|
Ольга Шишанова
Чиновники упорно считают, что профессиональные и образовательные стандарты в Казахстане должны быть основаны на зарубежном опыте. Чтобы ему соответствовать, из государственной казны снова выделили очередной транш в размере 188 миллионов тенге
Удивительные вещи происходят с многолетним внедрением профстандартов в системе республиканского образования ТиПО. Ежегодные финансовые вливания никак не могут повлиять на единство в этом вопросе заинтересованных министерств, Нацпалаты предпринимателей РК, бизнеса, образовательных учреждений и самих учащихся.
Выход из создавшегося печального положения Минтруда и соцзащиты РК в этом году видит в привлечении международных компаний для разработки образовательных и профессиональных стандартов, раз свои специалисты не смогли или не захотели участвовать в процессе. А может, просто денег не хватило на этот процесс. Поэтому или вопреки, но, по словам главы ведомства Тамары Дуйсеновой, в этом году в проекте задействуют международные фирмы, которые “разрабатывали профстандарты, внедряли их в ЕС, в Литве и в Латвии”.
Однако не стоит забывать, что в странах ЕС и Балтии существуют совсем другой подход и другая система внедрения как системы профессиональных, так и образовательных стандартов. Вместо того, чтобы обратиться к опыту казахстанского прошлого, что может оказаться дешевле и понятнее, МТСЗ РК, будучи координатором проекта, собирается привлечь иностранные компании, у которых вряд ли существует адекватное представление о местной системе образования и экономических потребностях казахстанских бизнес-структур.
В то же время Дуйсенова признает, что профстандарты для Казахстана - это, “по сути, техническое задание бизнеса к системе образования”. Тем не менее до конца текущего года должно быть разработано 147 профстандартов. В прошлом году их разработали 257, но, видимо, не таких и не для тех.
Причину того, что участники проекта не первый год “вставляют палки в колеса” друг другу, заместитель председателя, член Национальной палаты предпринимателей Казахстана Нуржан Альтаев видит в отсутствии четкой законодательной базы, в которой бы ясно и понятно были прописаны не только законные положения о дуальном образовании, но и внесены изменения в подзаконные акты, которые парадоксальным образом сегодня противоречат внедряемым стандартам.
Оказывается, до нынешнего времени та же система подготовки кадров, особенно рабочих специальностей, не была приведена в соответствие с потребностями бизнеса, несмотря на ежегодные бодрые отчеты о внедряемых стандартах ТиПО в Казахстане. Несоответствие требований потребителей ТиПО к квалификации преподавателей, программам обучения, материально-технической базе, разумеется, не в счет. Так же, как и отсутствие равного доступа для получения первой рабочей профессии.
По словам министра образования и науки РК
Аслана Саринжипова, “отраслевые дисбалансы привели к тому, что по результатам подготовки кадров первой пятилетки индустриализации в 2010-2014 годах начинало работу в два раза меньше кадров, чем было в проектной потребности, чем было подготовлено системой образования”.
В результате региональных дисбалансов сегодня на юге и западе страны наблюдается избыток трудовых ресурсов, в то время как в северных и восточных областях - их недостаток. Глава образовательного ведомства опасается, что в течение ближайших лет эти диспропорции могут усилиться.
Зато, согласно данным МОН РК, “за три года бюджетные средства на техническое и профобразование были увеличены почти в два раза - с 52 миллиардов в 2010 году до 91 миллиарда тенге в 2013 году. В шесть раз были увеличены средства на оснащение мастерских колледжей. Если в 2010 году это было 800 миллионов тенге, то в 2013 году - уже 5,5 миллиарда тенге”.
Астана |