|
Юлиана Жихорь
В рамках работы по оздоровлению экономики правительство Казахстана готовит большой пакет мер по борьбе с теневой экономикой. Сейчас этот сегмент занимает, по разным подсчетам, от 18 до 25 процентов. А это означает, что государство ежегодно недополучает миллиарды тенге прибыли в виде налогов и сборов. Одним из механизмов вывода капитала из тени является его легализация при одновременной налоговой амнистии. Третья в истории Казахстана налоговая амнистия стартует уже с июля этого года
Теневая экономика, как явление возникшая, видимо, с момента появления налогов, весьма успешно функционирует и сейчас. Причем постоянно видоизменяясь и совершенствуясь. Но задачи ее от этого не меняются. Разве что объемы “тени” в каждом отдельно взятом государстве. Фактически теневая экономика - это экономика, противоречащая законодательству, поскольку является симбиозом нелегальных хозяйственных действий, подпитываемых преступлениями. Чаще всего коррупционными.
Теневая экономика затрагивает важные аспекты функционирования государства: его фискальные интересы, действительную оценку размеров валового национального продукта, юридические параметры. По сути, в “тени” остаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
Наличие значительной доли теневого оборота влечет негативные последствия для государства. Вследствие чего государство не получает установленные законодательством налоги, связанные с получением неучтенной прибыли. Наличие теневого имущества и, соответственно, теневой экономики расшатывает систему ценностей в обществе и ведет к правовому нигилизму. Имущество, выведенное из законного экономического оборота, не только не участвует в экономическом развитии страны, но и искажает картину экономического состояния и развития государства, не позволяя давать достоверные прогнозы такого развития и ставить реальные планы.
Экономисты делят “тень” на три крупных блока.
Неофициальная экономика, в которую входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения. Фиктивная экономика - приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег. Подпольная экономика - понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.
Для “отмывания” денег обычно выбираются страны, кредитно-финансовой системе которых присущи нестабильная правовая база, тайна коммерческих и банковских операций и неопределенные законы об их регистрации, отсутствие препятствий (или минимальные ограничения) в отношении обмена иностранной валюты и открытия анонимных банковских счетов, отсутствие налогов или низкое налогообложение доходов иностранных корпораций. До недавнего времени такими странами считались Швейцария, Кипр, Мальта и другие многочисленные офшорные зоны. Несколько лет назад под влиянием мирового финансового кризиса США инициировали постепенную деофшоризацию мира: отказ (порой принудительный) государств от сохранения банковской тайны о счетах иностранных граждан (или по запросу правоохранительных органов других стран), ужесточение международных норм по передвижению денежных средств, более жесткий контроль за происхождением передвигаемых денег.
В 1989 году была создана так называемая Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членами которой являются 35 государств (существует также 8 региональных подорганизаций ФАТФ, охватывающих почти все страны мира), а ее рекомендации - обязательные для всех членов ООН. При ФАТФ же существует “оперативная” организация - “Эгмонт”, представляющая из себя этакую систему обмена оперативной информацией между финансовыми разведками разных стран. То есть, по сути, сегодня любые перемещения денежных средств, которые вызывают подозрение о происхождении, находятся под пристальным вниманием международной разведывательной сети, то есть правоохранительных структур.
Один из способов выведения теневых доходов в свет - проведение налоговых амнистий. Как правило, легализации проводятся перед началом новых витков ужесточения законодательства в части налогообложения, контроля. В общем, перед началом “закручивания гаек” для теневой экономики.
И, надо отметить, такой способ легализации неучтенных государством средств довольно распространен. Впервые он был опробован в США в начале 20-х годов прошлого века, вскоре после отмены “сухого закона”. Тогда Вашингтон предложил всем нуворишам узаконить доходы от продажи нелегального алкоголя. Напомним, что этот период характеризовался экономическим спадом в экономике страны (впрочем, вливание “алкогольных” денег в экономику не спасло США от Великой депрессии). В Европе после Второй мировой войны легализацию провели в отношении капиталов Третьего рейха в Швейцарии. Программы по легализации доходов и капитала реализовывались в Индии 5 раз, Португалии - 4 раза, Франции, Австрии, Ирландии - по 2 раза. Только в США за период с 1982 по 1997 год 40 штатов провели около 62 налоговых амнистий.
