|
Ольга Шишанова
Финансовое оздоровление субъектов АПК, инвестиционное субсидирование и ввод в эксплуатацию инвестиционных проектов - таковы первоочередные задачи, которые Министерство сельского хозяйства намерено решить в текущем году. В зоне пристального внимания, как пообещал глава ведомства Асылжан Мамытбеков, будет и развитие перерабатывающей отрасли
За период независимости Казахстана в АПК страны были достигнуты значительные результаты: наблюдался постоянный рост производства на базе рыночных отношений, увеличивались продуктивность и производительность труда, производилось обновление основных фондов и восстановление инфраструктуры отрасли, достигли самообеспеченности по основным продуктам питания, произошел значительный рост экспорта зерновых, масличных культур, продукции рыболовства.
Сегодня формируют уже новые тенденции мировой аграрной экономики и демографии, реальное развитие получили интеграционные процессы в регионе, происходят глобальные климатические изменения. Казахстан вошел в Таможенный союз, в ближайший период планируется вхождение страны во Всемирную торговую организацию. Однако низкий уровень производительности труда в отрасли, несовершенство используемых технологий, мелкотоварность производства не позволяют вести сельхозпроизводство на интенсивной основе, обеспечивать наиболее полное использование материальных, трудовых и других ресурсов, соблюдать экологические требования.
Эти факторы снижают конкурентоспособность отечественного аграрного сектора, что в условиях ВТО и ТС может привести к доминированию импорта зарубежной продукции, вытеснению местных производителей с рынков сбыта. Для решения всех этих проблем разработали Программу по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы “Агробизнес-2020”, где доминирующим средством поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей выступили в основном денежные и финансовые инструменты, причем за последние пять лет субсидирование АПК увеличилось более чем в три раза.
Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местном бюджетах на реализацию Программы в 2013 - 2020 годах, составят 3 122,2 миллиарда тенге, в том числе:
- 2013 год - 339,7 миллиарда тенге;
- 2014 год - 466,0 миллиарда тенге;
- 2015 год - 322,7 миллиарда тенге;
- 2016 год - 340,7 миллиарда тенге;
- 2017 год - 383,5 миллиарда тенге;
- 2018 год - 406,9 миллиарда тенге;
- 2019 год - 414,3 миллиарда тенге;
- 2020 год - 448,4 миллиарда тенге.
То есть произойдут увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза в 2020 году, пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК за счет рефинансирования и реструктуризации займов не менее чем на восемь лет на общую сумму 300 миллиардов тенге, рост объема негосударственных кредитных средств, привлеченных в АПК за счет мер по повышению доступности кредитов и лизинга до двух триллионов тенге за 2013 - 2020 годы, рост доли государственных услуг, переведенных в электронный формат до 62 процентов в 2015 году.
В рамках реализации этой программы также предусмотрели повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК в растениеводстве, повышение физической доступности услуг по хранению зерна, повышение экономической доступности воды для сельхозтоваропроизводителей (СХТП), повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в животноводстве и товарном рыбоводстве, повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для производства продукции глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, повышение экономической доступности финансовых услуг, повышение доступности товаров, работ и услуг в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, повышение экономической доступности образовательных услуг, результатов аграрной науки и консультационных услуг.
Что касается действующей политики государственного регулирования развития агропромышленного комплекса, то сейчас она реализуется в таких формах, как: предоставление различных форм государственной поддержки среди субъектов АПК в форме субсидий, государственных закупок и т.д., применение финансовых инструментов, поддерживающих условия для обновления основных производственных средств - парка сельскохозяйственной техники, оборудования, поголовья скота; обеспечение доступности финансово-кредитных инструментов для субъектов АПК; создание необходимых условий для привлечения инвестиций в проекты развития АПК; поддержка экспорта продукции; оказание государственных услуг в сфере ветеринарной и фитосанитарной безопасности; сохранение и развитие инфраструктуры, необходимой для развития АПК РК, - транспортной, водной, хранения, переработки; развитие отраслевой науки и распространение агротехнологических знаний; контроль над расходованием бюджетных средств.
