Как энергетические ресурсы могут помочь Казахстану войти в тридцатку ведущих стран к 2050 году?
В рамках исследования “Казахстан-2050: на пути к современному инклюзивному обществу”, проведенного АО “Национальный аналитический центр” и компанией Centennial Group (США) по заказу Назарбаев Университета, коллективом независимых международных экспертов рассматривался вопрос о том, каким образом энергетические ресурсы Казахстана могут быть наиболее эффективно использованы для обеспечения долгосрочного развития потенциала экономики Казахстана. Эта статья представляет краткое изложение выводов и рекомендаций экспертов
Нефтегазовые ресурсы Казахстана сыграли огромную роль в стимулировании значительного экономического роста Казахстана в последние годы. Стратегическое использование этого важного ресурса имеет решающее значение для вхождения республики в тридцатку наиболее развитых стран мира.
Государственная политика в нефтегазовом секторе успешно способствовала привлечению иностранных инвестиций, увеличению экспорта нефти и доходов от экспорта, тем самым стимулируя рост экономики Казахстана.
Большая часть дохода от экспорта накапливается в Национальном фонде. Созданный в 2000 году фонд служит инструментом для сохранения финансовых ресурсов для будущих поколений и играет стабилизирующую роль в случае неустойчивости мировых цен на нефть. Первым настоящим испытанием для фонда стал глобальный финансовый и экономический кризис в 2008-09 годах. История выхода из кризиса свидетельствует, что государство смогло эффективно использовать ресурсы фонда для минимизации воздействия внезапного шока на экономику Казахстана.
При разумном управлении нефтяные (и другие минеральные) ресурсы Казахстана могут поддерживать, а не препятствовать быстрой трансформации экономики путем эффективного преобразования природного капитала в высокопродуктивный физический и человеческий капитал. Казахстану нужно следовать примеру таких стран, как Ботсвана, Чили и Норвегия, для преодоления “ресурсного проклятия”, которое так часто стояло на пути успешного развития стран, богатых природными ресурсами.
Стратегия эффективного энергетического развития Казахстана должна включать три ключевых составляющих: обеспечение устойчивости поставок нефти через увеличение и/или консервацию резервов, диверсификация внутреннего потребления энергии и повышение энергоэффективности.
Устойчивое развитие
традиционной
энергетики
Казахстан имеет огромные внутренние запасы традиционных энергетических ресурсов, но эти ресурсы невозобновляемы. Следовательно, Казахстан должен обеспечить разведку и использование этих ресурсов таким эффективным и устойчивым образом, чтобы поддержать планы своего развития до 2050 года. Стратегия энергетической устойчивости страны должна включать три ключевых направления:
1. Обеспечение благоприятной бизнес-среды для поисково-разведочных работ, которые могут привести к увеличению доступных нефтяных запасов. Казахстан имеет положительный опыт в привлечении и управлении капиталом иностранных инвесторов в нефтяном секторе. Стимулы должны быть направлены на проведение новых разведочных работ и открытие дополнительных запасов.
2. Управление темпом истощения нефтяного запаса. Сейчас прогнозируется, что нефтедобыча увеличится до максимума примерно в 3,8 миллиона баррелей в день к 2035 году, однако за этим последует резкое снижение. Ввиду неопределенностей в доходности финансовых активов и необратимости добычи нефти государству необходимо рассмотреть вопрос об ограничении объема нефтедобычи до двух миллионов баррелей в день до открытия дополнительных нефтяных запасов.
3. Гарантия работы Национального фонда в соответствии с лучшей международной практикой. Национальный фонд управляется согласно превосходным правилам накопления и распределения ресурсов, а его инвестиционный портфель сформирован профессионально. Долгосрочная эффективность и прозрачность Национального фонда может быть укреплена путем вступления Казахстана в Международную рабочую группу суверенных фондов благосостояния, а также выполнения требований Инициативы прозрачности добывающих отраслей.