Интересна история одной из последних попыток проведения легализации в США. В 2011 году американское правительство провело налоговую амнистию, призванную убедить граждан США задекларировать денежные средства, спрятанные в офшорах. Причем сумма штрафов (сбор за легализацию) в США тогда составляла от 5 до 25 процентов от сумм, лежащих на счетах в офшорах, и налоги за 8 лет. Однако криминальная ответственность снималась. Тогда комиссар Налогового управления США Дуг Шульман говорил, что “главной целью является возвращение людей обратно в американскую налоговую систему... Для тех, кто продолжает прятать свои деньги в офшорах, ситуация на протяжении следующих нескольких месяцев будет только ухудшаться”.
Легализация
по-казахстански.
Дубль три
Сегодня неучтенное в экономике Казахстана имущество (в это понятие включается как недвижимое имущество и ценные бумаги, так и деньги) отрицательным образом влияет как на самих обладателей этого имущества, так и на государство и общество в целом. С такого имущества не поступают налоги.
Кроме того, сейчас в Казахстане отмечается сокращение притока иностранных инвестиций, связанное с завершением ряда крупных инвестиционных проектов и начавшейся репатриацией транснациональными корпорациями инвестиционных доходов. Затянувшийся мировой экономический кризис привел к снижению торгового баланса и сальдо счета текущих операций. И, как следствие, отмечается снижение кредитования экономики со стороны банковского сектора.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев недавно объявил, что государством предпринимаются беспрецедентные шаги по изменению сложившейся ситуации, когда теневое имущество, в особенности деньги, имея огромный потенциал для улучшения экономического положения страны, фактически остается вне экономического оборота.
Казахстан предоставит налоговым уклонистам шанс вернуться в налоговую систему. Возможно, этот шанс станет для них последним - с 2017 года стартует всеобщее декларирование доходов, за которым чуть позже власти запустят и всеобщее декларирование расходов. Тогда скрывать свои финансовые возможности для граждан, имеющих “левые” доходы, будет гораздо сложнее. Особенно если учесть тот факт, что мировая система борьбы с нелегальными доходами постоянно совершенствуется, а офшорных зон в мире становится все меньше (судя по напору тех же ЕС с США, вскоре их не остается совсем).
Казахстан уже дважды в своей истории проводил налоговую амнистию.
Впервые ее провели в 2001 году, когда за 30 дней было выведено на свет более чем 480 миллионов долларов.
По результатам легализации 2006-2007 годов легализовано денег и имущества около 845 миллиардов тенге (6,8 миллиарда долларов). Во время второй легализации государство установило сбор в размере 10 процентов за легализуемые средства. Тогда в бюджет поступило около 60 миллиардов тенге (483 миллиона долларов США).
Нынешняя легализация предполагает налоговую амнистию как для капитала, так и для имущества. Однако капитал, так же, как и в 2006-2007 годы, будет облагаться специальным сбором в размере 10 процентов.
Как отметил глава государства, с учетом продолжающейся нестабильности мировой экономики и тенденций ее влияния на экономику Казахстана, характеризующихся снижением инвестиций и торгового баланса, существует острая необходимость привлечения дополнительных ресурсов в экономику. Поэтому вместе с планами вливания в экономику страны одного триллиона тенге из Национального фонда и предоставления иностранным инвесторам дополнительного пакета стимулов предполагаются особые механизмы вывода из “тени” внутренних ресурсов отечественной экономики через легализацию имущества и капитала.
Принципы
легализации
1. Легализация проводится для вовлечения в оборот денег, полученных в результате совершения экономических, коррупционных правонарушений и преступлений, и имущества.
2. Легализованные деньги не признаются доходами и не облагаются налогами.
3. Граждане, легализующие имущество, освобождаются от уголовной и административной ответственности за исключением ответственности за совершение преступлений против личности, против семьи и несовершеннолетних, мира и безопасности человечества и т.д., основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности.
4. Не подлежит легализации имущество (включая деньги), полученное в период проведения легализации.
5. Период легализации - с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Легализации
подлежат:
- деньги и ценные бумаги;
- недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством;
- имущество, находящееся за пределами РК, а также оформленное на ненадлежащее лицо.
