естественным мостом между Востоком и Западом.
Сын Эртогрула Осман, первый султан, правивший 36 лет, и дал имя будущей империи. Он был известен европейским летописцам Средневековья как Оттоман, и поэтому основанное им государство стали называть Оттоманской империей, но в исламском мире оно известно как государство османов.
Путь всевластия тернист и кровав в любой истории. И тюрки были не исключением. На пути к трону они не щадили и близких. Селим I, прозванный Грозным (турецкий аналог Ивана Грозного), первый халиф из рода Османов (1512-1520), отец Сулеймана Великолепного, поднявшись на престол, первым делом казнил всех членов своей собственной семьи. Султан Мурад I (1359-1389) выколол глаза своему сыну-наследнику Савджи, затем обезглавил. Не знаю замыслы киношной версии, но тот же Сулейман Великолепный (годы правления 1520-1566) не пощадил своих двоих сыновей - Мустафу и Баязеда, удушив их шнурком, затем таким же образом всех пятерых сыновей последнего, казнил свояка, великого визиря Ибрагима. Детоубийством Сулейман обеспечил престолонаследие абсолютно беспомощному сыну Селиму II, получившему в народе прозвище Пьяница.
Сын этого пьяницы, внук Сулеймана, Мурад III (1574-1595) начал свое правление с убийства пятерых братьев. В 1595 году его трон наследовал на последующие восемь лет сын Мехмед III, первым делом которого было удушение девятнадцати братьев. Беременные рабыни - фаворитки из гарема - были зашиты в мешки и брошены в Босфор, дабы не могли дать жизнь претендентам на трон. На этом Мехмед не остановился, позже он казнил и собственную мать заодно с ее немалым окружением.
Кровавое престолие продолжалось и в последующие десятилетия, пока Османская империя не пришла в упадок. Правление зависело теперь от янычар, которые стали реальной силой в империи. Они удушили в 1621 году султана Османа, спустя 27 лет был умерщвлен ими и повелитель Ибрагим.
Унижение самих царствующих особ одним из первых в тюркский мир привнес эмир Темур. И сделал он это именно на территории Турции. Летом 1402 года под Анкарой, разбив турецкое войско с помощью двадцати боевых слонов, завладел гаремом Баязеда I. Он унизил его жену, сербку Деспину, заставляя ее полностью обнаженной прислуживать за столом, а самого турецкого султана использовал в этот момент подставкой под ноги.
Вслед за Баязедом в Османской империи, как Людовики, пошли под номерами Мехмеды, Мурады, Селимы, Османы. Все они старались узаконить акты убийства близких. Так, Мехмед II в 1478 году издал указ: “Тот из моих сыновей, который вступает на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на земле”.
Так вот о порядке на земле. Века уплывают, современные реалии другие, но как зримо напоминают они о возврате былых трагизмов. Украинское самоубийство или самовозрождение сегодня - разве не одно из них? Что стоит за этим? Неистребимое ничем и негасимое никем стремление к власти. Благой, неблагой - не важно.
Казахская пословица гласит: “У хана есть сын до тех пор, пока сын не пожелает стать ханом”. Убийствами близких история Степной державы - Золотой, Белой и Синей орды - может дать фору даже властелинам Османской империи. Здесь с неугодными расправлялись сплошь и рядом лично, без необходимых в таких случаях посредников. И даже хан - с другим единокровным ханом, претендентом на большую власть. Так, в 1778 году чингизид Барак султан зарезал ножом небезызвестного единокровника - хана младшего жуза Абулхаира с его сорока батырами и сарбазами (помните этого Абулхаира на наших первых тенге?). Если говорить об отцеубийстве, то последствия вообще могут быть непредсказуемыми. Во всяком случае, история после этого делала резкий крен. Так, с кончиной хана Бердибека, убившего в 1357 году своего отца - хана Жанибека (Жанибек-Махмуд), и двенадцати братьев (даже не пощадил единородного восьмимесячного брата, убив его ударом об землю) закончилась династия Бату (внука Чингисхана) в Золотой Орде. После Бердибека началась эпоха ее великой смуты. Это сыграло эмиру Темуру на пути к вселенской власти.