Кстати, если конкретно говорить о сельхозтехнике, то сейчас рынок сельхозмашиностроения Казахстана тянет на 94,3 миллиарда тенге, при этом 22 процента доли рынка представлено отечественным производством - 20,5 миллиарда тенге - производство зерноуборочных комбайнов, тракторов, сеялок и прочего навесного оборудования. В то же время анализ импорта, производства и потребления сельхозтехники показывает, что в сегменте высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов - с производительностью свыше 9 кг/сек. осуществляется импорт только комбайнов из дальнего зарубежья - “Джон Дир”, “Клаас, Кейс”, “Нью-Холанд”, ежегодное приобретение которых составляет в среднем в год 223 единицы.
Потребление в сегменте недорогих комбайнов с производительностью менее 9 кг/сек. составляет в среднем ежегодно 1094 штуки, из которых 34 процента - комбайны отечественной сборки, а 66 процентов - комбайны российского и белорусского производства.
Между тем, по словам министра сельхозведомства, правительством уже утверждены правила субсидирования расходов по финансовому оздоровлению субъектов АПК. Так, для консолидации предложений и выработки дополнительных мер финансового оздоровления на площадке Национальной палаты предпринимателей создан совет кредиторов. Кроме того, на базе НПП действуют комитеты кредиторов, которые принимают совместные решения о целесообразности и возможных мерах оздоровления по каждому крупному заемщику в отдельности.
По данным Минсельхоза, сейчас уже представлены заявки от восьми финансовых институтов на финансовое оздоровления 48 субъектов АПК, общая сумма задолженности по которым составляет 97,9 миллиарда тенге. “Планируется, что в первом полугодии будет произведено фондирование банков для дальнейшего финансового оздоровления субъектов АПК на сумму 140 миллиардов тенге.
Эти деньги привлекаются на фондовом рынке, извне, только ставка вознаграждения субсидируется из бюджета”, - сообщил министр. Что касается инвестиционного субсидирования, то по нему пока только разрабатывают проект правил, в котором принимают участие, как сообщили в сельхозведомстве, “все задействованные стороны”. И, наконец, в течение 2014 года по линии АО “НУХ “КазАгро” планируют ввести в эксплуатацию 66 инвестиционных проектов. Из них 11 проектов - на общую сумму 12,5 миллиарда тенге, в том числе три проекта в сфере переработки сельскохозяйственной продукции запланированы к вводу в первом полугодии.
Хотя на сегодняшний день в части развития перерабатывающей промышленности анализ, проведенный Министерством сельского хозяйства, говорит о том, что в отрасли до сих пор существует несколько сдерживающих ее развитие факторов. Во-первых, это дороговизна и низкое качество сырья, устранить которые можно лишь дальнейшим развитием профессиональных сельхозформирований, во-вторых, немалые трудности создает устаревшее оборудование.
Чтобы решить эту проблему, необходимо стимулировать модернизацию перерабатывающих мощностей через инвестиционное субсидирование, о чем уже упоминалось, а также сделать более доступными кредитные ресурсы и лизинг.
Эта поддержка со стороны государства позволит поставить в равные условия отечественные перерабатывающие предприятия с предприятиями стран ТС. В результате ожидаются увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, сокращение доли импорта по продуктам глубокой переработки молока и сахара во внутреннем потреблении и оказание положительного влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, что также даст положительный эффект в целом на развитие перерабатывающей отрасли АПК.
