|
Сагымбай Козыбаев
Горение
Наконец-то имя его возвращается к народу. Постепенно. Вот и в Астане вышел трехтомник его произведений. Благодаря стараниям ученого Дихана Камзабекулы. В Кокшетау одному из учебных подразделений государственного университета дали его имя. Три года назад перевезли прах на родину. В родовых местах потомки-кереи поставили бюст в Северном Казахстане. Полагаю, это только начало.
Имя Смагула Садвокасова (правильно Садуакасџлы), 1900-1933 гг. (не путать с Жанайдаром Садвокасовым, также видным общественным и государственным деятелем), выходит за рамки обычной биографии. Слишком короткий век его - 33 года - вобрал столько пластов, что хватило бы с лихвой на несколько благородных жизней.
А жизнь Смагула, как свеча, как молния, появилась и исчезла, но отблеск ее в сердцах потомков и по сей день. Вот один из сотен штрихов его жизни. Он был первым, кто вывел за пределы Степи через русский язык имена Б. Майлина, Ж. Аймауытова, М. Ауэзова.
Исполнение по совместительству нескольких (порой до десятка) разноплановых должностей и функций - характерная черта буревестников национального духа в бурные и трагические 20-е годы прошлого столетия. Человек мог буквально разрываться, но наиболее талантливый и усердный все успевал, мало того - в каждой стезе оставлял негасимый, немеркнущий след. Посудите сами. Садвокасов - секретарь Казахского бюро РКСМ, член Казпартбюро, полномочный представитель КазЦИКА, член президиума КазЦИКА, член ВЦИКА, заместитель наркома земледелия, председатель Госплана республики, нарком просвещения после Ахмета Байтурсынова, один из основателей национального театра и высшей школы (ректор Казахского педагогического института в Ташкенте, еще в 1927 году)...
Это перечисление - лишь малая толика. Смагул - один из основателей и редакторов (по-нынешнему - главных) национальной прессы. В Омске - газет “Жас азамат”, “Еѓбекшіл жастар”, “Кедей с?зі”, в Оренбурге - предшественницы нынешней “Егемен Ћазаћстан” - “Ушћын”, “Еѓбек туы”, “Еѓбекші Ћазаћ”, журнала “Ћызыл Ћазаћстан” (ныне “Аћићат”).
Из-под пера его выходят один за другим романы и повести: “Сарсенбек”, “Салмакбай - Сагындык”, “Кульпаш”, “Кљміс ћонырау” (“Серебряный колокольчик”), рассказы, литературно-критические и политические статьи.
Неутомимого и неугомонного Смагула друзья называли “Наш Кенесары” (символично: последнее успокоение он нашел на кладбище соратников-сарбазов Кенесары в Астане).
Самая главная заслуга Смагула (и вместе с тем для него роковая) еще в одном. В анналах политической истории Казахстана он остался как неутомимый борец с Голощекиным (а заодно, очевидно, со Сталиным). Это была война с открытым забралом. Новые функционеры от партии, устроившие заново в Казахстане очередной доморощенный Октябрь с репрессиями, не могли простить этого Смагулу. Тотчас ввели партийный термин, противостоящий общей линии большевизма - “садвокасовщина”, организовали в печати тотальную критику. Началась полоса гонений на Смагула.
В 1927 году затравленный, но несломленный, он уезжает в Москву, где пять лет жил изгнанником духовный лидер нации Алихан Букейханов, тесть (Смагул был женат на его дочери Елизавете). Имевший и до этого солидное для того времени образование (медресе, русско-киргизское училище, сельскохозяйственный институт, курсы политехнического института в Омске), Смагул, поступив между делом в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно его заканчивает в 1932 году. По личному распоряжению Сталина отослан в район Воронежа на строительство железной дороги Москва - Донбасс.
...Потрясенный ранней смертью Смагула в Кремлевской больнице (волею судеб - 16 декабря, ее обстоятельства не выяснены до конца, официальная версия - брюшной тиф), классик отечественной поэзии Магжан Жумабаев тотчас откликается стихотворением, как в свое время Лермонтов - на кончину Пушкина. В этом произведении Магжан сравнил своего близкого друга, со времен в Омске, с недосягаемой горой (асћар тау), а казахский народ - сострадальцем, лишившимся отныне своего единственного защитника (“пана”).
Хотя Бог, как говорится, и располагает, думаю порой: сколько же было в Степи высокоодаренных личностей, так рано ушедших из бренного мира. Проживи дольше - кто знает, кем бы они стали, до какой необозримой высоты дошли бы. Сегодня 30-летних, “строящих” зачастую только свою карьеру (не в счет младотюрки, набившие карманы неправедным серебром и обобравшие народ), трудно сопоставить даже с тенью таких, как Смагул.