Развитие
возобновляемых
источников энергии
Помимо невозобновляемых нефтяных ресурсов Казахстан обладает огромным потенциалом возобновляемых источников энергии (в особенности - ветряной и солнечной), которые должны целенаправленно развиваться. Стратегия развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Казахстана должна включать три компонента:
1. Уточнение принятого сейчас целевого показателя, согласно которому к 2050 году 50 процентов энергии в Казахстане должны поступать от ВИЭ, установление целевых показателей для каждого вида ВИЭ. В соответствии с международной практикой текущая цель Казахстана по достижению 50 процентов “чистой энергии” к 2050 году должна включать как ВИЭ, так и газовую энергетику. Чтобы достичь этой амбициозной цели, Казахстану нужно к 2050 году вырабатывать около 20 000 мегаватт ветряной мощности и 5000 мегаватт солнечной и биоэнергии.
2. Укрепление существующих институциональных механизмов. Необходимо создать комитет высокого уровня по “чистой энергетике” в целях формирования политики, целей и системы стимулов для развития ВИЭ. В дополнение правительству нужно создать специализированное агентство по развитию исследований и разработок, технического потенциала, подготовке и реализации проектов в сфере ВИЭ.
3. Разработка схемы финансирования использования ВИЭ. Для достижения целей по развитию ВИЭ требуются эффективная нормативная правовая база, интенсивная техническая подготовка, привлекательная бизнес-среда и доступ к финансированию. Сейчас нормативная правовая база постепенно развивается. Однако, так как доступ к финансированию является основной проблемой, Казахстан нуждается в создании фонда ВИЭ с четкой организационной и управленческой структурами.
Повышение энергоэффективности
Сейчас Казахстан крайне неэффективно и расточительно использует свои энергетические ресурсы, что в значительной мере тормозит развитие экономического потенциала страны. Стратегия повышения энергоэффективности должна включать следующие три элемента:
1. Определение долгосрочной цели для снижения энергоемкости страны. В соответствии с существующими целями энергоэффективности Казахстана энергоемкость должна снижаться на 2,5 процента в год с 2012 по 2020 год. На 2020-2050 годы должен быть установлен новый целевой показатель - 3,5 процента, что соответствует лучшей международной практике. Это потребует постоянной корректировки цен на энергию, чтобы обеспечить полное возмещение затрат.
2. Укрепление институциональной структуры. Для вовлечения всех заинтересованных субъектов и принятия решений на высоком уровне необходим орган, обладающий политическим весом. Предложенный выше комитет по “чистой энергетике” может стать таким органом. Дополнительно необходимо создать специализированное подразделение, которое будет функционировать как центр повышения энергоэффективности. Такой центр должен нести общую стратегическую ответственность за проведение энергетических аудитов и исследований, введение стандартов энергоэффективности и программ маркировки, стимулирование исследований и разработок, распространение передовых энерготехнологий, облегчение доступа на рынок и коммерциализации высокопроизводительного оборудования, а также поиск источников финансирования для проектов по энергоэффективности.
3. Создание “Суперэнергосервисной компании” (“СуперЭСКО”). Для привлечения государственного и частного капитала на рынок энергоэффективности необходимо разработать специализированные стратегии и механизмы финансирования для различных секторов и стадий развития проектов. С учетом международного опыта, текущих условий и целей Казахстана модель “СуперЭСКО” является оптимальным механизмом финансирования для проектов по повышению энергоэффективности. Таким образом, на переходном этапе проектам будет обеспечена государственная поддержка. С течением времени “СуперЭСКО” должна быть преобразована в структуру, которая мобилизует коммерческие финансы и будет полностью опираться на частный сектор для реализации проектов. “СуперЭСКО” должна быть создана как независимое юридическое лицо, на первом этапе финансируемое государством. Его первым приоритетом будут проекты по повышению энергоэффективности в государственном секторе, включая аудиты, проектирование, инжиниринг, закупку оборудования, финансирование, управление строительством и т.д. “СуперЭСКО” будет привлекать частные ЭСКО в качестве подрядчиков для реализации отдельных компонентов проектов (таких как монтаж, пуск в эксплуатацию, контроль работы), способствуя таким образом укреплению их потенциала. “СуперЭСКО” создается с учетом ее последующего обязательного преобразования в частное юридическое лицо в рамках определенного временного периода.
Хоссейн Разави
международный эксперт по энергетике, особенно по вопросам развития нефтегазовой отрасли. Ранее руководил департаментом инфраструктуры и энергетики Всемирного банка |