Кроме того, было бы неплохо увеличить доступность кредитов через субсидирование их стоимости, а также поактивнее применять венчурное финансирование и гарантирование займов. Да и Налоговое законодательство в части решения проблемы “первого” НДС, обложения ИПН личных подсобных хозяйств и улучшения механизма возврата НДС при экспорте давно нуждается в модернизации. Помимо упомянутых нововведений, сохранятся и действующие меры государственной поддержки, такие как субсидирование производства продукции растениеводства, животноводства, переработки сельхозсырья, бюджетное кредитование.
Все вместе, по мнению Мамытбекова, должно будет способствовать повышению конкурентоспособности субъектов АПК в конкурентной борьбе в рамках ТС и предстоящего вступления в ВТО. Между тем как ЕЭС до 2030 года может дать трем странам-участникам “рост ВВП на 25 процентов и еще более 600 миллиардов долларов”.
Кроме того, для создания единых конкурентных условий для СХТП между странами-участницами ТС заключено Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, которое предусматривает, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающий искажающее влияние на торговлю, рассчитывается как процентное отношение объема такой поддержки к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров и не должен превышать 10 процентов.
А усиление интеграции позволит улучшить обеспеченность продовольствием население и сгладить влияние внешних факторов, простимулировать развитие бизнеса за счет устранения торговых барьеров, поможет восстановить горизонтальные связи между отраслями и предприятиями, которые были разорваны после распада СССР. Причем каждое государство ЕЭС при правильном территориальном размещении может добиться изобилия продуктов питания и сырья при меньших общественных издержках и единых технических регламентах на продукцию АПК, направленных на обеспечение качества и безопасности продукции.
В то время как до создания Таможенного союза у каждой из стран-участниц ТС действовали свои национальные технические регламенты, определявшие минимальные требования к безопасности продукции АПК на всех этапах жизненного цикла продукции: поставки сырья, производства, хранения, транспортировки, реализации, утилизации.
При этом установленные в них требования к процессам жизненного цикла пищевой продукции были различные. Это означало, что продукция, произведенная с соблюдением требований казахстанского технического регламента, не может поступить в оборот на рынке России и Беларуси, если она не соответствует требованиям технических регламентов этих стран.
В этой связи в рамках Таможенного союза и разработали 12 технических регламентов, которые устанавливают единые требования для всех трех стран. С их принятием продукция, произведенная с соблюдением всех требований, может перемещаться по территории Таможенного союза без каких-либо ограничений, дополнительных подтверждений и переоформления документов, что, безусловно, будет способствовать увеличению взаимной торговли.
Впрочем, в Казахстане уже в 2013 году объем экспорта продукции АПК в страны ТС вырос в два раза - на общую сумму 534 миллиона долларов, в то время как в 2010 году эта сумма составляла 150 миллионов долларов, что говорит о конкурентоспособности казахстанской продукции. Более того, к 2014 году Казахстан планирует экспортировать 60 тысяч тонн мяса, но, как видно, уже по сегодняшним показателям можно говорить о том, что российский рынок практически открыт для казахстанской животноводческой продукции, а экономическая интеграция положительно влияет на животноводческую отрасль.
В целях дальнейшего повышения удельного веса племенных животных, восстановления и увеличения генофонда мясного скота, а также продуктивных качеств сельскохозяйственных животных у СХТП будет продолжена государственная поддержка фермеров для приобретения племенной продукции отечественной и зарубежной селекции.
Основным способом государственной поддержки будет возмещение затрат СХТП по приобретению племенного материала - животных, семени и эмбрионов.
Кроме этого, будет оказана поддержка СХТП, занимающимся улучшением качественного состава и породных качеств сельскохозяйственных животных, в виде субсидирования затрат по содержанию племенного маточного поголовья и племенных быков-производителей, а также проведению селекционных и племенных работ.
Государственная поддержка будет также распространяться на развитие овцеводства, коневодства, верблюдоводства и птицеводства, что создаст условия для увеличения доли племенного поголовья в общем стаде сельскохозяйственных животных и повысит их продуктивность.
