|
Константин Маскаев
За 23 года независимости в Украине так и не сумели построить устойчивой экономики и политически стабильного и однородного общества. Казалось бы, зачем такой не самый лакомый кусок Западу, да еще на фоне общеевропейских проблем с экономикой? И почему Россия, даже с учетом неизбежных репутационных потерь, ведет соперничество за ту же самую территорию?
Понятно, что немаловажным аргументом сегодняшней повестки дня, которую, собственно, Россия все последние недели и формирует, является защита прав русских и русскоговорящих от распоясавшихся ультраправых и националистов. Но, видимо, не только и даже не столько это. Хотя фактор исторического и национального родства народов тоже нельзя не рассматривать. Но в данном случае Москву не останавливает даже серьезная ссора со старшим ментальным братом, которым является для русского человека Киев.
В этом серьезном экономическом и стратегическом соперничестве между Западом (включая США) и Россией Украина оказалась заложницей своего географического положения.
Расстояние от матери городов русских до земель московских в пределах 900 километров. Это по шоссе. По прямой 756 километров. Уступая Украину Западу, Россия теряет буферную зону, которую может, например, использовать в гипотетической ракетной дуэли.
Ракеты среднего радиуса действия, типа “Першинг”, в свое время размещенные в Западной Германии, могли достичь стратегических объектов на территории СССР (как раз на Украине и в Белоруссии) за 8-12 минут. В случае размещения элементов стратегического наступательного вооружения в Украине теперь время подлета сжимается еще в два раза. То есть время на эффективную реакцию сокращается. Кроме того, теперь хватает дальности, чтобы накрыть территорию России до Урала. Огромная же промышленная территория, на которой размещено немало предприятий ВПК, становится уязвимой.
О скоростях движения ракет в открытых источниках крайне мало достоверной информации. Но известно, например, что головные части ракет двигаются по сложным траекториям со скоростью около 2500 метров в секунду. Расстояние в 900 километров они способны преодолевать за 10 минут. Понятно, что противоракеты должны обладать возможностью перехвата. И, вероятнее всего, в штатном режиме российские средства ПВО еще сохраняют способность их перехватывать. Но с сокращением дистанции риск возрастает. И ближние к Москве границы в северной и восточной частях Украины как раз лежат в пределах тех пороговых значений, после которых эффективность противоракетной обороны вызывает большие сомнения. Может ли руководство России спокойно наблюдать, как к власти у ближайшего соседа приходят ненадежные персоналии с сомнительной репутацией и предсказуемым вектором предпочтений?
В этом контексте получает объяснение, почему Россия проявила столько решительности. Она отстаивает жизненно важные интересы. В первую очередь свои, и во вторую - своих ближайших союзников. Одновременно Россия дает понять, что сознательно идет на конфронтацию и не отступит. Тем более что в сложившейся сегодня ситуации полагаться на Украину, как на стратегического партнера, Москва не может. Новая киевская власть пока не сумела хотя бы внешне отмежеваться от враждебно настроенной по отношению к России части “электората” в лице “Правого сектора”. Нельзя также исключать, что в ходе предстоящих выборов сегодняшних либералов значительно потеснят радикалы. Россия же, понятно, не может пускать ситуацию на такой рискованный самотек. И позавчерашний референдум в Крыму это демонстрирует. Хотя и без ракетной угрозы России есть что защищать в Крыму. Это все та же стратегически важная площадка, о разрыве договора аренды новое украинское руководство наверняка вскоре могло заявить.
Кроме того, Крым оказался той территорией, население которой не только заявило о своем партнерстве в этом вопросе, но и проявило инициативу и от трибунных деклараций сразу перешло к действию. Нельзя было не воспользоваться такой подачей. Можно не сомневаться, что, вернув часть украинской территории, Москва продолжит превращать часть территории соседа в другие субъекты федерации по примеру Крыма - из все того же стремления держать натовские базы подальше от своих индустриальных центров.
О прямом вторжении, понятно, никто не говорит. Но высока вероятность, что население отдельных областей Украины само проявит инициативу. А стимулом послужит “крымский сценарий”, как успешный опыт и эксперимент, в котором вежливость таки одержала убедительную победу. Тем более что очень скоро в Украине могут начать искать ответ на вопрос о том, кто допустил развитие по такому невыгодному для Украины сценарию. Вероятно, в Москве именно на это рассчитывают.
Теперь последовательными шагами России в Крыму можно ожидать выполнение убедительного комплекса социальных гарантий и шагов по восстановлению экономики.
Тем самым Россия может продемонстрировать той части Украины, где традиционно сильны пророссийские настроения, как изменилось качество жизни и настроение крымчан. Тем более, что сделать это достаточно необременительно. Сегодня социальные выплаты на детей в Украине в среднем в пять раз меньше, чем в России. Минимальная пенсия составляет одну тысячу гривен (около 100 долларов). Это примерно втрое меньше, чем в России. Зарплаты бюджетников ниже на 61 процент. Даже при том, что цены в Украине примерно на 17 процентов ниже российских, покупательная способность населения в Украине на 42 процента ниже.
В случае принятия Крыма в состав России (а вице-спикер Госдумы РФ
Сергей Нарышкин пообещал, что парламент рассмотрит вопрос о присоединении Крыма к России в кратчайшие сроки) новая территория может получить специальные налоговые режимы на переходный период.
Гипотетически Россия в первый год потратит на Крым примерно 2,5 миллиарда долларов. Около 1,4 миллиарда могут составить расходы Пенсионного фонда России. Самой же затратной статьей расходов могут оказаться инвестиции в инфраструктуру, сумма которых даже превысит расходы на стройку в Сочи.
Но вся эта игра стоит свеч, поскольку Крым должен оказаться той витриной, по которой на юго-востоке и в некоторых северных украинских областях будут судить о социальном и экономическом положении присоединенной территории. Теоретически среди новых субъектов РФ можно рассматривать на юге: Одесскую, Николаевскую, Херсонскую и Запорожскую области; на востоке: Луганскую, Донецкую, Харьковскую и Днепропетровскую области; в центральной части и на севере: Кировоградскую, Черкасскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую и даже Киевскую области. |