Но не знал и Великий Хромец, что спустя годы правнук Абдуллатиф отрубит самолично голову своему отцу - знаменитому Улугбеку, внуку Темура. И со смертью Абдуллатифа закончилось величие темуридов. Мои узбекские коллеги при диспуте со мной на эти темы стараются избегать разговора о таких “судьбоносных” вехах своей истории.
В любом случае, все они, убиенные раньше срока (гадать и знать это невозможно), вознеслись на небеса. За каждым долгожданным, но в конечном счете мнимым величием исподтишка подкрадывается и прячется неминуемый крах. Века свидетельствуют: никто свой конец не смог спрогнозировать.
Турецкое слово “османи” и спустя столетия означает тот же смысл - “небесный”.
Знакомясь с тайнами истории и живя в ней сегодняшней, все же лучше время от времени, запрокинув голову, взирать благоговейно на небо. Но не желать при этом ближнему никаких пакостей...
Если бы...
В истории бывают роковые мгновения, которые определяют ход дальнейших событий нашего хрупкого мира. Вот и новый век чертит свои метки. И вновь меняется лик Евразии. Именно такое произошло на Балканах, а сегодня на Украине, где ее юго-восток, Крым лишь прелюдия.
Раскол любого государства - трагедия. Если бы безвольный президент Янукович не поддался малодушию и в силу своих полномочий решительно пресек бы в зародыше возникший хаос... Если бы... Этих если столько было в анналах Ее Величества истории!
“Досадности” и чистый случай во многом перечеркивали, казалось бы, устойчивое развитие большинства стран, и прежде всего в самой Европе, к которой благоговейно льнут нынче новые хозяева Незалежной.
Волею случая наши предки оказались более благородными, что ли. 58-летний великий тюрк Аттила, вождь гуннов и основатель собственной империи, в V веке, задумав завоевание всех римских земель, во время похода решил жениться на 16-летней гордой и непокорной Ильдико - дочери одного из франкских вождей. Летописцы пишут, что Аттила, очарованный ее белой кожей и волосами, разорвал на ней одежды и лег подле нее. На другой день ближе к полудню стражей охватило беспокойство, поскольку из царственной опочивальни не доносилось ни звука. Взломав топором дверь, стража и многочисленные сыновья императора ворвались в спальню. Аттила был распростерт на своей постели без признаков жизни...
Сегодня красавицу Ильдико никто не вспоминает. Что было бы в последующем, если не она? И состоялось бы задуманное покорение всех римских земель? Смерть Аттилы стала концом западной Римской империи, а конец ее восточной части (Константинополь) был отдален еще на тысячу лет.
Спустя восемь столетий вновь замаячила угроза всей Центральной и Западной Европе. В 1241 году войска Бату дошли до Адриатического моря. Что было бы с последующей историей Европы, которую в то время раздирали внутренние противоречия, если бы не смерть великого императора Угедея и Бату остановил свой победоносный поход (ибо решался вопрос - кто из внуков Чингисхана взойдет на трон)?
А в следующей судьбоносной истории “виноват” наш алтынордынский хан Тохтамыш (Токтамыс). Мамай, не примирившийся с поражением в Куликовской битве 8 сентября 1380 года тотчас спешно стал собирать новую армию для похода на Русь. Но неожиданно этому плану помешал Тохтамыш. Он выступил против Мамая. Сражение между ними произошло на реке Калке в 1381 году (близ Мариуполя, на территории нынешней Донецкой то ли области, то ли теперь республики). Битва закончилась полной победой Тохтамыша, а Русь волею случая получила передышку, но как оказалось - недолгую.
Вскоре пришла очередь эмира Темира (Тамерлана) наказывать Тохтамыша. Он, как известно, опекал и сам же вознес Тохтамыша на престол объединенных Белой и Золотой Орды. Эта империя простиралась от устья Сырдарьи до устья Днестра (Молдова, вновь Украина, Львовская область).
Разгромив Мамая, Тохтамыш сразу употребил свое могущество и потребовал от русских князей традиционных почестей, которые те отдавали золотоордынским ханам. После Куликовской битвы русские отказались исполнять его требования. Не раздумывая, Тохтамыш тотчас вторгся в русские княжества, прошел по ним огнем и мечом. 13 августа 1382 года сжег и разграбил Москву, Суздаль, Владимир, Юрьев, Можайск, десяток других городов, нанес уже под Полтавой (Украина) поражение литовцам.