Если есть все же две формы жизни: гниение и горение, лучше, очевидно, выбрать последнее. Жизнь одного из лучших сыновей нации Смагула Садвокасова - тому достаточно яркий и весомый пример.
Негасимое
В народе четверка-пятерка этих славных имен традиционно упоминается вместе. Как одно неразрывное целое. И равнозначное. Их подвиги неразделимы. Об этом и сказания, и устные предания, и дастаны степные. И исторические свидетельства. Их можно найти и в источниках сопредельных стран - России, Монголии, Китая.
Речь о великих сынах казахов, оставивших неизгладимый след в борьбе с джунгарами, в целом в истории народа. Вот как стихотворно звучит в одном из дастанов: “Әруағына болысқан, Керейде батыр Жәнібек, Қаз дауысты Қазыбек, Қу дауысты Құттыбай, Қаракерей Қабанбай, Қанжығалы Бөгенбай, Абылай сенің тұсында, Сол бесеуі болыпты - ай...”
Из этого списка наиболее “озвученными” являются:
1.
Батыр Кабанбай Кожакулулы (1692-1770). Настоящее имя - Ерасыл. Из подрода каракерей племени найманов. Полководец. Участвовал в сражениях Буланты, Аныракай, Шаган и других. Ему установлены памятники в Турции, Туркестане, Талдыкоргане, Ушарале, близ Астаны находится мавзолей. Посвящена улица в Алматы (бывшая Калинина). Есть и роман о нем К.Жумадилова “Дарабоз”. Отмечено 300-летие батыра...
2. Батыр Богенбай Акшаулы (1680-1775, по другим данным, год смерти - 1776, 1778). Полководец. Из подрода канжыгалы, аргын. В Аныракайской битве возглавил войска Среднего жуза. Имел высший военный чин - Ордабасы. Похоронен в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави. Батыру поставлен памятник в Астане, одна из центральных улиц Алматы носит имя (бывшая Кирова).
3. Казыбек (1667-1764). Один из трех великих биев. Приставка к имени “қаз дауысты” означает наличие у него высшего ораторского искусства, а также мудрости при решении государственных задач. К слову, приставку дал ему хунтайши (хан калмыков) Цеван Рабтан, ошеломленный дипломатическим даром бия. Казыбек из подрода каракесек, аргын. При Тауке-хане был назначен Верховным бием Среднего жуза. Умер в возрасте 97 лет. Похоронен также в мечети Ходжи Ахмеда Ясави. Имя бия носит район Карагандинской области. Посвящены улицы в Шымкенте, Алматы (бывшая Советская). В Астане установлен памятник.
4. Менее известен Куттыбай (приблизительные годы жизни - 1700-1770). Би. Искуссный дипломат, златоуст. Родом из найманов, подрод каракерей. Приставка “ћу (лебединый) дауысты” означает высокую степень владения ораторством. По поручению Абылая вел успешные переговоры в Пекине с императором Цянь-луном. Богом данное умение дипломатии передалось по наследству и генам сыну Байгара би и внуку Актайлак би. Последний был доверенным послом казахских ханов Абильфаиза и Болата. Благодаря Куттыбаю стало возможным заселение казахами пограничных районов с Китаем. Казахи Алтая - и нашего, и сопредельных государств - это помнят. Факты увековечения памяти бия мне неизвестны.
5. Ер Жанибек. Остается он один. И поводом появления этих записей послужило его имя, еще одного из этой великой когорты. А было это так, лукавить не буду. Позвонил Балташ Турсумбаев. Связь прервалась. Грешным делом подумал о “прослушке”, он один из лидеров оппозиционно мыслящих общественных деятелей. Перезвонил сам.
Оказывается, в Национальном пресс-клубе брифинг, посвященный 300-летию Ер Жанибека (1714-1792). “Вы, мол, приглашаетесь на него”.
Поблагодарив, задумался. Ер Жанибек - одна из легендарных фигур народа. А тут юбилейная дата. Вообще-то должны задуматься персоны наверху, наметить положенные в таких случаях мероприятия. Этого, возможно, нет, вот за дело и взялись потомки. В последние годы обычно создаются фонды, начинается сбор средств, чтобы воздать должное своим героям-пращурам. По возможности - воздвигнуть памятник.
Что же, благое дело. Сел за “разборку” своего архива.
При подобных обстоятельствах ситуация одна. Наблюдаю это давно. У нас есть непосвященные по исторической части люди. И не их вина в этом. Просто в дали веков были сражения не только с пресловутыми джунгарами. История изобилует и другими военными событиями разных калибров и масштабов и одинаковыми именами ханов и героев, что впору запутаться. Территория у нас большая, везде были батыры, везде стычки и бои, везде были и междоусобицы, в этом надо умело разбираться и расставлять верные акценты. А тут еще “новоявленные” историки и литераторы все запутали. Каждый в своем огороде - единственный вершитель и судья. В результате получилось по Ежи Лецу: “После очищения истории ото лжи не обязательно остается правда, иногда - совсем ничего”.
