|
Течение поисковых отрядов зародилось в конце 1980-х, когда энтузиасты, начитавшись исторических выкладок, впервые пошли в леса с лопатами и щупами. Это были люди, которым была небезразлична их история. Именно они ходили в так называемые “проклятые” места, находили и хоронили солдат по-человечески. Этот материал выходит потому, что один из поисковых отрядов - “Витязь”, который формируется в Москве, нашел и вернул имя нашему соотечественнику! А произошло это следующим образом
Поисковый отряд “Витязь” в начале весны проводил очередной разведывательно-поисковый выезд в Зубцовском районе Тверской области. В ходе выезда было принято решение обследовать новый район для поиска - живописный берег реки Осуги. На широком поле, поросшем молодыми березами, было множество воронок, которые, судя по крупным осколкам и “хвостам” минометных мин, остались после бомбардировки. В первый день поиска удалось обнаружить целую траншею с советскими касками и противогазами. Поисковики попытались восстановить картину боя, из которой следовало, что атакующие цепи РККА были рассеяны жестоким минометным огнем. Становилось понятно, что без потерь тут не обошлось. Однако первые останки удалось обнаружить лишь на следующий день. Несмотря на то, что погода стала портиться, поисковики продолжили экспедицию, и во второй половине дня инструктором отряда Сергеем Макаровым с помощью глубинного металлодетектора была найдена и вскрыта воронка, в центре которой оказались советские каски. После непродолжительного раскопа были также обнаружены и останки бойцов. Ввиду быстро портящейся погоды поисковики приняли решение о переносе эксгумации на следующие выходные.
Спустя неделю ребятам повезло намного больше - наступила настоящая весна. Так что ничего не могло помешать работе. По словам поисковиков, бойцы были сброшены в яму хаотично, головой вниз, ногами к периметру воронки. Погибшие были явно обобраны: из личных вещей был обнаружен лишь маленький перочинный ножик. На самом дне был найден эбонитовый солдатский медальон - он был закрыт неплотно, поэтому вкладыш размок и налип на края капсулы. На самом деле, само обнаружение медальона, и тем более с запиской внутри - большая удача. Зачастую бойцы поддавались суевериям и не оставляли записок, поскольку считалось, что это и может привлечь смерть. Сейчас же капсула была передана командиру поискового отряда “Высота имени Дмитрия Сячина” Илье Николаевичу Подколзину, которому удалось извлечь ее из капсулы и развернуть вкладыш, где боец записывал свои фамилию, имя и отчество. Вкладыш поместили в герметичный контейнер и в нем отвезли до Москвы, где спустя несколько дней Илья Николаевич развернул его и прочитал текст, написанный карандашом и хорошо сохранившийся на плотной бумаге. Звали солдата Кильбельбау Мексама, и родом он оказался из Шалопаргоньского района Туркестанской области, колхоза Коротая. Конечно, данные были сильно искажены. Но на помощь пришли другие поисковики, в частности, командир поискового отряда “Единорог” Тарас Бабанин. Он проанализировал большой объем информации в ОБД “Мемориал” и выявил предполагаемые искажения.
Оказалось, что сейчас это Жанакорганский район Кызылординской области, аульный округ Жайылма. Посольство Казахстана, казахстанские поисковики и администрация района включились в поиски родственников. Однако до сих пор не удалось обнаружить ни родственников, ни знакомых Мексамы. Работы ведут, и надежда до сих пор остается.
Редакция “Нового поколения” просит любого, кто знает, где можно найти родственников нашего бойца, предоставить информацию. Мы уверены, что все еще живы потомки и родственники тех людей, которые героически защищали нашу Родину. И скажем большое спасибо поисковикам, которые, работая в труднейших условиях, возвращают героям имена.
Дмитрий Акмаев
совместно с командиром поискового отряда “Витязь” Дмитрием Федосовым |