После объединения улуса Джучи, сожжения до основания Москвы (Русь вновь попала в подчинение) Тохтамыш полностью восстановил былое могущество Золотоордынского ханства.
Возомнив себя великим полководцем (что, впрочем, недалеко от истины), он стал открыто говорить, что его бывший защитник и благодетель эмир Темир “всего лишь мелкий царек и он не достоин быть соперником Великого хана обеих Орд”.
Оскорбленный Железный Хромец в апреле 1391 года вторгся в Сарыарку. В горах Улытау была сооружена башня из камней, на которой он приказал начертать: “Во имя Аллаха, милостивого и милосердного! 23 дня месяца джумада первого семьсот девяносто третьего года (28 апреля 1391 г. - С.К.) здесь проходил султан Турана Амир Темур Гураган с 200-тысячным войском походом против Тохтамыш-хана” (камень этот с данной надписью не мешало бы, к слову, вернуть из Эрмитажа в Казахстан или Узбекистан. - С.К.).
Уже через два месяца, 18 июня, у слияния рек Кондурча и Сок (чуть севернее Самары, Самарская, бывшая Куйбышевская область России) состоялось сражение, закончившееся полным разгромом Тохтамыша.
Но это было лишь началом. Через четыре года произошла с ним же вторая битва. Уже на Кавказе, на многострадальной реке Терек.
И здесь слово “если” вновь подходяще. Ведь эта битва могла и не состояться. Перед сражением Темир проявил благосклонность к своему бывшему вассалу, отправив ему письмо-ультиматум: “Во имя Всевышнего Аллаха спрашиваю тебя: каким намерением ты, хан кыпчакский, управляемый демоном гордости, вновь взялся за оружие? Разве ты забыл нашу последнюю битву, когда рука моя обратила в прах твои силы, богатства и власть?! Образумься, неблагодарный! Вспомни, сколь многим ты мне обязан. Но есть еще время: ты можешь уйти от возмездия. Хочешь ли ты мира или не хочешь? Избирай. Я же готов идти на то и другое. Но помни, что на этот раз тебе не будет пощады”.
Тохтамыш в ответном письме разразился грубостью, явно непригодной для печатания. Разгневанный Темир немедля двинул свое войско с юга через Азербайджан и Дербентский проход, прошел по Дагестану, преодолел немыслимо глубокие ущелья и перешел за Терек.
Анализ ряда кыпчакских, азербайджанских, грузинских, узбекских источников свидетельствует о следующем. Битва сия шла беспрерывно трое суток. Результатов ее с трепетом и содроганием ждала вся Русь, ибо здесь, у Терека, решалась (который раз. -
С.К.) ее судьба. “Спасая себя, татары (Тохтамыш. -
С.К.) ограждали Русь от такой судьбы, о которой и подумать-то страшно”, - писал впоследствии Лев Гумилев.
Воды Терека сделались красными от крови погибших воинов (с обеих сторон в битве участвовали не менее полумиллиона человек). Одиннадцатилетняя война двух выдающихся полководцев, двух тюрков-завоевателей, принесла в конечном счете победу эмиру Темиру.
Именно в 1395 году был сломлен хребет Золотой Орды. Сам того не подозревая, Тамерлан оказал русской земле неоценимую услугу: Золотая Орда теперь была ей не опасна.
Но сказка не скоро сказывается. Аксак Темир решил заодно покорить и Русь, раздробленную, ослабленную. В погоне за остатками войска Тохтамыша он поднялся вдоль Волги, опустошил Рязанскую землю до Казани, двинулся на запад. И вдруг... повернул свои войска от Москвы на юг. И... ушел в свои земли, в Мавераннахр. А Русь спустя лишь век вышла на арену истории.
Вот еще одно историческое если.
Мы привели лишь частичные примеры о воле рока в истории. Что же говорят о случае и случайности великие? Обратимся к истокам. “Прихоть случая управляет миром”, - писал еще до нашей эры историк Гай Саллюстий. Ему же вторит его современник поэт Вергилий, оставивший гениальную строчку: “Слепой случай меняет все”.
В любом случае по-новому видеть и оценивать так прошлое необходимо и в дни настоящие. Не менее, увы, трагичные и, пожалуй, по-своему роковые. |