Так вот “жанибековская история” требует некоторого разъяснения. В мировой практике исторических деятелей под одним именем многие встречается. И казахи - не исключение.
Поэтому отделим сразу двух ханов Золотой орды - Жанибека Махмуда (годы правления 1342 - 1357), Жанибека II (1364), а также Жанибека - правителя Крымского ханства, бывшего протекторатом (1475-1478).
Наиболее известен султан Аз Жанибек - один из основателей вместе с султаном Кереем (оба потомки Урус-хана) Казахского ханства в XV веке. Он из ветви Орда - Ежена - старшего внука Чингисхана от старшего сына Жошы (Джучи). Орда - Ежен - родной брат Батыя. Эту ветвь принято называть линией джучидов (чингизидов). Жанибек - сын золотоордынского хана, позднее правителя Ак орды Барака, оставил свое имя как объединитель казахских земель. На политическую арену вышло Казахское ханство, это было уже самостоятельное государство всех кочевых племен и родов Дешт-и-Кипчака. А слово “қазақ” превратилось в этноним. Жанибек и Керей являются пращурами многих известных ханов - Хакназара, Тауекеля, Есима, Тауке, Абылая, Кенесары.
Итак, остаются еще два Жанибека. Но есть некоторые разночтения. Поделюсь с некоторыми сомнениями, а точнее - уточнениями. В ушедшем году вышла энциклопедия “Абылай”, приуроченная к его 300-летию. Издана редакцией “Казахская энциклопедия”, это добротная фундаментальная работа с многочисленными источниками абылаевской эпохи.
Что же мы знаем? Ер Жќнібек Бердћулетџлы. Прожил 78 лет. Его мать - дочь Казыбек бия. Родился 300 лет назад, нынче юбилейная дата. Родом - керей из ответвления абак. (Абак-кереи составляют основной костяк диаспоры в Китае, Монголии, Турции. - С.К.). Участвовал Ер Жанибек во многих сражениях с джунгарами. Имя его овеяно славой - отсюда и приставка. В Монголии и Китае о нем вышли романы, есть и поэма, другие письменные предания. Могила батыра в Жарминском районе в Восточно-Казахстанской области.
Жәнібек тархан Қошқарұлы (известен как Шақшақ в честь знаменитого прадеда. - С.К.) Жәнібек (1693-1752). Родился на территории современной Костанайской области. Из подрода момын, племени аргын (это из энциклопедии, есть и другие данные). Уже в 17-летнем возрасте в схватке перед боем вышел один на один с главным военоначальником калмыков, сразив его замертво. Участвовал во всех крупных сражениях, проявив особую доблесть. Вызволив путем дипломатических переговоров из джунгарского плена Абылая, он же благословил его при восшествии на трон ханом. Возглавлял сводные военные соединения Среднего жуза. Был одним из подписантов документа о присоединении к России. В 1743 году указом императрицы Елизаветы ему присвоено звание тархана, первому из казахов. В Степи это равнозначно титулу князя, лорда. Имел жен - дочерей Турсынбая-датка, Айтеке би, калмыкского хана, батыра Касыма керея. Умер в Тургае. Похоронен в Туркестане, мечети Ходжи Ахмеда Ясави. В Аркалыке воздвигнут памятник. Жанибек тархан старше своего тезки Жанибека керея на 21 год. По преданиям, он сам нарек его своим же именем. Что же? Вполне вероятно.
Так вот, в начале этих заметок я привел восьмистишие из вышеуказанной энциклопедии о пятерке великих сынов народа. Оно принадлежит Умбетею жырау, который вместе с Бухаром жырау и Тќтіћара в стихотворной форме один за другим известили Абылая о кончине его близкого сподвижника Богенбая батыра. У казахов горестную весть, по традиции, сообщали мудрецы. В восьмистишии упоминается керей Жанибек. Но... у того же Умбетея известно и другое стишие, где упоминаются уже четверо и второй Жанибек- Шакшакулы: “О, жамағат, жамағат, Қаздауысты Қазыбек, Шақшақұлы Жәнібек, Қаракерей Қабанбай, Қанжығалы Бөгенбай, Үшеуі - батыр, бірі -би. Тәѓірім берген сонда сый. Сол төртеудің біреуі Батырың өлді Бөгенбай!.. (См. Манаш Козыбаев. Собрание сочинений в 7 томах. А., 2013, т.3, с. 295).