Правила
легализации
имущества
Учитывая уроки прошлой легализации, правительство устанавливает ряд ограничений по имуществу, не подлежащему легализации.
1. Земельные участки и находящиеся на них здания и сооружения, расположенные: на самовольно захваченных землях, а также земельные участки, на которых нет строений и сооружений (пустые земельные участки); в санитарно-защитных зонах, в водоохранных полосах и зонах водных объектов, в пределах “красных” линий в населенных пунктах; на землях для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности; на особо охраняемых природных территориях; на землях магистральных железнодорожных и автомобильных дорог общего пользования.
2. Земельные участки и находящиеся на них здания и сооружения, расположенные: на землях общего пользования; на территории международной специализированной выставки ЭКСПО-2017.
3. Имущество, подлежащее передаче в пользу государства, а также жилые и нежилые помещения в объектах недвижимости, завершенных строительством за счет средств государственного бюджета в рамках реализации антикризисных мер в целях обеспечения стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденных Постановлением правительства Республики Казахстан № 1039 от 6 ноября 2007 года.
4. Движимое имущество, подлежащее государственной регистрации (кроме ценных бумаг), включая автотранспортные средства, сельхозтехнику, железнодорожный транспорт (кроме зарегистрированных на ненадлежащее лицо).
5. Приравненные в соответствии с Гражданским кодексом к недвижимому имуществу и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания “река - море”, космические объекты, линейная часть магистральных трубопроводов (кроме зарегистрированных на ненадлежащее лицо).
По данным министерств внутренних дел, транспорта и коммуникаций и сельского хозяйства отсутствует необходимость в легализации движимого имущества, подлежащего государственной регистрации (кроме ценных бумаг), включая автомобильный транспорт, сельскохозяйственную технику и железнодорожный транспорт, поскольку его основная масса была легализована и зарегистрирована: автомашин - около 74 тысяч, более 150 тысяч единиц легализованной сельскохозяйственной и иной техники, что составляет более 30 процентов от общего количества зарегистрированной сельхозтехники.
В связи с чем, а также с учетом значительного упрощения процедуры государственной регистрации транспортных средств, сельхозтехники, к имуществу, не подлежащему легализации, отнесено также движимое имущество, подлежащее государственной регистрации (кроме ценных бумаг).
Легализация имущества (кроме денег) проводится посредством подачи гражданами заявления и соответствующих документов в комиссию при местном исполнительном органе.
Имущество (кроме денег), подлежащее легализации, признается легализованным со дня вынесения решения комиссии о легализации такого имущества.
Легализованное имущество, подлежащее государственной регистрации, регистрируется субъектом легализации самостоятельно.
Гражданин, легализовавший имущество, самостоятельно несет расходы по регистрации легализованного имущества, включая расходы по подготовке и изготовлению правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.
Важно обратить внимание на следующее: в республике предстоит внедрение всеобщего декларирования доходов граждан. В связи с чем предлагаемая акция по легализации будет иметь положительный эффект для последующего отражения в налоговых декларациях реальных сведений.
Таким образом, проведение легализации имущества (включая деньги) обусловливает предпосылки для создания дополнительных экономических стимулов и правовых возможностей по возврату имущества в легальный экономический оборот.
Легализация
денег
По предлагаемой властями процедуре легализации денег средства должны вводиться в оборот путем зачисления на отдельно открытые сберегательные счета в банках второго уровня.
Для этого гражданину следует написать соответствующее заявление на открытие специального счета в БВУ.
Особенностью планируемой акции является наличие альтернативы для граждан в выборе инструмента легализации денег.
Во-первых, деньги можно держать на счетах в банках второго уровня в течение трех лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам.
Во-вторых, при желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компаний, институтов развития и акций в рамках программы “Народное IPO”, а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже.
В-третьих, граждане могут приобрести объекты в рамках второй волны приватизации.
Если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение с уплатой в бюджет сбора в размере 10 процентов от легализуемых денег.
Акция по легализации имущества (включая деньги) стартует в Казахстане 1 июля 2014 года. Дата окончания акции - 31 декабря 2015 года.
Астана |