Положительное влияние в этом направлении, по мнению экспертов, может заключаться и в принятии единых нормативно-правовых документов по интеграции в области ветеринарии. Что позволит создать условия для свободного перемещения животноводческой продукции по территории государств-членов ТС на основе единых ветеринарных требований, единых ветеринарных документов, взаимно признаваемых сторонами. В итоге, устранение таможенных, торговых и технических барьеров позволит снизить издержки и окажет благоприятное воздействие на рост товарооборота между предприятиями Белоруссии, Казахстана и России.
Между тем, по итогам прошлого года по всем основным видам продовольствия, согласно данным Минсельхоза республики, доля отечественного производства во внутреннем потреблении достигла более 80 процентов. Причем по таким видам мяса, как говядина, свинина, баранина и конина, обеспеченность составила, соответственно, 94,3, 90,1, 99,5 и 94,9 процента.
Что касается других видов продовольственных товаров, то по таким продуктам питания, как рис обработанный, свекла столовая, мука пшеничная, хлеб, соль пищевая, доля отечественного производства во внутреннем потреблении и вовсе составила 100 и более процентов.
Тем не менее, столь высокий уровень обеспеченности за счет отечественного производства вовсе не означает отсутствие импорта по этим продуктам. Например, несмотря на то, что обеспеченность по рису в прошлом году составила 143,5 процента, его импорт был зафиксирован в объеме 17,1 тысячи тонн, или 20,7 процента от общего объема потребления. Как сообщили в сельхозведомстве, такие цифры объясняются тем, что наряду с импортом по этому продукту имеется экспорт, причем объемы экспорта выше, чем объемы импорта.
Высокой оказалась и обеспеченность по молоку обработанному - 95,7 процента, яйцу куриному - 97,6, картофелю - 97, томатам - 94,7 и соли - 93,5 процента. Относительно высокий уровень обеспеченности был и по огурцам - 86,8 процента, капусте - 86,4, репчатому луку - 83, кисломолочным продуктам - 85,1, сахару - 78,4, а также растительному маслу - 77,3 процента. Вместе с тем, по отдельным продовольственным товарам доля отечественного производства во внутреннем потреблении остается низкой. Это яблоки - 53 процента, мясо птицы - 44,6, колбасные изделия - 53,3, сливочное масло - 61,4, сыры и творог - 49,7 и рыба - 47,8 процента.
Между тем в республике в целях развития товарного рыбоводства (аквакультуры) в Казахстане планируют создать условия для роста объемов выращивания товарной рыбы и расширения ассортимента за счет наиболее ценных видов рыб. При этом потенциал производства товарного рыбоводства до 2020 года оценивается в 15 тысяч тонн. А для поддержки и развития товарного рыбоводства внедрят субсидии на содержание племенного ремонтно-маточного стада ценных видов рыб.
В то же время надо отметить, что в Казахстане одновременно снизились общие темпы роста импорта - с 44 до трех процентов, зато растут показатели экспорта зерна - только пшеницы по итогам 2013 года экспортировали более 4 922,8 тысячи тонн на сумму свыше 1,2 миллиарда долларов. При этом максимум, как всегда, пришелся на такие страны, как Россия и Иран, а также Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Турция, Грузия, Швеция и Афганистан, чья доля в экспорте казахстанского зерна составляет более 98,8 процента.
Вместе с тем, сейчас Минсельхоз прорабатывает создание условий для увеличения экспорта казахстанского зерна, зернобобовых и масличных культур в Китай и страны Юго-Восточной Азии, что является стратегическим направлением расширения рынка. Уже сегодня, согласно данным Международного совета по зерну, ежегодный импорт зерна в Китай варьирует от трех до восьми миллионов тонн.
Учитывая же выгодное географическое расположение и общие границы Казахстана с Китаем, на казахстанско-китайской границе планируют строительство зернового терминала, что должно увеличить и обеспечить бесперебойную поставку казахстанского зерна в Китай и страны ЮВА.
Астана |