Бухар-жырау также упоминает Шакшакулы: “Қаракерей Қабанбай, Қанжығалы Бөгенбай, Қаздауысты Қазыбек, Шақшақұлы Жәнібек. Ормандай көп Орта жүз, Сондан шыққан төрт тірек... “ (См. Звуки пяти веков. На казахском языке, А.,1989,Т.1,с.100).
Так о каком же Жанибеке сказано великими жырау? Или кто-то из современников, то ли путая, то ли по незнанию, что-то скорректировал. В любом случае задача истины - поиск правды.
Все это, возможно, частности. Оба Жанибека батыра остались в благодарной памяти народа. И юбилейную дату нельзя сбрасывать со счетов. Героика прошлого - достойная учительница жизни. И стимул развития нации сегодня, образец для дня завтрашнего.
Поистине, кто владеет прошлым - тот владеет будущим...
Гарна Украина
Все постсоветское пространство приковано в эти дни к телеящику. Особого выбора нет: круглосуточные “Евроньюс” и “Россия-24”, у кого пошире телевизионный пакет - CNN, BBC...
Оценки происходящего диаметрально противоположны. Вновь в актуальности тема “психологической войны” создание в своих интересах гегемонии всепланетного образа “врага” и его малой кровью уничтожение.
Хаос у порога России. Россия эту “войну” проморгала и, извините, пропукала. Даже к стану переговорщиков - Германии, Франции, Польши - многоговорливый глава ее внешнеполитического ведомства не счел нужным присоединиться.
Прямолинеен и страстен лишь один комментатор на всю огромную страну - писатель Александр Проханов, глубоко чувствующий русский дух и русскую (с его точки зрения) патриотичность.
Кто на майдане? Оценка России и ее прессы: с мягкого “активисты” до окончательно сложившегося вердикта - бандеровцы, ультранационалисты, террористы, бандиты, фашисты.
Майдановская оценка - патриоты, не желающие больше мириться с существующей, по мнению возвращенки Юлии Тимошенко, страдалицы и мессии - с “швалью, шайкой Януковича”.
Оценка Запада: они, майдановцы (а значит и вся Украина), - приверженцы европейских традиций и ценностей.
Лишь персона Януковича не нуждается в комментариях. Бездарный, беспринципный хапуга - руководитель нации, бросивший ее на произвол. Бесславный конец на фоне еле поднявшегося вертолета с его нехилой резиденции. Набит он был, конечно, не тряпками. На волне смут и мути, увы, взращиваются диктаторы, да еще с криминальным своим прошлым.
Заслуживает внимания другой хлопец. В этом тихом в детские годы мальчике еще тогда зрело зловещее змеиное збигневское. Целеустремленно посвятивший свою жизнь достижению краха очередной запланированной страны (посредством межнациональной розни и конфессиональной вражды), гениально расставляющий пешки на шахматной доске судеб миллионов, он остается как бы за кадром. Тактик и стратег, он всегда в тени. Вот уже три десятилетия Бжезинский успешно рвет сладкие ягоды с взращенного им сада.
Скорее, более сладкие - еще впереди. Психологическая война во всеоружии пришла на российский порог. Что еще будет с раздираемым Кавказом, другими субъектами, с другими народностями России, которым и элементарного тепла-реверанса не хватило на стадионном шоу под сочинским небом. Братья, конечно, все разные, но это одна плоть и одна душа. И история, и культура России - это культура и история всех ее сыновей.
Иначе нарветесь на клички. Это вам не клика Кличко. Хохлы рассчитались, по сценарию Бжезинского, с москалями. Русофобия набирает обороты. Задумчиво, будто роденовский мыслитель, застыли в неопределенности все бывшие колонии огромной империи.
Лишь матушка-история взирает со своих прошлых и будущих небес: “чего только не было и не будет в моих владениях - временах. И не один предсказатель не вершит моими скрижалями”.
И даже великий кобзарь Тарас (в этом году его 200-летие), в казахских степях в ссылке не думавший о превратностях личной судьбы, желавший своей гарна Украине всех милостей Бога.
Одно из своих теплых украинских эссе еще в 1985 году я начал словами: “Тиха украинская ночь, но сало нужно перепрятать (по глубокой иронии один из украинских губернаторов по фамилии Сало в дни майдана подал в отставку. -
С.К.). Но зачем? Все равно ведь помешают: вся Украина бурлит... И завершил: Самый красивый женский лик лишь на Украине. И самые красивые песни - здесь... Наносное отстоится, перемелется, перемутится...”
Но, боюсь, время упущено. Нарыв - медицинская категория. Надо его вовремя удалять. Иначе пациента ждет ампутация.
Нарыв, к сожалению, имеет и политическую составляющую. И худший ее вариант - неминуемый раскол Украины со всеми ей присущими свойствами.
Увы, леденящими... |